Решение по делу № 33-18215/2022 от 21.10.2022

Дело № 33-18215/2022

№ 2-145/2022

УИД 66RS0060-01-2022-000120-49

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.12.2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.11.2022

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Абрашкиной Е.Н., судей Деменевой Л.С., Ильиной О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семерневой К.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанностей по организации реконструкции электрических сетей в многоквартирных жилых домах,

по апелляционным жалобам третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительства Свердловской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на решение Шалинского районного суда Свердловской области от 22.07.2022.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя третьего лица Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области и пояснения истца, судебная коллегия

установила:

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности незамедлительно организовать проведение работ по реконструкции электрических сетей для эксплуатации электроплит согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6) в многоквартирных домах, расположенных на территории ( / / )1 <адрес> по следующим адресам: д<адрес>

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, попросив возложить на ответчика обязанность:

1. до 01.06.2023 внести в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы изменения в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта Шалинского Городского Округа, включив в него работы по реконструкции электроустановки многоквартирных домов с целью установления стационарных кухонных электроплит взамен газовых кухонных плит.

2. до 10.07.2023 направить в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области согласно Порядку утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы измененный Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта Шалинского городского округа.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Шалинского городского округа по обращениям граждан о нарушении их прав на получение качественного коммунального ресурса в связи с прекращением поставки в многоквартирные дома баллонного газа и обслуживания внутридомового газового оборудования, а также о бездействии органов местного самоуправления в организации замещающей коммунальной услуги проведена проверка, в ходе которой установлено, что до 2018 года Акционерное Общество «ГАЗЭКС» (далее АО «ГАЗЭКС»), занимая доминирующее положение на рынке поставки сжиженного углеводородного газа (бытового назначения) в баллонах на территории Шалинского городского округа, по договорам осуществляло поставку такого газа потребителям городского округа. Газ поставляется потребителю в 50 или 27 литровых баллонах. Поставка баллонного газа осуществлялась со склада промежуточного (временного) хранения АО «ГАЗЭКС», располагавшегося в <адрес>. В ноябре 2018 года представители АО «ГАЗЭКС» начали вручать жителям городского округа акты о приостановлении поставки газа, после чего поставка сжиженного газа в баллонах населению газоснабжающей организацией была прекращена в связи с несоответствием мест хранения баллонов со сжиженным газом в помещениях, то есть нарушением п. 92 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390), согласно которому газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, располагаются вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи. С прекращением АО «ГАЗЭКС» поставки газа жители многоквартирных домов вынуждены в нарушение п.6 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» самостоятельно отключать, подключать, осуществлять наладку, замену, установку, перемещение газобаллонных установок и газовых приборов. В нарушение ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» после прекращения газоснабжения замещающая коммунальная услуга, обеспечивающая повседневные потребности жителей, для населения Администрацией организована не была, что существенно нарушило жилищные права граждан.

В условиях бездействия органов местного самоуправления по организации замещающей коммунальной услуги жители многоквартирных домов Шалинского городского округа вынуждены в нарушение п.92 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» пользоваться 50 литровыми баллонами, располагая их в жилых помещениях, поскольку поставщик бытового газа в разрешенных 5-литровых баллонах в городском округе отсутствует.

Кроме этого, по информации управляющей организации Общество с Ограниченной Ответственностью «УК Шалинская» (далее ООО «УК Шалинская») жители многоквартирных домов вынужденно, в нарушение требований п.35 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перешли на эксплуатацию электроплит, что привело к превышению максимально допустимых нагрузок, рассчитанных исполнителем коммунальных услуг исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем.

Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Шалинского городского округа принято Решение от 20.05.2021 № 3 о признании сложившегося положения - ситуацией, требующей устранения причин, способствующих возникновению чрезвычайной ситуации, представляющей опасность для окружающих, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Администрацией проведено обследование 50 многоквартирных домов, расположенных в Шалинском городском округе, в ходе которого установлено, что в 37 многоквартирных домах электрооборудование не соответствует нагрузке для эксплуатации электроплит.

Опрос граждан, проживающих в указанных домах, показал, что подавляющее большинство из них в связи с прекращением баллонного газоснабжения желают оборудовать свои многоквартирные дома под электроплиты.

В нарушение Порядка оборудования жилых домов электроплитами закрепленного в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6) администрацией Шалинского городского округа не принято мер, направленных на проведение работ по реконструкции электрохозяйства многоквартирных домов для нормальной эксплуатации в указанных выше домах электроплит. Использование стационарных электроплит в домах, не прошедших реконструкцию в части электрических инженерных систем, опасно для жизни и здоровья как проживающих, так и находящихся в таких домах граждан, а также для их имущества, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Шалинского городского округа.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, определением суда от 08.04.2022 привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа Свердловской области, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Шалинская», Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоШаля». (т. 1 л.д.49). Определением суда от 26.04.2022, вынесенным в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора был привлечен Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. (т.2 л.д.65). Определением суда от 06.07.2022, вынесенным в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (т. 2 л.д.116).

Обжалуемым решением постановлено: «Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность в срок не позднее 01.06.2023 внести в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы изменения в Краткосрочный план реализации указанной на территории Шалинского Городского Округа на период 2021-2023 годы, включив в него работы по реконструкции системы электроснабжения следующих Многоквартирных Домов: в <адрес> для обеспечения установки и эксплуатации стационарных кухонных электроплит.

Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность в срок не позднее 10.07.2023 направить в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области согласно Порядку утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы измененный Краткосрочный план реализации указанной программы на территории Шалинского городского округа на период 2021-2023 годы.»

С решением не согласились третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, принесли на него апелляционные жалобы, в которой просят решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В доводах апелляционной жалобы третье лицо Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области указывает на то, что расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в краткосрочных планах, подлежащих завершению, не допускается. Кроме того, не допускается выполнение работ за счет средств фонда капитального ремонта, не предусмотренных ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», поскольку работы по реконструкции электрических сетей не относятся к ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также не допускается проведение капитального ремонта в домах не соответствующих определенным критериям (аварийные, износ более 70% и т.д.). Также Министерство указывает на невозможность внесения изменений в уже существующий план.

Аналогичные доводы содержит апелляционная жалоба Фонда, в которой он также просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Кроме того, Фонд указывает на невозможность исполнения судебного акта, поскольку не указан вид конкретных работ, срок проведения и их стоимость (ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В суде апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы, которые прокурор подержал в суде апелляционной инстанции, указано на отсутствие оснований для отмены судебного акта и согласие с выводами суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились лица, указанные во вводной части определения, иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия установила, что не явившиеся участники процесса были надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информация о слушании по настоящему делу на официальном сайте Свердловского областного суда в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства от ответчика не поступило. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав истца и представителя Фонда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалоб и возражений на них в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по обращениям граждан прокуратурой Шалинского района Свердловской области проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в отношении части многоквартирных домов АО «ГАЗЕКС» перестало поставлять газ в баллонах объемами 50 и 27 литров в связи с нарушениями их жителями п. 92 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390), согласно которому газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, располагаются вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи, в связи с чем последние произвели замену газовых плит на электрические, тем самым увеличив нагрузку на электрические сети многоквартирного дома, что создает пожароопасную ситуацию.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался статьями 13 (п.8.3), 168 (части 7, 7.1) Жилищного кодекса Российской Федерации пунктами 4, 8, 28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 1, 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Письмом Минстроя России от 06.09.2021 № 37970-ОД/08, Постановлением Правительства Свердловской области от 03.06.2014 № 477-ПП установлен Порядок утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (утверждённым постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП), Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области (утверждённым постановлением Правительства Свердловской области от 29.01.2014 № 37-ПП).

Судебная коллегия с постановленным по делу решением согласиться не может, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права.

Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.

Приложением к Региональной программе капитального ремонта является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.

Согласно данному перечню установлены следующие плановые периоды и виды работ проведения капитального ремонта в спорных домах: в р.<адрес>).

При этом <адрес> в <адрес>, являющего предметом иска по настоящему делу отсутствует в Перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.

В силу ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с ч. 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее - Закон №127-ОЗ).

Во исполнение ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 7 Закона № 127-ОЗ, 22.04.2014 постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.

В силу ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 10 Закона № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений (п. 1 ст. 10 Закона № 127-ОЗ).

Пунктом 2 ст. 10 Закона № 127-ОЗ установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.

Данный порядок установлен ст. 7 вышеназванного Закона, согласно которой непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом (п. 3); подготовка данной программы осуществляется на основе, в том числе, сведений, предоставленных органами местного самоуправления уполномоченному органу, информации, подготовленной в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (п. 4); уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту, дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (п. 7), региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (п. 8).

Частью 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Статьей 11 Закона № 127-ОЗ предусмотрено, что краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются в следующих целях:

1) реализации региональной программы капитального ремонта;

2) конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

3) уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) определения видов и объема предоставляемой органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки за счет средств областного бюджета и предоставляемой органами местного самоуправления муниципальной поддержки за счет средств местных бюджетов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1).

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона №127-ОЗ краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются сроком на три года (с распределением по годам в пределах указанного срока) в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии со ст. 4 Постановления Правительства Свердловской области от 03.06.2014 N 477-ПП «Об установлении Порядка утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП» (далее Порядок) органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), разрабатывают проекты муниципальных краткосрочных планов на основе данных Региональной программы, а также сведений о многоквартирных домах, полученных в результате мониторинга их технического состояния в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 29.01.2014 N 37-ПП «Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области»; разработка муниципальных краткосрочных планов осуществляется органами местного самоуправления на основании принципов, предусмотренных ч.7.1 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 п. 1 ст. 11 Закона №127-ОЗ, с соблюдением требований к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, определенных ст. 185 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 28 Закона № 127-ОЗ, при этом органы местного самоуправления утверждают муниципальные краткосрочные планы на очередной период реализации Региональной программы в срок не позднее 01 июня года, предшествующего соответствующему периоду муниципального краткосрочного плана, и направляют их в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - уполномоченный орган) в течение 5 рабочих дней с момента их утверждения.

На основе муниципальных краткосрочных планов уполномоченный орган разрабатывает проект краткосрочного плана Свердловской области, который подлежит утверждению Правительством Свердловской области в срок не позднее 01 августа года, предшествующего соответствующему периоду краткосрочного плана (ст. 6 Порядка)

В указанном порядке осуществляется внесение изменений в утвержденные муниципальные краткосрочные планы и краткосрочный план Свердловской области осуществляется (ст. 8 Порядка).

Таким образом, законодательством установлен четкий порядок внесения изменений в краткосрочный план, который в итоговом варианте, подлежащем исполнению, утверждается Правительством Свердловской области, при этом, как верно указывает в апелляционной жалобе Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в краткосрочных планах, подлежащих завершению не допускается.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возложение на муниципальный орган обязанность внести изменения в уже существующий краткосрочный план на период 2021-2023 годы вопреки требованиям положений ст. 6 Порядка не приведет к восстановлению нарушенного права, поскольку такой план не подлежит реализации Фондом.

Доводы апелляционных жалоб о том, что работы по реконструкции системы электроснабжения с заменой газового оборудования для приготовления пищи на электрическое не относится к перечню работ финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» отклоняются судебной коллегией, поскольку не имеют юридического значения ввиду избрания истцом не надлежащего способа защиты. Более того, истцом не приведен конкретный вид работ (не представлен проект работ), что также не позволяет оценить данный довод.

