Решение по делу № 33-6599/2023 от 16.11.2023

УИД 72RS0025-01-2023-005939-27

Номер дела в суде первой инстанции 2-7294/2023

Дело № 33-6599/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень                                             11 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Чесноковой А.В.,

судей:                           Малининой Л.Б., Драчевой Н.Н.,

при секретаре:                             Матвеевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 19 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, обязании назначить пенсию досрочно – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО7, объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области о признании решения ответчика об отказе включить в трудовой стаж период работы в органах внутренних дел, обязании ответчика включить в страховой стаж временя работы с 25.10.1993 по 25.12.2001, и назначить пенсионное обеспечение в соответствии с наступлением права на досрочную пенсию.

Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика было отказано во включении в страховой стаж периода работы в ОВД в районах, приравненных к Крайнему Северу, который составил 9 лет 5 месяцев. Как указывал истец, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указанный период работы подлежит учету и ему надлежит назначить страховую пенсию по старости досрочно.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области ФИО6 в судебном заседании с исковыми требования не согласилась.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен истец ФИО1 В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить.

В доводах жалобы указывает, что статьёй 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст. 4 закона, а в ст. 12 данного закона поименованы также периоды службы в органах внутренних дел. Считает, что принятым решением допущена дискриминация по профессиональному признаку.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области, извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.

    Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 17.01.2021 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32, пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Решением ответчика в досрочном назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием права. В стаж на соответствующих видах работ по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ не зачтён период с 25.10.1993 по 25.12.2001 – служба в МВД РФ ОВД Октябрьского района ХМАО.

    С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

    В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

    Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что положениями действующего пенсионного законодательства не предусмотрена возможность приравнивания службы в органах внутренних дел к работе в районах Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем период службы истца с 25.10.1993 по 25.12.2001 в МВД РФ ОВД Октябрьского района ХМАО не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Частью 1 статьи 11 вышеуказанного Закона предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшим по 31 января 2014 года) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, не предусматривают включение в стаж работы в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.

Таким образом, период прохождения службы в органах внутренних дел включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему районов при определении права на пенсию.

По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О и др.).

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для включения спорных периодов прохождения истцом службы в органах внутренних дел в подсчет специального стажа по пункту 6 части 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у суда первой инстанции не имелось.

Учитывая изложенное, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

    Оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 декабря 2023 года.

33-6599/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зубков Валерий Юрьевич
Ответчики
ОФП и ССРФ по ТО
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Чеснокова Анжелла Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
16.11.2023Передача дела судье
11.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Передано в экспедицию
11.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее