Дело № 2-318/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Кирс 19.06.2018
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Неволиной С.П., при секретаре Катаргиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области г. Кирс гражданское дело по иску прокурора Верхнекамского района Кировской области в интересах Смолиной Г.Н. к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнекамского района в интересах Смолиной Г.Н. обратился в Верхнекамский районный суд с иском, в обосновании указав, что проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверкой выявлены нарушения законодательства о мерах социальной поддержки медицинских работников проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области. В ходе проверки установлено, что Смолина Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Соответственно, пользуется коммунальными услугами отопления и освещения квартиры. В соответствии с Законом Кировской области от 04.12.2007 № 203-ЗО <адрес> является поселком городского типа. Смолина Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» <адрес> амбулатория в должности медицинской сестры <данные изъяты>. В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) Смолина Г.Н. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением до декабря 2004 года включительно. В силу принятого Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 года предоставление Смолина Г.Н. жилищно-коммунальных льгот прекратилось. В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области 1.12.2011 года №376 «О принятии в собственность муниципальных учреждений здравоохранения» с 01.01.2012 года МУЗ «Верхнекамская ЦРБ» перешла в собственность Кировской области. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смолина Г.Н. за счет своих средств оплатила услуги по отоплению в размере № рублей. Согласно Закону Кировской области от 3.11.2004 года №267-ЗО, Смолиной Г.Н. ежемесячно производилась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила № рублей. За период трудовой деятельности ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смолина Г.Н. произвела оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению своей квартиры в размере 52366,1 рублей, которые ей не компенсировались. Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. В соответствии с п.1 ст.153 названного Закона установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поскольку Смолина Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории <адрес>, работает в учреждении здравоохранения, то есть имеют место, длящееся правоотношения, поэтому сумма недополученной Смолиной Г.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсации на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению в размере 52366,1 рублей подлежит взысканию с Министерства финансов Кировской области в силу ст.125 ГК РФ. Прокурор просит взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Смолина Г.Н., проживающей по адресу: <адрес>, понесенные ею расходы по оплате услуг отопления и освещения квартиры за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 52366,1 рубля. Обязать КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» обеспечить выплату Смолиной Г.Н. указанной суммы.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Верхнекамского района Жукова А.А. от исковых требований к КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» отказалась, просит привлечь КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» в качестве третьего лица. Также прокурором были уменьшены исковые требования. Прокурор просил взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Смолиной Н.Г., проживающей по адресу: <адрес>, фактически понесенные ею расходы по оплате услуг отопления и освещения квартиры за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47116,79 рублей.
Истица Смолина Г.Н. в судебном заседании поддержала ходатайство прокурора об отказе от исковых требований к КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ», а также представила письменное заявление об уменьшении исковых требований, просила суд взыскать фактически понесенные ею затраты на оплату услуг отопления и освещения квартиры за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47116,79 рублей.
Представитель ответчика Министерства финансов Кировской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие. В суд предоставил письменные возражения, в котором указано, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 (то есть одновременно: работали, и проживали в сельской местности, пользовались льготами). Это должно подтверждаться документами о начислении платы за жилое помещение и коммунальных услуг и документов о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленными уполномоченными лицами, то есть организациями, осуществляющими обслуживание жилых помещений, которыми пользовался истец, либо органами местной власти. Законом Кировской области № 267-ЗО установлена система мер социальной поддержки данным лицам, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее предоставляемых льгот, в нем отсутствует какие-либо указания на компенсацию ранее действующих льгот. Часть 6 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 не определяет источник и порядок финансирования льгот медицинским и фармацевтическим работникам, поэтому ответственность за обеспечение льгот должна нести Российская Федерация. Полагают, что данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 года за счет средств Федерального бюджета. Считают, что истцом пропущен срок исковой давности в части требований о взыскании денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просят в удовлетворении требований по иску прокурора отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Верхнекамском районе» судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В суд предоставили письменный отзыв, в котором указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Смолина Г.Н. является получателем частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО в Управлении социальной защиты населения в Верхнекамском районе. Установленные Законом меры социальной поддержки являются дополнительной мерой поддержки сельских специалистов государственных и муниципальных учреждений, финансируемой за счет средств областного бюджета. Смолина Г.Н. получает частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждает факт предоставления меры социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Считают, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителя, с требованиями искового заявления не согласны.
Определением Верхнекамского районного суда Кировской области в качестве третьего лица, привлечена к участию в деле, ФИО2, являющаяся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Третье лицо, Смолина Л.Ю. в судебном заседании пояснила, что в спорном жилом помещении зарегистрирована и проживает Смолина Г.Н., которая производит оплату коммунальных услуг в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 и ч. 2 ст.55 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ч.2 п.9 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее - Основ), утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1, в редакции до 1.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.9 ст.63 Основ признан утратившим силу.
Однако статья 63 Основ была дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Замена в действующем законодательстве слов «права и льготы», «льготы» на «меры социальной поддержки» не могут свидетельствовать о снижении уровня социальной защиты медицинских работников, которое предоставлялось до 01.01.2005.
Признание же статьей 35 Федерального закона утратившей силу п.9 ст.63 Основ не может рассматриваться как утрата права на равноценные меры социальной поддержки с 01.01.2005.
Соответственно, обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, того объема обеспечения, который был установлен до 01.01.2005, возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и за счет областного бюджета.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст.4 указанного закона размер частичной компенсации утверждается Правительством области.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с п.1 ст. 153 названного закона установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Смолина Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Верхнекамскую центральную районную больницу медицинской сестрой; ДД.ММ.ГГГГ назначена старшей медсестрой <данные изъяты> отделения; ДД.ММ.ГГГГ переведена палатной медсестрой в <данные изъяты> отделение; ДД.ММ.ГГГГ переведена в детскую консультацию на должность медсестры <адрес> амбулатории; ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты> отделение на должность медсестры палатной; ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты> отделение на должность медсестры в <адрес> амбулаторию. На основании постановления администрации Верхнекамского района от 23.09.2011 № 1088 Верхнекамская ЦРБ переименована в МБУЗ «Верхнекамская ЦРБ», на основании распоряжения Департамента здравоохранения Кировской области от 14.12.2011 № 1027 в КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ». ДД.ММ.ГГГГ Смолина Г.Н. переведена в амбулаторию <адрес> на должность медсестры процедурной, где и работает по настоящее время (л.д. 7-9, 10-13).
Согласно Уставу КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» данное учреждение здравоохранения, находится в ведении субъекта РФ – «Кировская область» (л.д. 31-35).
Смолина Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, соответственно пользуется коммунальными услугами по отоплению. Совместно с истцом на данной жилой площади зарегистрированы: <данные изъяты> - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> - ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> - ФИО8. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/3доли ФИО2 (после заключения брака ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 1/3 доли ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 1/3 доли ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д. 22-24).
Из справки КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Верхнекамском районе» следует, что ФИО1, ФИО, ФИО8 ФИО2, ФИО4, ФИО9 не являются получателями мер социальной поддержки (л.д.27-28, 162-164).
Согласно справке МКУ Администрация <адрес> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> амбулатория КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» расположена на территории поселка городского типа <адрес>, который является административным центром Муниципального образования <адрес> городское поселение (л.д. 29).
До ДД.ММ.ГГГГ Смолина Г.Н. пользовалась льготой по бесплатному предоставлению жилья с отоплением и освещением, что подтверждается правкой КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» (л.д. 30), сметой расходов на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 118-127).
За период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ Смолина Г.Н. за счет своих средств оплатила услуги по отоплению в размере № рублей и освещению в размере № рублей, что подтверждается платежными документами, выписками из лицевого счета, справкой <данные изъяты>, справкой <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и справкой Кировского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии задолженности за коммунальные услуги (л.д. 37-117, 159, 36, 110).
Согласно справке КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Верхнекамском районе», Смолина Г.Н. является получателем МСП Компенсация расходов на жилищно-коммунальные услуги» ЛК «Сельские специалисты» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ частичная компенсация выплачивалась ежемесячно в размере № рублей (л.д. 26).
Согласно расчету суммы иска, предоставленного прокурором, с учетом частичной компенсации расходов на ЖКУ, выплаченной истице, сумма понесенных затрат Смолиной Г.Н. на оплату услуг за отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 47116 рублей 79 копеек (л.д. 158).
На основании изложенного, оценивая доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что до 01 января 2005 Смолина Г.Н. получала возмещение расходов, связанных с отоплением и освещением жилого помещения. Данные обстоятельства ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.
Поскольку Смолина Г.Н. по настоящее времени работает в амбулатории <адрес> КОГБУЗ «Верхнекамской ЦРБ», проживает в <адрес>, до 01.01.2005 пользовалась льготой по бесплатному предоставлению жилья с отоплением и освещением в КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ», что подтверждено документами в ходе судебного заседания. Применение положений Закона Кировской области от 03.11.2004 № 267-30 не освобождает Министерство финансов Кировской области от принятия мер социальной поддержки в соответствии с ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета области, поскольку это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.
Постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/316 утверждено "Положение о Министерстве финансов Кировской области" (далее - Положение). В пункте 1.1. данного Положения указано, Министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием (п.1.5 Положения).
В случаях, предусмотренных ст. 125 Гражданского кодекса РФ, министерство финансов Кировской области, как финансовый орган субъекта Российской Федерации «Кировская область», может выступать от лица казны субъекта Российской Федерации «Кировская область», которую в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Кировской области от 06.10.2008 № 287-30 составляет государственное имущество Кировской области, не закрепленное за унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, а также средства областного бюджета.
Понесенные Смолиной Г.Н. затраты министерством финансов Кировской области не компенсировались. Не возмещенная часть затрат составляет 47116 рублей 79 копеек, которую просит взыскать истец.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, надлежащим ответчиком по делу является министерством финансов Кировской области.
Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ у Смолиной Г.Н. возникло право на получение льготы по оплате отопления и освещения, поэтому такое право сохраняется за ней и с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит возмещению расходы по оплате услуг отопления и освещения квартиры в размере 47116 рублей 79 копеек.
Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает Смолина Г.Н., передано в ведение Кировской области, расходы по оплате за отопление подлежат взысканию с министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область».
Доводы представителя ответчика о применении пропуска срока исковой давности в части требований о взыскании денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом отклоняются.
Согласно ч.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно уточненным исковым требованиям, истец просит взыскать денежную сумму с 1.05.2015, исключен апрель 2015 г., исковое заявление прокурора поступило в суд 23.05.2018, соответственно, в отношении требований за май 2015 года не пропущен срок исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Верхнекамского района Кировской области в интересах Смолиной Г.Н. удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Смолиной Г.Н., проживающей по адресу: <адрес> фактически понесенные ею расходы на оплату услуг отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47116 рублей 79 копеек.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться по истечении пяти дней после окончания судебного разбирательства.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.
Федеральный судья С.П.Неволина