ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0008-01-2022-000331-92Дело №2-649/2022 № 33-2010/2023 | Председательствующий судья первой инстанции | Синицына О.П. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2023 года г.Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Готовкиной Т.С.,
судей Курской А.Г.,
Любобратцевой Н.И.,
при секретаре Затонском М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Крым о взыскании сумм, причитающихся при увольнении, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08 августа 2022 года, -
У С Т А Н О В И Л А:
В январе 2022 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым (далее Межрайонная ИФНС №2 по Республике Крым), в котором, с учетом поданных в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнений, просила взыскать компенсации в виде не включенных в размер денежного содержания сумм выплаченных средств материального стимулирования – квартальные в размере <данные изъяты> руб., сумм выплаченных премий сверх финансирования в размере <данные изъяты> руб., недоплаченную сумму отпускных за период с 01.07.2018г. по 01.07.2021г. в размере <данные изъяты> руб., недоплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., компенсацию в порядке ст.236 ТК РФ в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец с 26.12.2014г. замещала должность государственной гражданской службы <данные изъяты> №2 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Крым.
Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Крым реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым.
Приказом МИФНС №2 по Республике Крым от 23.06.2021г. была уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб., однако расчет денежного содержания произведен с нарушением Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562, поскольку не приняты во внимание суммы материального стимулирования за 2020 год и премии.
Ссылаясь на положения ст.236 ТК РФ просила взыскать проценты (денежную компенсацию), а также в порядке ст.237 ТК РФ компенсацию морального вреда.
Также указывала на наличие оснований для взыскания в ее пользу недоплаченного денежного содержания за период нахождения в отпуске, а также недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск.
Протокольным определением Джанкойского районного суда Республики Крым от 21 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Крым (т.1 л.д.86).
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 08 августа 2022 года исковые требования удовлетворены частично; с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым в пользу ФИО1 взысканы сумма денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 01.07.2018г. по 01.07.2021г. и компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., из которых НДФЛ – <данные изъяты> руб., невыплаченных средств материального стимулирования – квартальные в размере <данные изъяты> руб., компенсации в виде не включенной в размер денежного содержания суммы невыплаченных премий сверх финансирования (материального стимулирования сверх фонда оплаты труда) в размере <данные изъяты> руб., компенсация в порядке ст.236 ТК РФ в размере <данные изъяты> руб.; компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; в остальной части исковых требований отказано.
Дополнительным решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 30.11.2022г. взыскано с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым в пользу ФИО1 судебные расходы на услуги представителя в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с таким решением суда от 08.08.2022г., Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
По мнению автора жалобы, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права.
Так, автор жалобы указывает, что средства материального стимулирования учитываются в составе денежного содержания только при выплате их в виде премии за выполнение особо важных и сложных заданий; отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ к составным частям денежного содержания гражданского служащего законодательно прямо не предусмотрено.
Судом оставлены без внимания письма Федерального казначейства РФ от 10.06.2021г., Министерства труда Российской Федерации от 22.03.2019г. и 05.05.2021г.; в тексте решения не указаны мотивы их отклонения.
Также автор жалобы указывает, что суд при разрешении заявленных требований о взыскании недоплаченной суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 01.07.2018г. по 01.07.2021г. необоснованно применил правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018г., которая, по мнению автора жалобы, к спорным правоотношениям не применима.
Истцом пропущен срок обращения в суд с указанными выше требованиями и только часть заявленного периода находится в пределах срока давности.
По мнению автора жалобы основания для взыскания денежной компенсации по ст.236 ТК РФ отсутствуют.
В материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие определить наличие и степень нравственных страданий истицы по поводу якобы недоплаченных при увольнении денежных средств; не указано, какими неправомерными действиями ответчика привели к озвученной истцом недоплате денежных средств.
В дополнениях на апелляционную жалобу указано, что суд при вынесении решения согласился в расчетом инспекции, в котором установлено арифметическое несоответствие сумм недоплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Олейниковой Т.А. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В неудовлетворенной части исковых требований решение суда истицей не обжалуется.
Дополнительное решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 30.11.2022г. ответчиком не обжалуется.
Стороны и третье лицо в заседание суда апелляционной инстанции не явились. О времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о времени и месте рассмотрения указанной апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.
Представителями сторон в адрес судебной коллегии направлены ходатайства о проведении судебного заседания в их отсутствие.
Руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников по делу.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, приходит к нижеследующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 с 26.12.2014г. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым в должности <данные изъяты> 09.06.2016г. переведена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации <данные изъяты>; 30.05.2017г. назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации <данные изъяты>; 09.06.2018г. назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации <данные изъяты>3; 11.01.2021г. назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации <данные изъяты> 30.06.2021г. с истцом расторгнут служебный контракт, последняя освобождена от занимаемой должности по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе), что, в частности подтверждено данными трудовой книжки ФИО1., приказом о прекращении (расторжении) трудового договора (служебного контракта) с работником от 23.06.2021г. № (т.1 л.д.30-43).
Согласно пункта 9 служебного контракта № от 26.12.201г., с учетом заключенным к нему дополнительных соглашений от 23.04.2015г., 12.05.2016г., служебного контракта № от 09.06.2016г., дополнительного соглашения к служебному контракту от 09.06.2016г. № от 24.05.2017г., служебного контракта № от 30.05.2017г., дополнительного соглашения к нему от 15.12.2017г., служебного контракта № от 09.06.2018г., служебного контракта № от 11.012021г., заключенных с ФИО1, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС №2 по Республике Крым, исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (т.1 л.д.106-110, 112-115, 117-121, 123-126, 128-131).
Согласно пункту 10 служебных контрактов, приведенных выше, заключенных с ФИО1, которые аналогичны по своему содержанию во всех служебных контрактах, гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение приказов ФНС России от 10.09.2020 №, приказом УФНС России по Республике Крым от 17.09.2020 № Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым реорганизована путем присоединения к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Крым (т.1 л.д.104).
22.11.2021г. ФИО1 в адрес Межрайонной ИФНС №2 по Республике Крым направлена претензия, в которой указано на необходимость выплаты причитающихся ей при увольнении выплат, по результатам рассмотрения которой письмом Межрайонной ИФНС №2 по Республике Крым от 02.12.2021г. исх. №, разъяснено, что при увольнении истцу была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб., исчисленная в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №, оснований для увеличения последней не имеется (т.1 л.д.46-49).
Согласно имеющихся в материалах дела письменных возражений ответчика, в последних указано на отсутствие оснований для включения в состав денежного содержания при расчете компенсации средств материального стимулирования и премий сверх финансирования (т.1 л.д.95-103).
Исследовав представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что месячное денежное содержание истца, на основании которого производилась выплата денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, а также компенсаций за отпуска, безосновательно исчислено ответчиком без учета сумм материального стимулирования, выплаченного за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, так как оно относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судебная коллегия находит такие выводы суда правильными, а доводы ответчика о том, что указанное истцом материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего - основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статья 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при где доставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 указанных Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 1 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжение: служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников. замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного держания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительств; Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральных: государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Крым, изданных на основании приказов УФНС России по Республике Крым, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, а также выплаченных премий, относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержание федеральных государственных гражданских служащих, выплаченное ФИО1 материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Расчет задолженности по компенсации четырехмесячного денежного содержания, представленный стороной истца, ответчиком не оспорен, признан судом первой инстанции арифметически верным, стороной ответчика правильность произведенного расчета не оспаривается.
Следует отметить, что правовая природа произведенных выплат стороной ответчика также не оспаривалась, а именно, что данные выплаты произведены в соответствии с Указом Президента №601 от 07.05.2012г.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании невыплаченной суммы компенсации при увольнении, а также компенсаций за отпуска.
