Судья Сат А.Е. 2-2902/2023 (33-580/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 25 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Дулуша В.В.,
судей Баутдинова М.Т., Хертек С.Б.,
при секретаре Шогжап Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, мэрии города Кызыла, Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Управление капитального строительства», Жилищно-строительному кооперативу № 4 о возложении обязанности установить защитное ограждение, принять решение о консервации объекта незавершенного строительства по апелляционной жалобе представителя ответчика ГБУ РТ «Управление капитального строительства» Монгуш С.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 ноября 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла Ховалыг И.Р. обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Жилищно-строительному кооперативу № 4 о возложении обязанности установить защитное ограждение. В обоснование иска указывает, что в ходе проверки исполнения требований градостроительного законодательства установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: **, расположены объекты незавершенного строительства в виде построенного фундамента и недостроенного 4-этажного здания. Данный земельный участок предоставлен администрацией г. Кызыла 16 апреля 2007 года ЖСК № 4 в аренду на 23 года. Строительство многоквартирного ** инициировано исполнительным комитетом Кызылского городского совета народных депутатов, которым 19 января 1990 года заключен типовой договор подряда отделом капитального строительства на строительство 313 квартирного жилого дома сроком до мая 1992 года. К установленному сроку жилой дом не построен, строительство дома приостановлено застройщиком. Процент готовности дома 57,7 % от сметной стоимости объекта. Для завершения строительства дома между ЖСК № 4 и Управлением инвестиционного строительства Правительства Республики Тыва 29 апреля 1994 года и 21 апреля 1997 года заключены договоры подряда и поручения, которыми продлен срок ввода жилого дома в эксплуатацию до 1996 года. Для возобновления строительства 30 декабря 2001 года Управлением инвестиционного строительства Правительства Республики Тыва и ООО «Коопстройтранс» (подрядчик) заключен договор подряда. Однако с 2003 года по настоящий момент строительство оставшихся 3 подъездов жилого дома не завершено и приостановлено ввиду неисполнения договорных обязательств Управлением капитального строительства Республики Тыва и ООО «Коопстройтранс» из-за отсутствия финансирования. Деятельность ООО «Коопстройтранс» прекращена в связи с его ликвидацией. ГБУ РТ «Управление капитального строительства» является действующей организацией. Просил обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Жилищно-строительный кооператив № 4 принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей на объект незавершенного строительства путем установления защитного ограждения, консервации объекта незавершенного строительства в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 28 июня 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГБУ РТ «Управление капитального строительства» и Мэрия г. Кызыла.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 января 2024 года иск заместителя прокурора г. Кызыла удовлетворено частично. Судом постановлено: «Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Управление капитального строительства» установить защитное ограждение объекта незавершенного строительства по адресу: **, в соответствии с требованиями "ГОСТ 23407-78. Ограждения инвентарные строительных площадок и участников производства строительно-монтажных работ. Технические условия", принять решение о консервации объекта незавершенного строительства по адресу: **. В удовлетворении остальной части иска отказать. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Управление капитального строительства» в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» государственную пошлину в размере 300 рублей».
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГБУ РТ «Управление капительного строительства» Монгуш С.Д. просит решение суда отменить и обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и ЖСК № принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей на объект незавершенного строительства путем установления защитного ограждения, консервации объекта незавершенного строительства, ссылаясь на то, что в решении суда указывается, что с 2003 года по настоящее время строительство оставшихся 3 подъездов жилого дома не завершено ввиду неисполнения договорных обязательств Управлением капитального строительства Республики Тыва и ООО Коопстройтранс» из-за отсутствия финансирования. Данное утверждение является ошибочным, поскольку согласно п. 8 типового договора от 29 апреля 1994 года «ЖСК-4» обеспечивает финансирование строительства кооперативного жилого дома в соответствии с Правилами кредитования жилищного строительства, утвержденного Центробанком. Строительство жилого дома по адресу: **, было начато в 1994 году, однако в связи с резким удорожанием стоимости жилищного строительства дома было приостановлено. В 2001 году строительство жилого дома возобновилось при содействии Правительства Республики Тыва и в 2002 году из предусмотренных строительством 9 подъездов заселено 6 подъездов. Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 октября 2002 года № «Об утверждении акта приемки в эксплуатацию объекта «313 квартирный жилой дом ЖСК №4 по ** подписан акт приемки законченного строительством жилого дома от 30 декабря 2001 года с подъездами №1,2,3,4,5,6, с общей площадью 12638,44 кв.м. Стоимость дома по сметной документации на 15 июля 2002 года составляла 90 600 000 руб., выделенных при содействии Правительства Республики Тыва путем выделения финансовых средств на завершение строительства 6 подъездов. Типовой договор от 29 апреля 1994 года был полностью исполнен Управлением инвестиционного строительства Правительства Республики Тыва в пределах обеспеченного финансирования. В решении суда прямо указано, что данный земельный участок предоставлен администрацией г. Кызыла 16 апреля 2007 года ЖСК № в аренду на 23 года. Судом не учтены обязанности арендатора соблюдать при использовании земельных участков, требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. Судом не учтено, что данный объект незавершенного строительства является собственностью ЖСК №. Данный земельный участок является неразграниченным земельным участком, где правообладателем является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. ГБУ РТ «Управление капительного строительства» фактически не осуществляет уставную деятельность в полном объеме. По состоянию на январь 2024 года кредиторская задолженность ГБУ РТ «Управление капительного строительства» составляет 631 000 руб. Штатная численность ГБУ РТ «Управление капительного строительства» составляет 3 единицы (начальник, юрист, экономист).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГБУ РТ «Управление капительного строительства» Чинмит О.П. поддержала апелляционную жалобу.
Представитель истца – прокурор Хертек С.Ч. просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Сандак Д.Р. с апелляционной жалобой не согласилась.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания от них не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по обращению Монгуш Н.В. по поводу недостроенного здания многоквартирного жилого дома по **, а именно того обстоятельства, что недостроенное здание не ограждено, прокуратурой г. Кызыла проведена проверка, по результатам которой вынесено представление об устранении нарушений федерального закона от 2 июля 2022 года № Мэру г. Кызыла.
На данное представление Мэрия г. Кызыла ответила в письме от 6 сентября 2022 года №, что по объекту незавершенного строительства, расположенного по адресу: **, разрешение на строительство многоквартирного дома не выдавалось; земельный участок с кадастровым номером № под объектом незавершенного строительства предоставлен в аренду ЖСК-4 на 23 года со сроком действия с 15 декабря 2022 года. ТСЖ «ЖСК-4» ликвидировано 17 марта 2008 года, регистрация прав собственности на данный земельный участок отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРН от 30 июня 2023 года, земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: **, имеет общую площадь 9528,71 кв.м., категории – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под кооперативный жилой дом, правообладателем является Товарищество собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме «Жилищно-строительный кооператив-4» (№) на праве аренды с 1 июля 2003 года по 1 июля 2028 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30 июня 2023 года на Товарищество собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме «Жилищно-строительный кооператив-4» (№) следует, что данное юридическое лицо ликвидировано 17 марта 2008 года.
В договоре № о предоставлении земельного участка в аренду от 22 ноября 2003 года, заключенного между мэрией г. Кызыла и Товариществом собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме «Жилищно-строительный кооператив-4», указано, что земельный участок предоставляется в целях завершения строительства жилого дома, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка. На участке имеется объект незавершенного строительства (п.п. 1.1, 1.2).
11 сентября 2007 года Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла и ЖСК № 4 заключили дополнительное соглашение к Договору № о предоставлении земельного участка в аренду от 22 ноября 2003 года, в соответствии с которым внесены изменения в следующем:
- предмет соглашения – земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: **, общей площадью 3293,5 кв.м.;
- арендодатель - Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла; арендатор – Жилищно-строительный кооператив № в лице председателя Правления кооператива Ш.;
- срок договора аренды – с момента его государственной регистрации и до 13 декабря 2029 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 1 июля 2022 года, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: **, имеет общую площадь 3293,5 кв.м., категории – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство многоэтажного жилого дома, правообладателем является ЖСК-4 на праве аренды сроком 23 года с 15 февраля 2018 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 18 октября 2022 года на Жилищно-строительный кооператив № (№), данное юридическое лицо является действующим на момент рассмотрения дела, председателем правления является Ш..
Из ответа Министерства строительства Республики Тыва от 18.05.2023 № № на запрос Министерства земельных и имущественных отношений республики Тыва следует, что строительство жилого дома по **, было начато в 1994 году, однако в связи с резким удорожанием стоимости жилищного строительства строительство дома было приостановлено.
В 2001 году строительство жилого дома возобновилось при содействии Правительства Республики Тыва и в 2002 году из предусмотренных строительством 9-и подъездов заселено 6 подъездов.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 октября 2002 года № «Об утверждении акта приемки в эксплуатацию объекта «313-квартирный жилой дом ЖСК-4 по **» подписан акт приемки законченного строительством жилого дома от 30 декабря 2001 года с подъездами №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, общей площадью 12 638,44 кв.м.
Типовой договор от 29 апреля 1994 года был полностью исполнен Управлением инвестиционного строительства Правительства Республики Тыва и Министерством строительства Республики Тыва в пределах финансирования.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 15 сентября 2023 года, Управление инвестиционного строительства при Правительстве Республики Тыва №) было создано до 1 июля 2002 года; прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования 21 марта 2003 года, правопреемником является Управление капитального строительства Правительства Республики Тыва (№).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 15 сентября 2023 года, Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Управление капитального строительства» (№) создано путем реорганизации 21 марта 2003 года, правопредшественником является Управление инвестиционного строительства при Правительстве Республики Тыва (№), учредителем является Министерство строительства Республики Тыва.
Договоры подряда и поручения от 29 апреля 1994 года и 21 апреля 199 года, договоры подряда от 30 декабря 2001 года ГБУ РТ «Управление капитального строительства» не представило ввиду пожара, произошедшего 13 июня 2022 года в складском помещении по адресу: **. В данном складском помещении хранилась вся архивная документация учреждения, которая полностью сгорела. Донесением о пожаре № от 12 июня 2022 года факт пожара складского помещения по адресу: **, подтверждается.
Из акта осмотра земельных участков № от 6 июля 2023 года, составленного Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, следует, что Министерством произведена выездная проверка (обследование) земельного участка, расположенного по адресу: **, в ходе которого установлено, что земельный участок огорожен металлическим забором со всех сторон, на территории имеется объект незавершенного строительства.
Истцом проведен осмотр объекта незавершенного строительства по адресу: **, 12 сентября 2023 года, о чем свидетельствует акт проверки, согласно которому строительство объекта незавершенным строительством работы не осуществляется, консервация объекта не произведена, оконные рамы и дверные проемы не заполнены, имеется свободный доступ к объекту для посторонних лиц.
В указанным актам приложены фототаблицы, наглядно подтверждающие сведения указанные в актах. При этом видно, что ограждение объекта незавершенного строительства осуществлено из металлического профлиста, который местами имеет повреждения в целях обеспечения доступа на территорию объекта незавершенного строительства.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку установлено, что застройщиком являлось ГБУ РТ «Управление капительного строительства», то в силу положений части 4 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802, решение о консервации объекта принимает застройщик; а также в силу п. 6.15.2 СНиП 12-01-2004 ответственность за безопасность объекта, строительство которого прекращено или приостановлено, несет также застройщик. В данном случае – это ГБУ РТ «Управление капительного строительства».
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласна, так как они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
Статьей 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности здания и сооружений" установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно пункту 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 802 (далее - Правила), решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В случаях, указанных в пункте 2 Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (пункт 3 Правил).
Таким образом, действующим законодательством на застройщика возложена обязанность по обеспечению консервации объекта капитального строительства и выводы суда о возложении обязанности на ГБУ РТ «Управление капитального строительства» по консервации объекта незавершенного строительства по адресу: **, является обоснованным и соответствующим градостроительному законодательству. Поскольку застройщиком указанного объекта капитального строительства являлось Управление инвестиционного строительства при Правительстве Республики Тыва, а его правопреемником является ГБУ РТ «Управление капитального строительства», то на него возлагается обязанность по консервации объекта незавершенного строительства.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования и материальной возможности проведения консервации объекта незавершенного строительства, не освобождает его от выполнения указанных мероприятий в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
Довод апелляционной жалобы о том, что условия типового договора со стороны застройщика Управления инвестиционного строительства при Правительстве Республики Тыва полностью исполнены, является необоснованным, поскольку осуществлено строительство многоквартирного дома частично, из 9 подъездов дома, построена часть дома в виде 6 подъездов.
Довод апелляционной жалобы о том, что арендатор земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, должен соблюдать при его использовании требования градостроительных регламентов, строительных требований, является несостоятельным, поскольку градостроительным законодательством прямо предусмотрена обязанность застройщика по консервации объекта незавершенного строительства.
Довод апелляционной жалобы о том, что правообладателем земельного участка является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является необоснованным, поскольку застройщиком дома является ГБУ РТ «Управление капитального строительства» и оно должно осуществлять консервацию объекта незавершенного строительства.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного спора, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение трех месяцев.
Председательствующий
Судьи