Кроме того, в производстве Арбитражного суда Свердловской области находилось дело № А60-40783/2020 по заявлению АО «ГАЗЭКС» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с требованиями о признании недействительными решения и предписания от 23.07.2020 по делу № 066/01/10-3962/2019, признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2020 № 066/04/14.31-3455/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении указанного административного дела Арбитражным судом Свердловской области установлено, что в Управление поступили заявления от председателя Думы и заявления Администрации о нарушении обществом антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено решение от 23.07.2020 по делу № 066/01/10-3962/2019, которым признан факт нарушения в действиях (бездействии) общества п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ выразившегося, в том числе, направлении (вручении) актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах в период с марта 2018 года по март 2019 года потребителям Шалинского городского округа Свердловской области, выставлении в период с марта 2018 года по март 2019 года владельцам жилых помещений в многоквартирных домах и домовладений Шалинского городского округа требований о соблюдении положений Правил № 390 в отсутствие полномочий по проверке соблюдения вышеуказанных правил и в отсутствие заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что является уклонением от исполнения договоров на поставку сжиженного газа в баллонах, заключаемых путем акцепта (подачи потребителями заявки на поставку сжиженного бытового газа в баллонах) публичной оферты, размещенной на официальном сайте общества (http://gazeks.com/), результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Шалинского городского округа Свердловской области; а также в последующем неисполнении Предупреждения № 9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Шалинского городского округа Свердловской области. На основании указанного решения Управлением выдано предписание от 23.07.2020 № 066/01/10-3962/2019, согласно которому обществу предписано в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем отзыва актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах, врученных (направленных) потребителям Шалинского городского округа Свердловской области в период с марта 2018 года по март 2019 года.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2021 в удовлетворении указанного заявления АО «ГАЗЭКС» отказано.

Оставляя без изменения решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 по делу № А60-40783/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по тому же делу Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 05.07.2021 согласился с выводами судов о том, что общество не является органом, уполномоченным проводить проверки соблюдения Правил № 390. Ограничений для частичной или полной поставки газа для коммунально - бытовых в соответствии с п. 115 Правил № 354 без предварительного уведомления потребителя не установлен, соответствующих доказательств суду не представлено. Кроме того, обществом не представлено доказательств наличия фактов нарушений либо обстоятельств, предусмотренных пунктами 115, 117 Правил № 354, пунктами 77, 78, 80 Правил № 410, вследствие которых исполнитель может ограничить либо прекратить (приостановить) поставку газа.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку обжалуемое решение таким требованиям не соответствует оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шалинского районного суда Свердловской области от 22.07.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по организации реконструкции электрических сетей в многоквартирных домах оставить без удовлетворения.

Председательствующий Абрашкина Е.Н.

Судьи Деменева Л.С.

Ильина О.В.

Дело № 33-18215/2022

№ 2-145/2022

УИД 66RS0060-01-2022-000120-49

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.12.2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.11.2022

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Абрашкиной Е.Н., судей Деменевой Л.С., Ильиной О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семерневой К.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанностей по организации реконструкции электрических сетей в многоквартирных жилых домах,

по апелляционным жалобам третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительства Свердловской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на решение Шалинского районного суда Свердловской области от 22.07.2022.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя третьего лица Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области и пояснения истца, судебная коллегия

установила:

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности незамедлительно организовать проведение работ по реконструкции электрических сетей для эксплуатации электроплит согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6) в многоквартирных домах, расположенных на территории ( / / )1 <адрес> по следующим адресам: д<адрес>

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, попросив возложить на ответчика обязанность:

1. до 01.06.2023 внести в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы изменения в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта Шалинского Городского Округа, включив в него работы по реконструкции электроустановки многоквартирных домов с целью установления стационарных кухонных электроплит взамен газовых кухонных плит.

2. до 10.07.2023 направить в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области согласно Порядку утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы измененный Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта Шалинского городского округа.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Шалинского городского округа по обращениям граждан о нарушении их прав на получение качественного коммунального ресурса в связи с прекращением поставки в многоквартирные дома баллонного газа и обслуживания внутридомового газового оборудования, а также о бездействии органов местного самоуправления в организации замещающей коммунальной услуги проведена проверка, в ходе которой установлено, что до 2018 года Акционерное Общество «ГАЗЭКС» (далее АО «ГАЗЭКС»), занимая доминирующее положение на рынке поставки сжиженного углеводородного газа (бытового назначения) в баллонах на территории Шалинского городского округа, по договорам осуществляло поставку такого газа потребителям городского округа. Газ поставляется потребителю в 50 или 27 литровых баллонах. Поставка баллонного газа осуществлялась со склада промежуточного (временного) хранения АО «ГАЗЭКС», располагавшегося в <адрес>. В ноябре 2018 года представители АО «ГАЗЭКС» начали вручать жителям городского округа акты о приостановлении поставки газа, после чего поставка сжиженного газа в баллонах населению газоснабжающей организацией была прекращена в связи с несоответствием мест хранения баллонов со сжиженным газом в помещениях, то есть нарушением п. 92 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390), согласно которому газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, располагаются вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи. С прекращением АО «ГАЗЭКС» поставки газа жители многоквартирных домов вынуждены в нарушение п.6 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» самостоятельно отключать, подключать, осуществлять наладку, замену, установку, перемещение газобаллонных установок и газовых приборов. В нарушение ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» после прекращения газоснабжения замещающая коммунальная услуга, обеспечивающая повседневные потребности жителей, для населения Администрацией организована не была, что существенно нарушило жилищные права граждан.

В условиях бездействия органов местного самоуправления по организации замещающей коммунальной услуги жители многоквартирных домов Шалинского городского округа вынуждены в нарушение п.92 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» пользоваться 50 литровыми баллонами, располагая их в жилых помещениях, поскольку поставщик бытового газа в разрешенных 5-литровых баллонах в городском округе отсутствует.

Кроме этого, по информации управляющей организации Общество с Ограниченной Ответственностью «УК Шалинская» (далее ООО «УК Шалинская») жители многоквартирных домов вынужденно, в нарушение требований п.35 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перешли на эксплуатацию электроплит, что привело к превышению максимально допустимых нагрузок, рассчитанных исполнителем коммунальных услуг исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем.

Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Шалинского городского округа принято Решение от 20.05.2021 № 3 о признании сложившегося положения - ситуацией, требующей устранения причин, способствующих возникновению чрезвычайной ситуации, представляющей опасность для окружающих, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Администрацией проведено обследование 50 многоквартирных домов, расположенных в Шалинском городском округе, в ходе которого установлено, что в 37 многоквартирных домах электрооборудование не соответствует нагрузке для эксплуатации электроплит.

Опрос граждан, проживающих в указанных домах, показал, что подавляющее большинство из них в связи с прекращением баллонного газоснабжения желают оборудовать свои многоквартирные дома под электроплиты.

В нарушение Порядка оборудования жилых домов электроплитами закрепленного в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6) администрацией Шалинского городского округа не принято мер, направленных на проведение работ по реконструкции электрохозяйства многоквартирных домов для нормальной эксплуатации в указанных выше домах электроплит. Использование стационарных электроплит в домах, не прошедших реконструкцию в части электрических инженерных систем, опасно для жизни и здоровья как проживающих, так и находящихся в таких домах граждан, а также для их имущества, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Шалинского городского округа.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, определением суда от 08.04.2022 привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа Свердловской области, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Шалинская», Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоШаля». (т. 1 л.д.49). Определением суда от 26.04.2022, вынесенным в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора был привлечен Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. (т.2 л.д.65). Определением суда от 06.07.2022, вынесенным в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (т. 2 л.д.116).

Обжалуемым решением постановлено: «Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность в срок не позднее 01.06.2023 внести в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы изменения в Краткосрочный план реализации указанной на территории Шалинского Городского Округа на период 2021-2023 годы, включив в него работы по реконструкции системы электроснабжения следующих Многоквартирных Домов: в <адрес> для обеспечения установки и эксплуатации стационарных кухонных электроплит.

Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность в срок не позднее 10.07.2023 направить в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области согласно Порядку утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы измененный Краткосрочный план реализации указанной программы на территории Шалинского городского округа на период 2021-2023 годы.»

С решением не согласились третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, принесли на него апелляционные жалобы, в которой просят решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В доводах апелляционной жалобы третье лицо Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области указывает на то, что расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в краткосрочных планах, подлежащих завершению, не допускается. Кроме того, не допускается выполнение работ за счет средств фонда капитального ремонта, не предусмотренных ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», поскольку работы по реконструкции электрических сетей не относятся к ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также не допускается проведение капитального ремонта в домах не соответствующих определенным критериям (аварийные, износ более 70% и т.д.). Также Министерство указывает на невозможность внесения изменений в уже существующий план.

Аналогичные доводы содержит апелляционная жалоба Фонда, в которой он также просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Кроме того, Фонд указывает на невозможность исполнения судебного акта, поскольку не указан вид конкретных работ, срок проведения и их стоимость (ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В суде апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы, которые прокурор подержал в суде апелляционной инстанции, указано на отсутствие оснований для отмены судебного акта и согласие с выводами суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились лица, указанные во вводной части определения, иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия установила, что не явившиеся участники процесса были надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информация о слушании по настоящему делу на официальном сайте Свердловского областного суда в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства от ответчика не поступило. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав истца и представителя Фонда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалоб и возражений на них в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по обращениям граждан прокуратурой Шалинского района Свердловской области проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в отношении части многоквартирных домов АО «ГАЗЕКС» перестало поставлять газ в баллонах объемами 50 и 27 литров в связи с нарушениями их жителями п. 92 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390), согласно которому газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, располагаются вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи, в связи с чем последние произвели замену газовых плит на электрические, тем самым увеличив нагрузку на электрические сети многоквартирного дома, что создает пожароопасную ситуацию.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался статьями 13 (п.8.3), 168 (части 7, 7.1) Жилищного кодекса Российской Федерации пунктами 4, 8, 28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 1, 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Письмом Минстроя России от 06.09.2021 № 37970-ОД/08, Постановлением Правительства Свердловской области от 03.06.2014 № 477-ПП установлен Порядок утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (утверждённым постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП), Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области (утверждённым постановлением Правительства Свердловской области от 29.01.2014 № 37-ПП).

Судебная коллегия с постановленным по делу решением согласиться не может, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права.

Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.

Приложением к Региональной программе капитального ремонта является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.

Согласно данному перечню установлены следующие плановые периоды и виды работ проведения капитального ремонта в спорных домах: в р.<адрес>).

При этом <адрес> в <адрес>, являющего предметом иска по настоящему делу отсутствует в Перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.

В силу ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с ч. 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее - Закон №127-ОЗ).

Во исполнение ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 7 Закона № 127-ОЗ, 22.04.2014 постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.

В силу ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 10 Закона № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений (п. 1 ст. 10 Закона № 127-ОЗ).

Пунктом 2 ст. 10 Закона № 127-ОЗ установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.

Данный порядок установлен ст. 7 вышеназванного Закона, согласно которой непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом (п. 3); подготовка данной программы осуществляется на основе, в том числе, сведений, предоставленных органами местного самоуправления уполномоченному органу, информации, подготовленной в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (п. 4); уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту, дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (п. 7), региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (п. 8).

Частью 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Статьей 11 Закона № 127-ОЗ предусмотрено, что краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются в следующих целях:

1) реализации региональной программы капитального ремонта;

2) конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

3) уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) определения видов и объема предоставляемой органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки за счет средств областного бюджета и предоставляемой органами местного самоуправления муниципальной поддержки за счет средств местных бюджетов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1).

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона №127-ОЗ краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются сроком на три года (с распределением по годам в пределах указанного срока) в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии со ст. 4 Постановления Правительства Свердловской области от 03.06.2014 N 477-ПП «Об установлении Порядка утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП» (далее Порядок) органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), разрабатывают проекты муниципальных краткосрочных планов на основе данных Региональной программы, а также сведений о многоквартирных домах, полученных в результате мониторинга их технического состояния в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 29.01.2014 N 37-ПП «Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области»; разработка муниципальных краткосрочных планов осуществляется органами местного самоуправления на основании принципов, предусмотренных ч.7.1 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 п. 1 ст. 11 Закона №127-ОЗ, с соблюдением требований к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, определенных ст. 185 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 28 Закона № 127-ОЗ, при этом органы местного самоуправления утверждают муниципальные краткосрочные планы на очередной период реализации Региональной программы в срок не позднее 01 июня года, предшествующего соответствующему периоду муниципального краткосрочного плана, и направляют их в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - уполномоченный орган) в течение 5 рабочих дней с момента их утверждения.

На основе муниципальных краткосрочных планов уполномоченный орган разрабатывает проект краткосрочного плана Свердловской области, который подлежит утверждению Правительством Свердловской области в срок не позднее 01 августа года, предшествующего соответствующему периоду краткосрочного плана (ст. 6 Порядка)

В указанном порядке осуществляется внесение изменений в утвержденные муниципальные краткосрочные планы и краткосрочный план Свердловской области осуществляется (ст. 8 Порядка).

Таким образом, законодательством установлен четкий порядок внесения изменений в краткосрочный план, который в итоговом варианте, подлежащем исполнению, утверждается Правительством Свердловской области, при этом, как верно указывает в апелляционной жалобе Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в краткосрочных планах, подлежащих завершению не допускается.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возложение на муниципальный орган обязанность внести изменения в уже существующий краткосрочный план на период 2021-2023 годы вопреки требованиям положений ст. 6 Порядка не приведет к восстановлению нарушенного права, поскольку такой план не подлежит реализации Фондом.

Доводы апелляционных жалоб о том, что работы по реконструкции системы электроснабжения с заменой газового оборудования для приготовления пищи на электрическое не относится к перечню работ финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» отклоняются судебной коллегией, поскольку не имеют юридического значения ввиду избрания истцом не надлежащего способа защиты. Более того, истцом не приведен конкретный вид работ (не представлен проект работ), что также не позволяет оценить данный довод.

Кроме того, в производстве Арбитражного суда Свердловской области находилось дело № А60-40783/2020 по заявлению АО «ГАЗЭКС» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с требованиями о признании недействительными решения и предписания от 23.07.2020 по делу № 066/01/10-3962/2019, признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2020 № 066/04/14.31-3455/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении указанного административного дела Арбитражным судом Свердловской области установлено, что в Управление поступили заявления от председателя Думы и заявления Администрации о нарушении обществом антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено решение от 23.07.2020 по делу № 066/01/10-3962/2019, которым признан факт нарушения в действиях (бездействии) общества п.5 ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ выразившегося, в том числе, направлении (вручении) актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах в период с марта 2018 года по март 2019 года потребителям Шалинского городского округа Свердловской области, выставлении в период с марта 2018 года по март 2019 года владельцам жилых помещений в многоквартирных домах и домовладений Шалинского городского округа требований о соблюдении положений Правил № 390 в отсутствие полномочий по проверке соблюдения вышеуказанных правил и в отсутствие заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что является уклонением от исполнения договоров на поставку сжиженного газа в баллонах, заключаемых путем акцепта (подачи потребителями заявки на поставку сжиженного бытового газа в баллонах) публичной оферты, размещенной на официальном сайте общества (http://gazeks.com/), результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Шалинского городского округа Свердловской области; а также в последующем неисполнении Предупреждения № 9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Шалинского городского округа Свердловской области. На основании указанного решения Управлением выдано предписание от 23.07.2020 № 066/01/10-3962/2019, согласно которому обществу предписано в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем отзыва актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах, врученных (направленных) потребителям Шалинского городского округа Свердловской области в период с марта 2018 года по март 2019 года.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2021 в удовлетворении указанного заявления АО «ГАЗЭКС» отказано.

Оставляя без изменения решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 по делу № А60-40783/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по тому же делу Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 05.07.2021 согласился с выводами судов о том, что общество не является органом, уполномоченным проводить проверки соблюдения Правил № 390. Ограничений для частичной или полной поставки газа для коммунально - бытовых в соответствии с п. 115 Правил № 354 без предварительного уведомления потребителя не установлен, соответствующих доказательств суду не представлено. Кроме того, обществом не представлено доказательств наличия фактов нарушений либо обстоятельств, предусмотренных пунктами 115, 117 Правил № 354, пунктами 77, 78, 80 Правил № 410, вследствие которых исполнитель может ограничить либо прекратить (приостановить) поставку газа.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку обжалуемое решение таким требованиям не соответствует оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шалинского районного суда Свердловской области от 22.07.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по организации реконструкции электрических сетей в многоквартирных домах оставить без удовлетворения.

Председательствующий Абрашкина Е.Н.

Судьи Деменева Л.С.

Ильина О.В.

33-18215/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Шалинского района
Ответчики
Администрация Шалинского городского округа
Другие
Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Свердловской области
ООО Управляющая компания Шалинская
Министерство энергетики и Жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
ООО ЭнергоШаля
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации ШГО
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Абрашкина Екатерина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
25.10.2022Передача дела судье
30.11.2022Судебное заседание
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2022Передано в экспедицию
30.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее