Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Иванов С.В.,
с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Александрова Е.Б., представителя ОАО «Чувашский бройлер» Захарова А.В.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Чувашский бройлер»
поступившее по жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике на постановление мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Чувашский бройлер» прекращено ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым постановлением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике подало жалобу об отмене постановления мирового судьи. В обоснование жалобы указано, что учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органа, осуществляющего государственный надзор, - обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта не признано незаконным и не отменено, таким образом, ОАО «Чувашский бройлер» должно было быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Александров Е.Б. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ОАО «Чувашский бройлер» Захаров А.В. доводы жалобы не признал, просил постановлением мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процессы, судья приходит к следующему.
Как следует из предписания об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта от ДД.ММ.ГГГГ № 12-042. ОАО «Чувашский бройлер» в срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно должно было устранить нарушение водного законодательства РФ, выразившееся в сбросе со сточными водами вредных (загрязняющих) веществ, концентрации которых превышают допустимые концентрации загрязняющих вещества, разрешённых сбросу в поверхностный водный объект – <адрес>. Предписание было направлено письмом от ДД.ММ.ГГГГ № и вручено ОАО «Чувашский бройлер» ДД.ММ.ГГГГ Предписание в установленном порядке обжаловано не было.
ОАО «Чувашский бройлер» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило, что Обществом для улучшения качества очистки сточных вод за 4-ый квартал 2014 г. и 1-ый квартал 2015 г. проведены следующие мероприятия: произведен ремонт и полная очистка, промывка линии пневматической аэрации во 2-ом аэротенке, проведена очистка конусной части вторичных, отстойников, для обеспечения бесперебойной работы оборудования БОС приобретен и установлен фекальный насос, во 2-ом квартале 2015 г. планируется приобретение газодувки и завоз обогащенного бактериями активного ила. Общество также предоставило копии протоколов количественного химического анализа воды от ДД.ММ.ГГГГ № 953/03-Д, от ДД.ММ.ГГГГ № 1054/03-Д, от ДД.ММ.ГГГГ № 17/03-Д.
ОАО «Чувашский бройлер» иных сведений и документов, подтверждающих устранение требования нарушения законодательства Российской Федераций к охране водных объектов, установленные п. 2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, п.п. 1 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ст. 55, ч.ч. 4, 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ, выразившееся в сбросе Обществом со сточными водами вредных (загрязняющих) веществ, концентрации которых превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ (разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ № С.21.16.785.10.36) и утвержденные нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в <адрес>, не предоставило.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике издало приказ № о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица.
Согласно результатам проверки, проведённой ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт невыполнения в полном объеме ОАО «Чувашский бройлер» предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта от ДД.ММ.ГГГГ № к установленному сроку - по ДД.ММ.ГГГГ включительно (устранить нарушение водного законодательства Российской Федерации, выразившееся в сбросе ОАО «Чувашский бройлер» со сточными водами вредных (загрязняющих) веществ, концентрации которых превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, разрешенных сбросу в поверхностный водный объект - <адрес>).
В соответствии с протоколом количественного химического анализа воды от ДД.ММ.ГГГГ № 953/03-Д выявлено превышение загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого сброса в сточных водах в месте впадения в <адрес> по фосфатам в 2,4 раза.
Согласно протоколу количественного химического анализа воды от ДД.ММ.ГГГГ № 1054/03-Д выявлено превышение загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого сброса в сточных водах после БОС до впадения в <адрес> по фосфатам в 2,55 раз.
Факт превышения загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого сброса в сточных водах ОАО «Чувашский бройлер» в 4-ом квартале 2014 г. подтверждается информацией, предоставленной Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 4/10-3718) и Отделом водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Чувашской Республике (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из вышеизложенного следует, что ОАО «Чувашский бройлер» осуществляя сброс со сточными водами вредных (загрязняющих) веществ, концентрации которых превышают утвержденные нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в <адрес>, нарушает нормы права, предусмотренные п. 2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, п.п. 1 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ст. 55, ч.ч. 4, 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ.
Таким образом, ОАО «Чувашский бройлер» Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № в установленный срок (по ДД.ММ.ГГГГ включительно) не выполнило.
Факт невыполнения в установленный срок Предписания зафиксирован в акте проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике ОАО «Чувашский бройлер»» от ДД.ММ.ГГГГ № 15-025/05-001.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п. п. 1 - 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела по существу фактические обстоятельства дела мировым судьёй не установлены, полно и объективно не исследованы.
Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Мировой судья ошибочно пришёл к выводу о том, что поскольку в предписании № об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта не конкретизированы порядок и способ устранения водного законодательства Российской Федерации, предписание нельзя считать законным, следовательно, в действиях ОАО «Чувашский бройлер» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано и не отменено.
Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органа, осуществляющего государственный надзор, - обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта не признано незаконным и не отменено, таким образом, ОАО «Чувашский бройлер» должно было быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Чувашский бройлер» прекращено ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, подлежит отмене.
В настоящее время срок давности привлечения ОАО «Чувашский бройлер» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истёк, в связи с чем производство по данному делу об административном правонарушении подлежало прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ в отношении ОАО «Чувашский бройлер» отменить, административное производство по делу в отношении ОАО «Чувашский бройлер» прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