Решение по делу № 2-2935/2021 от 31.05.2021

УИД 29RS0018-01-2021-003743-75

Дело №2 –2935/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 сентября 2021 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Усачёвой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Марии Владимировны к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, признании незаконным приказа о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы,

установил:

Кузнецова М.В. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги содействия ей и членам ее семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению центра занятости, взыскании расходов по оплате государственной пошлины.

В обоснование требований указала, что 12.01.2021 заключила с ответчиком договор о содействии безработному гражданину и членам его семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению центра занятости населения. В рамках заключенного договора ответчик обязался оказать ей поддержку при переселении в г. Калининград. До заключения договора ответчику был предоставлен полный комплект документов посредством направления на электронную почту. 17.03.2021 ответчиком направлено письмо об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на то, что истец снялась с регистрационного учета по месту жительства в г. Архангельске, что влечет утрату статуса безработного. Считает отказ незаконным, формальным, не основанным на фактических обстоятельствах.

В ходе рассмотрения дела истец изменила исковые требования, просила также признать незаконным приказ №041Д710/2101 от 10 февраля 2021 года о снятии ее с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного).

Истец Кузнецова М.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель истца Юденко Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Фишова Ю.С. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Третье лицо Кузнецов А.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы установлены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 3 названного Закона Российской Федерации безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 7 Правил регистрации безработных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 07 сентября 2012 года № 891 (далее – Правила), постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами необходимых документов. Такая постановка осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 7.1.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения отнесено оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг содействие гражданам в поиске подходящей работы.

Федеральный законодатель в качестве одной из гарантий социальной поддержки безработных предусмотрел в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки безработным гражданам, в том числе в виде оплаты стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства.

В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Минтрудсоцразвития Архангельской области от 04.09.2013 №10-п заявителями при предоставлении государственной услуги являются граждане, зарегистрированные в центре занятости и признанные в установленном порядке безработными.

В соответствии со статьей 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

В силу статьи 22.1 Закона органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). Органы службы занятости содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка. Безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка. Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями Федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного приказом Минтруда России от 007 марта 2013 года №92н, указанный стандарт направлен на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости Государственная услуга предоставляется государственными учреждениями службы занятости населения заявителям - гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение безработного гражданина в государственное учреждение службы занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги или согласие безработного гражданина с предложением о предоставлении государственной услуги, выданным государственным учреждением службы занятости населения. Финансовая поддержка оказывается безработному гражданину при переезде и безработному гражданину и членам его семьи при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 18 указанного стандарта определен перечень административных процедур.

Согласно п.7 Постановления Правительства Архангельской области от 18.12.2012 585-пп «Об утверждении Положения о размерах финансовой поддержки, порядке и условиях ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» условиями для предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению центров занятости населения являются:

1) признание гражданина безработным в установленном законодательством порядке;

2) получение безработным гражданином от центра занятости населения направления для трудоустройства в другую местность на вакантные рабочие места, заявленные в центры занятости населения работодателями;

3) заключение договора между безработным гражданином, которому подобрана вакансия в другой местности, и центром занятости населения о содействии безработному гражданину в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению центра занятости населения (далее - договор о переезде) или договора о содействии безработному гражданину и членам его семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению центра занятости населения (далее - договор о переселении).

Судом установлено, что с 19 октября 2020 года Кузнецова М.В. в установленном порядке была признана безработной (приказ Отделения от 28.10.2020 №202Д843/2001).

12 января 2021 года Кузнецовой М.В. было выдано предложение о предоставлении государственной услуги по содействию в переселении в другую местность для трудоустройства.

12 января 2021 года между Кузнецовой М.В. и Учреждением заключен договор о содействии безработному гражданину и членам его семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению центра занятости населения.

В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта и пунктом 28 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по содействию в переселении в другую местность для трудоустройства является выдача безработному гражданину направления на работу для трудоустройства в другой местности; оказание безработному гражданину финансовой поддержки при переезде (переселении) в другую местность для трудоустройства либо мотивированный отказ в ее оказании.

Предоставление государственной услуги по содействию в переселении в другую местность для трудоустройства прекращается в связи со снятием граждан с регистрационного учета в государственных учреждениях службы занятости населения в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (пункт 21 Федерального стандарта и пункт 26 Административного регламента).

На основании приказа Отделения от 10 февраля 2021 года №041Д710/2101 «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» Кузнецова М.В. снята с регистрационного учета в качестве безработного с 17 ноября 2020 года в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (выявление факта отсутствия у нее регистрации по месту жительства в период с 18 ноября 2020 года по 22 декабря 2020 года).

Письмом от 17.03.2021 истцу сообщено об отсутствии оснований для предоставления государственной услуги по содействию в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению центра занятости.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.

Согласно п.20 Порядка регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях:

а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";

б) прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования по направлению государственных учреждений службы занятости населения с выплатой стипендии;

в) длительная (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для регистрационного учета и подбора подходящей работы) неявка в государственное учреждение службы занятости населения без уважительных причин;

г) переезд, переселение в другую местность;

д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем;

е) осуждение к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

ж) назначение пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", либо назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно, либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

з) отказ от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению безработного гражданина);

и) смерть безработного гражданина.

Указанный перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Действительно, 18 ноября 2020 года Кузнецова М.В. была снята с регистрационного учета по адресу: г.Архангельск, <адрес>, согласно условий договора купли-продажи от 09.10.2020 (п.3.7 Договора). 23 декабря 2020 года Кузнецова М.В. зарегистрирована по адресу: г.Архангельск, <адрес>.

Между тем, отсутствие у истца регистрации по месту жительства в течение одного месяца не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице, в силу отнесения истца к категории безработных граждан, имеющих право на получение пособия по безработице, а также отсутствии сведений о месте ее жительства вне города Архангельска, о признании безработным иным территориальным центром занятости.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

По общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В Законе Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст. 2).

При этом, положения ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных стороной истца в материалы дела, поскольку иное ограничило бы право на труд и социальную защиту от безработицы.

В подтверждение проживания на территории города Архангельска истцом представлены документы, подтверждающие посещение детьми дошкольного учреждения с период с 27.08.2020 по 30.12.2020, обучение ребенка в общеобразовательном учреждении в период с 01.09.2016 по 21.01.2021.

Доказательств, подтверждающих, что местом жительства истца в период отсутствия у нее регистрации город Архангельск не являлся, равно как о признании истца безработным иным территориальным центром занятости, ответчиком суду не представлено.

Оценив представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, учитывая, что реализация гражданином права быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, а также осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не поставлены в зависимость от места жительства такого гражданина, соответствующего месту его регистрации; в действиях Кузнецовой М.В. отсутствует недобросовестность, свидетельствовавшая бы о наличии умысла на получение пособия по безработице обманным путем, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, незаконности Приказа №041Д710/2101 от 10 февраля 2021 г. «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)», а также отказа в предоставлении государственной услуги содействия истцу и членам ее семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению центра занятости.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Кузнецовой Марии Владимировны к государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, признании незаконным приказа о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы удовлетворить.

Признать незаконным приказ №041Д710/2101 от 10 февраля 2021 года государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» Кузнецовой Марии Владимировны с 17 ноября 2020 года.

Признать незаконным отказ государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» в предоставлении государственной услуги содействия Кузнецовой Марии Владимировне и членам ее семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению центра занятости.

Взыскать с государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» в пользу Кузнецовой Марии Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2021 года.

Председательствующий И.А. Валькова

2-2935/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Мария Владимировна
Ответчики
государственное казенное учреждение Архангельской области "Архангельский областной центр занятости населения"
Другие
Кузнецов Андрей Владимирович
Юденко Егор Сергеевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Валькова И.А.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
31.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2021Передача материалов судье
03.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.07.2021Предварительное судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее