ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2016 г. по делу № 33-5035/2016
Судья Гасанов Ш.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Магадовой А.В. и Багаутдиновой Ш.М.,
при участии прокурора отдела Прокуратуры Республики Дагестан Магомедова А.И.
при секретаре Меджидовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника правового управления Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»(далее МО с ВД «город Махачкала» по доверенности Мурадова С.Г. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 21 июня 2016 года, которым постановлено:
«Иск заместителя прокурора г. Махачкала удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «город Махачкала» предоставить Федоренковой М. Н. в черте границ МО ГО «город Махачкала» благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером не ниже установленных социальных норм в порядке очереди в списках для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать Федоренкову М. Н. поставленной на учет для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 23.08.2011 года».
Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя Администрации МО ГО «город Махачкала» по доверенности № 2443/0206 от 03.10. 2015года Магомедова А.И. об удовлетворении апелляционной жалобы, объяснение прокурора Магомедова А.И. полагавшего решение суда законным и обоснованным, объяснение Федоренковой М. Н. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г.Махачкала обратился в суд с исковым заявлением в интересах Федоренковой М.Н. к Администрации МО ГО «город Махачкала» об обязании предоставить жилье.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой города Махачкалы проведена проверка по обращению Федоренковой М.Н. о не предоставлении жилья, которой установлено, что Федоренкова М. Н., <.> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Федоренкова М.Н. <.> была поставлена на учет для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей постановлением администрации МО «Буйнакский район» от 23.08.2011 №348 «О постановке на учет для получения жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Следовательно, право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма у Федоренковой М.Н. возникло еще 23.08.2011г. Однако по сведениям, полученным из жилищного отдела администрации г.Махачкалы, Федоренкова М.Н. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 11.09.2013г. Перемена места жительства не должна стать обстоятельством, препятствующим реализации права на жилье, предусмотренного Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В суде первой инстанции помощник прокурора г.Махачкала Загидиев К.С. исковые требования поддержал по изложенным основаниям и просил их удовлетворить, пояснив, что отсутствие денежных средств в бюджете города на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации города, не освобождает ответчика от обязательств, предусмотренных законодательством о предоставлении истцу жилья.
Представитель администрации Пшуков К.Г. просил в иске отказать по тем основаниям, что в соответствии с п. 9 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. На момент принятия Федоренковой М.Н. на учет в администрацию г, Махачкалы в качестве нуждающейся в жилом помещении ей исполнилось уже 24 года, а это значит, что Федоренкова М.Н. не имеет право на получение жилого помещения в г. Махачкала. Обязательство перед Федоренковой М.Н. о предоставлении в ее пользование жилого помещения сохранилось у администрации МО «Буйнакский район».
Судом постановлено приведенное выше решение.
На указанное решение представителем МО ГО «город Махачкала» Мурадовым С.Г. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований
Считает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
В жалобе указано, что Федоренкова М.Н. состоит с 2011 г. на учете
для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации МО «Буйнакский район» от 23.08.2011 г. После смены места жительства Федоренковой М.Н. переезда ее в г. Махачкала, она была поставлена на учет администрацией г. Махачкалы для получения жилья в качестве сироты с 11.09.2013 г.
Администрация г. Махачкалы является самостоятельным юридическим лицом и не несет ответственности за обязательства администрации МО «Буйнакский район». Из справки от 23.08.2011 г. № 348 видно, что Администрация МО «Буйнакский район» имеет обязательство перед Федоренковой М.Н. о предоставлении в ее пользование жилого помещения. Данное обязательство не несет субсидиарный характер.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
То есть, постановка на учет и предоставление жилья носит исключительно заявительный характер. Следует отметить, что истица по достижению ею 18 лет вплоть до достижения ею 23 летнего возраста имела право самостоятельно написать заявление для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но исключительно по своей вине не пользовалась своим законным правом на протяжении 5 лет.
Проверив материалы дела, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при вынесении решения допущены судом первой инстанции.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей с 01 января 2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Республикой Дагестан принято Постановление Правительства Республики Дагестан №161 от 02.06.2009 «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет республиканского бюджета Республики Дагестан» согласно которого, дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Удовлетворяя исковые требования прокурора обязать администрацию МО ГО «город Махачкала» предоставить Федоренковой М. Н. в черте границ МО ГО «город Махачкала» благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером не ниже установленных социальных норм в порядке очереди в списках для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и признать Федоренкову М. Н. поставленной на учет для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 23.08.2011 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером не ниже установленных социальных норм у Федоренковой М.Н. возникло еще 23.08.2011г., и перемена места жительства не должна стать обстоятельством, препятствующим реализации права на жилье, предусмотренного Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Однако с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться и полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Действительно из материалов дела следует и судом установлено, что до достижения возраста 23 лет Постановлением администрации МО «Буйнакский район» от 23.08.2011 г. №348 Федоренкова М.Н. поставлена на учет на получение жилья и 30.05.2013 г. №146 Федоренкова М.Н. снята с регистрационного учета по месту жительства в сел. Ишкарты Буйнакского района в связи с переездом в г. Махачкала.
В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением Федоренкова М.Н. встала на учет нуждающихся в получении жилых помещений с 11.09.2013г., тем самым администрацией г. Махачкала признана обязанность обеспечить Федоренкову М.Н. жилым помещением.
Судом установлено и из материалов гражданского и личного дела Федоренковой М.Н. следует, что Федоренкова М.Н., <.> г.р. поступила в дом ребенка 18.01.1989 г. в связи с отказом ее одинокой матери, выбыла из дома ребенка 12.11.1989 г. в детский дом семейного типа Булавкиных на основании решения исполнительного комитета горсовета г. Пенза-19 №373 от 30.11.1989 г.
Постановлением администрации МО «Буйнакский район» от 23.08.2011 г. №348 Федоренкова М.Н. поставлена на учет на получение жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18 лет и старше по месту жительства в сел. Ишкарты Буйнакского района.
Постановка на жилищный учет по предоставлению жилого помещения по категории «дети-сироты» свидетельствует о признании права на получение жилого помещения.
Постановлением администрации МО «Буйнакский район» от 30.05.2013 г. №146 Федоренкова М.Н. снята с регистрационного учета по месту жительства в сел. Ишкарты Буйнакского района в связи с переездом в г. Махачкала. Однако указанные действия администрации Мо «Буйнакский район» Федоренковой М.Н. не обжалованы.
Письмом Управления по жилищным вопросам Администрации г. Махачкала 12.03.2014 г. №38 ж/о сообщено, что Федоренкова М.Н. принята на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения с 11.09.2013 г. после смены места жительства Федоренковой М.Н. переезда ее в г. Махачкала,
Из материалов дела следует, что согласно данным жилищного отдела администрации г.Махачкалы, Федоренкова М.Н. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 11.09.2013г., с момента ее обращения в администрацию г. Махачкалы.
Постановлением Администрации г. Махачкала от 02.12.2013 г. № утвержден протокол жилищной комиссии о принятии на учет Федоренковой М.Н., имеющей право на получение жилого помещения жилищного фонда РД по договору социального найма по категории дети-сироты.
В личном деле Федоренковой М.Н. имеется протокол от 20.09. 2013года, утвержденный Постановлением Главы г. Махачкала 02.12. 2013года жилищной комиссии о признании Федоренковой М.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося Федоренкова М.Н. Главе Администрации г. Махачкала обратилась 11.09. 2013 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия исходит из того, что обеспечение Федоренковой М.Н. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться органом местного самоуправления за счет целевых денежных средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета МО г. Махачкала, в соответствии с очередностью предоставления жилья по сформированному МО г. Махачкала списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с очередностью.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции полагает, что права истца на получение жилого помещения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан с 1 января 2013 г., предполагающем предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с очередностью, не нарушены, Администрацией г.Махачкала признана обязанность обеспечить Федоренкову М.Н. жилым помещением, соответственно права Федоренковой М.Н. не нарушены. Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что Администрацией г.Махачкала признана обязанность обеспечить Федоренкову М.Н. жилым помещением и факт обращения в органы местного самоуправления в части обеспечения Федоренковой М.Н. как лица социально-незащищённого, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имело место быть 11.09. 2013года, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что отсутствует спор о праве.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного г. Махачкалы от 21 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска заместителя прокурора г. Махачкала отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: