Адм. дело № 2а-134/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2020 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Хаптахаевой Л.А.,
при секретаре Муравьевой О.В.,
при участии помощника судьи Дугаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ДанзановойЭльзи Владимировны к МКУ «Иволгинское районное управление образования» о признании незаконным действия, обязании обеспечить ФИО5 местом в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Данзанова Э.В., обращаясь в суд, просит признать незаконным действие МКУ «Иволгинское районное управление образования», выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р.; обязании предоставить ФИО5 местом в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО5, поставлена на очередь для предоставления места в МБДОУ детский сад «Хараасгай» 10.12.2018г. До настоящего времени ребенок место в детском саду не получил. На обращение в МКУ «Иволгинское районное управление образования» об устройстве ребенка в дошкольное образовательное учреждение ей дан ответ о невозможности предоставлении места с ссылкой на порядок учета детей и комплектации квот в детские дошкольные учреждения. Не предоставление ФИО5 места в дошкольном образовательном учреждении нарушает ее право на образование, закрепленное в Конституции РФ. Полагает, что органом местного самоуправления не предприняты все возможные меры для обеспечения ребенка местом в детском саду.
Административный истец Данзанова Э.В. в суде административное исковое заявление поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в нем. Пояснила, что ребенок стоит в льготной очереди, как ребенок военнослужащего, в течение одного года, место в детском саду «Хараасгай» не предоставлено. Ответчиком были предложены места в других детских садах, но она от них отказалась, поскольку данные сады находятся за пределами населенного пункта, в котором проживает ребенок. Личного транспорта в их семье нет, возить в другие села нет возможности. Считает, что действиями административного ответчика нарушены права ее малолетней дочери на образование. Просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика МКУ «Иволгинское районное управление образования» Дылыкова Т.Д., действующая на основании доверенности, административное исковое заявление не признала, поддержав доводы своего отзыва. Суду пояснила, что комплектация ДОУ осуществляется в порядке очередности, в соответствии с положениями административного регламента муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми», утверждённый постановлением главы МО «Иволгинский район» от 16.12.2019г. № 69-п. Учет детей и комплектование осуществляется с использованием системы «Электронное образование Республики Бурятия», которая обеспечивает детей с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот. Комплектование осуществляется из принципа 50 х 50 (дети из льготной очереди и общей). ФИО5 поставлена на учет в льготную очередь, как ребенок военнослужащего. В настоящее время МБДОУ детский сад «Хараасгай» полностью укомплектован, переполнен, свободных мест не имеется. Принцип очередности в комплектовании муниципальных ДОУ не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию. Данный принцип характеризует порядок комплектования ДОУ, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной или первоочередной прием в учреждение. Порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений. Реализация истцом конституционных прав на получение его детьми дошкольного образования не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОУ. Наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать, как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении детей истца. В связи с обращением административного истца с вопросом об устройстве ребенка в детский сад, ответчиком было предложено место в других ДОУ, где имеется возможность устроить ребенка в качестве альтернативного варианта. Таким образом, административным ответчиком предприняты все возможные меры по устройству ФИО5 в детский сад с учетом имеющихся возможностей. По состоянию на 13.01.2020г. ФИО5 занимает позицию в очереди 50. Администрацией МО «Иволгинский район» совместно с МКУ «Иволгинское РУО» и органами государственной власти Республика Бурятия предпринимаются меры по увеличению охвата детей дошкольным образованием и снижению очередности в ДОУ. В 2019г. осуществляется строительство детских садов на территории района. Довод истца о недостаточных мерах по обеспечению местом в ДОУ ребенка считает не обоснованным. В дополнении к отзыву представитель административного истца указала, что МБДОУ «Хараасгай» переполнен, при проектной вместимости 150 детей в настоящее время его посещают 280 детей. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Выслушав участников стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст.ст. 7, 43 Конституции РФ, установлено право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Положением ст. 5 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств; гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Как следует из материалов дела, дочь административного истца ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р., проживающая по адресу: <адрес>, поставлена в очередь для получения места в МБДОУ «Хараасгай» на первоочередной прием (по категории - ребенок военнослужащего) 10.12.2018г. До настоящего времени место в указанном дошкольном учреждении не предоставлено.
Довод административного искового заявления, административного истца о том, что органами местного самоуправления не предприняты все возможные меры для обеспечения ребенка местом в детском саду, суд находит убедительным и заслуживающим внимания, поскольку на протяжении длительного времени дочь административного истца не обеспечена местом в дошкольном образовательном учреждении.
Заявление представителя административного ответчика о том, администрацией МО «Иволгинский район» совместно с МКУ «Иволгинское РУО» и органами государственной власти Республика Бурятия предпринимаются меры по увеличению охвата детей дошкольным образованием и снижению очередности в ДОУ, суд принимает во внимание, но при этом, учитывая вышеизложенное, полагает, что предпринятые меры являются не достаточными.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.
В связи с этим, у МКУ «Иволгинское районное управление образования» имеется обязанность обеспечить ребенка административного истца местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе, принять меры для решения вопроса об его устройстве в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.
Довод представителя административного ответчика о том, что административному истцу Данзановой Э.В. были предложены места для ребенка в детских садах в с. Тапхар, с. Верхняя Иволга, суд принимает во внимание, но не находит его доказывающим принятие административным ответчиком достаточных мер по устранению нарушения прав несовершеннолетней ФИО5 на образование с учетом территориальной доступности. В данном случае суд учитывает территориальную удаленность предложенных дошкольных образовательных учреждений от места проживания ребенка и отклоняет доводы ответчика в этой части, как не обоснованные.
Обсудив доводы сторон, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что у Данзановой Э.В. имелись все основания для получения места для ее ребенка в детском саду, а именно: достижение ребенком необходимого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение вуполномоченный орган. Возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, административному истцу, как того требует законодательство об образовании, не предлагалось. Таким образом, суд усматривает в действиях административного ответчика существенное нарушение права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Не предоставление места для ребенка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком своих полномочий, возложенных на него законом, о нарушении конституционного права ребенка на дошкольное образование. При таких обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению. Суд считает необходимым обязать административного ответчика МКУ «Иволгинское районное управление образования» обеспечить местом несовершеннолетнюю ФИО5 в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
Пунктом 1.1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» установлено положение о том, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
Указанная норма предполагает обеспечение территориальной доступности соответствующих образовательных учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня и обязаны в силу требований Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» получить общее образование, в том числе дошкольное.
Требования территориальной доступности образовательных учреждений обусловлены интересами охраны здоровья детей и на федеральном уровне в виде пешеходной доступности образовательных учреждений предусмотрены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Данзановой Эльзы Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным действие МКУ «Иволгинское районное управление образования», выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнего ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать МКУ «Иволгинское районное управление образования» обеспечить местом несовершеннолетнюю ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Хараасгай» в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Хаптахаева Л.А.