Доводы апелляционной жалобы, что судом при разрешении спора не дана оценка письмам Минтруда России от 05.05.2021г., 22.03.2019г., Федерального казначейства Российской Федерации от 10.06.2021г. №, и, не приведены мотивы, по которым суд не принял данные письма во внимание, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку из указанных писем не следует, что суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания гражданских служащих. Кроме того, содержание указанных писем правомерность доводов ответчика не подтверждает.
Отсутствие в решении суда мотивов, по которым суд не принял во внимание данные письма, не влечет отмену судебного акта, которым спор по существу разрешен правильно.
Кроме того, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований судом первой инстанции правильно приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482.
Доводы апелляционной жалобы относительно пропуска истицей годичного срока обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период 2018-2021г.г. отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, последние основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 г. N 38-П по делу «О проверке конституционности ч.1 ст.127 и ч.1 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.В. Данилова, К.В. Кондакова и других» признаны часть первую статьи 127 и часть первую статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и, если данная компенсация не была выплачена работодателем непосредственно при увольнении, не лишают работника права на ее взыскание в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания рабочего года, за который должен был быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск, при условии обращения в суд с соответствующими требованиями в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента прекращения трудового договора.
Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (п. Постановления).
В данном Постановлении указано, что положения части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации ни сами по себе, ни во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и в случае ее невыплаты работодателем непосредственно при увольнении не лишают работника права на взыскание соответствующих денежных сумм в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания того рабочего года, за который должен был быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск, при условии его обращения в суд в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента прекращения трудового договора. Иное истолкование данных законоположений расходилось бы с их конституционно-правовым смыслом и противоречило бы статьям 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 37 (части 4 и 5), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Поскольку ФИО1 уволена 30.06.2021г., с соответствующим иском обратилась в суд 20.01.2022г., то срок исковой давности в данной части требований истицей не пропущен, а доводы апелляционной жалобы, что начало течения срока исковой давности для взыскания по произведенным платежам в 2018 году начинается 03.08.2018г., заканчивается 03.08.2019г., и так по каждому заявленному периоду, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения правовой позиции, приведенной выше и отраженной в решении суда, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 г. N 38-П, отклоняется судебной коллегией как необоснованным, и основан на неверном применении норм действующего законодательства и правовых позиций, изложенных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Разрешая спор, суд также пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании денежной компенсации в порядке ст.236 ТК РФ.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном взыскании компенсации за нарушение срока выплаты сумм отклоняется судебной коллегий.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку денежные суммы, причитающиеся при увольнении, не были своевременно выплачены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нарушение срока выплаты невыплаченных сумм, что соответствует требованиям статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Размер взысканной судом суммы ответчиком не оспаривается; апелляционная жалобы не содержит доводов относительно необоснованного размера указанной суммы денежной компенсации либо неверно произведенного расчета последней.
Доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неверном толковании норм материального права. Иная судебная практика по иным спорам не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта.
Разрешая спор, руководствуясь ст.237 ТК РФ, судом также взыскано с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Довод апеллянта о необоснованном взыскании в пользу истца компенсации морального вреда ввиду отсутствия доказательств физических и нравственных страданий также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку неправомерность действий ответчика, обусловленная выплатой отпускных и соответствующих компенсаций, причитающихся истцу при увольнении, не в полном объеме, установлена в ходе разбирательства по делу.
На основании ст. 21 ТК Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда.
Как следует из ст. 237 ТК Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Установив факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 237 ТК Российской Федерации, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определен судом исходя из конкретных обстоятельств данного дела, степени вины ответчика, иных заслуживающих внимания обстоятельств; при этом размер взысканной в счет компенсации морального вреда суммы, по сути апеллянтом (с указанием на его чрезмерность) не оспаривается.
Вывод суда в указанной части соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Оснований для отказа в удовлетворении указанных требований, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Судом также постановлено дополнительное решение о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, которое сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.03.2023.
Председательствующий:
Судьи: