Решение по делу № 2а-3595/2022 от 14.01.2022

    Дело № 2а-3595/22

УИД № 23RS0047-01-2022-000843-32

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Краснодар                                                                         13 апреля 2022г.

          Советский районный суд г. Краснодара в составе

          судьи                       Гайтына А.А.

              при секретаре         Полниковой Д.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Беккер Л. С. к Центральному Банку Российской Федерации о признании действий незаконными,

    установил:

Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчику о признании действий незаконными.

В обоснование административного иска указано, что 18.01.2021г. с целью приобретения квартиры в г.Краснодаре Беккер Л.С. обратилась Межрегиональный потребительский кооператив по улучшению качества жизни «Бест Вей». Механизм работы указанного кооператива прописан в уставе. Согласившись с данными условиями и Уставом, Беккер Л.С. заключила с Межрегиональный потребительский кооператив по улучшению качества жизни «Бест Вей» договор об участии в хозяйственной деятельности кооператива, предварительно ознакомившись с условиями вступления и условиями приобретения имущества, при этом понимала порядок формирования очереди на приобретение имущества и была согласна с ними. Беккер Л.С. 18.01.2021г. заключила с ЖК «Бест Вей» соглашение о членстве, оплатив вступительный взнос, в дальнейшем оплачивала паевые и членские взносы, согласно Устава и регламента работы кооператива. В ноябре 2021г. ей стало известно, что 17.11.2021г. ЦБ РФ внес Кооператив в список компаний « с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке» (компания с признаками «финансовой пирамиды»), после чего сайт Кооператива был заблокирован. Однако Кооператив не ставит целью извлечения прибыли. Она, как и другие пайщики, какие-либо доходы за счет прихода новых участников не получали, приобретая имущество в рамках программы, никто не освобождался от его оплаты, в подписываемых сторонами документах четко указано, что взносы уплачиваются до момента полной стоимости имущества. Обратившись в кооператив, получила ответ, что им неизвестно, по какой причине они внесены в указанный список. При этом ЦБ РФ также не сообщает причины внесения Кооператив в список, и правовые основания для данного действия. В личном кабине пайщика можно было отследить очередность на приобретение имущества, однако после внесения Кооператива в список, в декабре 2021г. сайт был заблокирован, получить доступ к информации не предоставляется возможным. Таким образом, административным ответчиком нарушаются права пайщиков, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.

В судебное заседание административный истец не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщила.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, ранее предоставил письменный отзыв.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.01.2021г. с целью приобретения квартиры в г.Краснодаре, Беккер Л.С. обратилась Межрегиональный потребительский кооператив по улучшению качества жизни «Бест Вей».

В ноябре 2021г. ей стало известно, что 17.11.2021г. ЦБ РФ внес Кооператив в список компаний «с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке» (компания с признаками «финансовой пирамиды»), после чего сайт Кооператива был заблокирован.

В декабре 2021г. сайт был заблокирован, получить доступ к информации не предоставляется возможным.

Таким образом, полагает, что административным ответчиком нарушаются права пайщиков, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.

Положения статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяют цели деятельности Банка России, к которым также относится развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности.

Помимо этого к целям деятельности регулятора нормы статьи 76.1 Закона о Банке России относят обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, а также защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках и иных потребителей финансовых услуг.

В целях развития финансового рынка Банк России способствует развитию доверия на нем посредством созданием барьеров для недобросовестной, незаконной или безлицензионной деятельности с целью устранения ее преимуществ перед добросовестными практиками.

Для дестимулирования недобросовестного поведения на финансовом рынке Банком России сформирована система, направленная на очищение рынка от недобросовестных посредников с целью обеспечения его стабильного функционирования, справедливой конкуренции и пресечения незаконной финансовой деятельности.

С целью снижения риска вовлечения граждан и организаций в незаконную деятельность, упреждения потерь их имущества, Банк России на официальном сайте в сети Интернет (www.cbr.ru) раскрывает список компаний с признаками «финансовой пирамиды», нелегального кредитора, нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг.

Таким образом, ведение Списка обусловлено целями деятельности Банка России и выполняемыми им функциями и осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

При этом само по себе нахождение в Списке не влечет для организации каких-либо правовых последствий.

В рамках реализации изложенных функций Банк России выявляет «финансовые пирамиды».

Под «финансовыми пирамидами» законодательство Российской Федерации понимает деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества (статья 14.62 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, статья 172.2 Уголовного кодекса Российской Федерации

К признакам деятельности финансовой пирамиды относятся:

-    широкая реклама в СМИ, сети Интернет в том числе в социальных сетях, с обещанием высокой доходности;

-    организация бизнеса на принципах сетевого маркетинга (multilevelmarketing, MLM), когда доход участника (инвестора или вкладчика) формируется за счет инвестиций/вложений новых привлекаемых им участников;

-    отсутствие точного определения деятельности компании, физического лица или публичного проекта (заявление об уникальной деятельности);

-    предварительные (специальные) взносы для последующего участия в деятельности компании или проекта;

-    неспособность компании, физического лица или публичного проекта подтвердить свою деятельность (направления размещения привлеченных средств, информацию об их размещении).

С учетом поступления многочисленных обращений граждан, сообщавших о невозможности возврата вложенных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации проанализировал деятельность Потребительского кооператива.

Посредством сайтов в сети Интернет потребительский кооператив позиционировал себя как добровольное объединение граждан, созданное на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Согласно размещенной на страницах сайтов информации пайщикам потребительским кооперативом предлагалось приобрести объекты недвижимости (квартира, апартаменты или машино-место) посредством участия в целевой программе «Недвижимость», по условиям которой пайщик выбирает объект недвижимости и вносит не менее 35% его стоимости (единовременно либо частями в виде паевых взносов не менее 15 тыс. рублей), оставшиеся 65% доплачивает потребительский кооператив. Приобретенный объект недвижимости передается пайщику в пользование до полной выплаты его стоимости ПК.

При вступлении в потребительский кооператив потенциальный пайщик оплачивает вступительный членский взнос (в сумме от 1020 евро до 2040 евро – для физических лиц), а также обязуется ежемесячно оплачивать членский внос (2,0 тыс. рублей) и минимальный паевый взнос (15,0 тыс. рублей). Позиционируемое время ожидания пайщиков своей очереди на жилье составляет 12 месяцев.

Также на Сайтах пайщикам гарантировался возврат взносов, содержалась информация о преимуществах сотрудничества с ПК, отсутствии необходимости предоставления новым членом ПК комплекта документов (требуется только паспорт), возможности накопления паевых взносов, использовании субсидий для приобретения объектов недвижимости (без указания источника выплат субсидий). При этом какая-либо документация, подтверждающая фактическое осуществление потребительским кооперативом заявленной деятельности, на сайтах представлена не была.

Вместе с тем пайщику предлагалось принять участие в партнерской программе развития потребительского кооператива, позволяющей получать денежные вознаграждения за каждого привлеченного пайщика, использовать право на внеочередное приобретение недвижимости, а также получить скидки и особые условия на его повторное приобретение. Нормативными документами (Устав и Положение ПК) предусмотрено понятие «активный пайщик», которым является пайщик, лично привлекший в потребительский кооператив новых пайщиков, средства паевых взносов которых составили сумму, покрывающую заявленную ориентировочную стоимость объекта недвижимости для этого пайщика.

Процесс приобретения потребительским кооперативом недвижимого имущества осуществляется в порядке очередности, за исключением «активных пайщиков». При этом до полной выплаты стоимости жилья недвижимое имущество находится в собственности потребительского кооператива. После полной выплаты пая осуществляется переуступка права на недвижимость.

Анализ информации о деятельности потребительского кооператива, произведенный в рамках рассмотрения обращений, показал такие признаки финансовой пирамиды как:

-    массированная реклама в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», социальных сетях;

-    отсутствие точного определения деятельности ПК, выразившееся в несоответствии фактически осуществляемого вида деятельности ПК «Бест Вей» (привлечение и использование денежных средств граждан) заявленной организационно-правовой форме – жилищный кооператив (с 2014 года до смены его организационно-правовой формы);

-    организация деятельности на принципах сетевого маркетинга, а именно предоставление выгод членам ПК («активный пайщик»), привлекшим денежные средства новых участников;

-    отсутствие информации о собственных основных средствах, других дорогостоящих активах ПК, отсутствие информации о количестве приобретенных либо переданных пайщикам в пользование или собственность объектах недвижимости.

В связи с изложенными, а также иными признаками финансовой пирамиды в деятельности ПК, Банком России неоднократно направлялась информация в правоохранительные органы, в том числе в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного департамента МВД России.

Из ответа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.10.2021 /Он60795-21 следует, что по результатам рассмотрения направленной Банком России информации о деятельности ПК и его партнеров Главным следственным управлением ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 19.10.2021 возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 172.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанная информация также размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Учитывая выявленные в деятельности ПК факты, сведения о ПК «Бест Вей» 17.11.2021 включены в Список.

По состоянию на 27.12.2021 на основании требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации ограничен доступ к сайтам ПК на территории Российской Федерации как к информационным ресурсам, содержащим запрещенную к размещению информацию.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем действия по ведению Списка соотносятся с целями и задачами Банка России, не противоречат действующему законодательству.

Включение ПК в Список не затрагивает права и интересы административного истца, поскольку не повлекло за собой нарушения законных прав и интересов административного истца и не препятствуют их реализации. Наличие между Беккер Л.С. и ПК договорных отношений не может служить обоснованием нарушения прав и законных интересов административного истца.

При этом положения статьи 5 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» не наделяют пайщика правом на обращение в суд в защиту прав потребительского кооператива.

Довод о том, что административный истец не может пользоваться своими имущественными правами, поскольку не может принять решения о своем паевом взносе нельзя признать обоснованным, поскольку включение ПК в Список не препятствует реализации Заявителем прав, предусмотренных статьей 11 Закона о потребительской кооперации, в том числе правом на выход из ПК, влекущего выплату стоимости его паевого взноса в силу положений пункта 1 статьи 14 Закона о потребительской кооперации.

Также не может быть признан обоснованным довод Беккер Л.С. о блокировке сайта ПК вследствие включения его в Список, поскольку ограничение доступа к информации производится в соответствии с положениями части 1 статьи 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Роскомнадзором на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые действия Банка России не противоречат законодательству Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

В силу ч. 2 ст. 225 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ч. 2 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Межрегиональный Потребительский Кооператив по улучшению качества жизни «Бест Вей» включен в список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, позицию лиц, участвующих в деле, то обстоятельство, что оспариваемые действия Банка России не противоречат законодательству Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов административного истца, кроме того, действующее законодательство не наделяют пайщика правом на обращение в суд в защиту прав потребительского кооператива, суд пришел к выводу о прекращении производства по административному делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 225 КАС РФ, суд

определил:

Производство по делу по административному исковому заявлению Беккер Л. С. к Центральному Банку Российской Федерации о признании действий незаконными прекратить.

Определение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья Советского

районного суда г.Краснодара                                             А.А. Гайтына

2а-3595/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
Беккер Л.с.
Ответчики
Центральный Банк РФ
Другие
Межрегиональный потребительский кооператив по улучшению качества жизни "Бест Вей"
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Судья
Гайтына Александра Александровна
Дело на странице суда
krasnodar-sovetsky.krd.sudrf.ru
14.01.2022Регистрация административного искового заявления
14.01.2022Передача материалов судье
19.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2022Подготовка дела (собеседование)
02.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2022Судебное заседание
13.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее