Дело № 2а-959/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Золотницкой Н.Е.,
при секретаре Летягиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Московской области к ФИО4 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №13 по Московской области обратилась в суд с административным иском к ФИО4 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, указав в обоснование иска, что за административным ответчиком числится задолженность по уплате недоимки по земельному налогу начисленного за налоговый период – 2018 год, в размере 16 137,00 рублей, пени в размере 240,16 рублей. Налоговое уведомление и требование об уплате налога направленное в адрес ФИО4 им оставлено без исполнения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласился, просил произвести перерасчет земельного налога с учетом кадастровой стоимости земельного участка.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ФИО4 состоит на налоговом учете в МИФНС №13 по Московской области в качестве налогоплательщика.
Административному ответчику на праве собственности в 2018 году принадлежало следующее имущество:
- земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
Административным истцом исчислен подлежащий уплате земельный налог и в адрес административного ответчика направлено налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 16 137,00 рублей.
В связи с неуплатой налога, в адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога в размере 16 137,00 рублей и пени, исчисленных с суммы налога в размере 240,16 рублей.
Доказательств, свидетельствующих об уплате указанного налога и пени, административным ответчиком не представлено.
В силу ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Земельный налог относится к числу местных налогов (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации), устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387 названного Кодекса). При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков (абзац 2 части 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога признаются на основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 5 Решения Совета депутатов городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района МО от 30.05.2008 N 32/17 "О земельном налоге на территории городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области" освобождены от налогообложения физические лица в отношении земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, не используемых для предпринимательских целей, но не более чем по одному земельному участку площадью до 1500 квадратных метров (включительно): Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и награжденные орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР"; инвалиды I и II; инвалиды с детства; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий; участникы обороны Ленинграда; граждане, награжденные медалью "За оборону Москвы", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; члены многодетной семьи: матереи (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц), и их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
Пунктом 5.5. указанного выше Решения установлена налоговая льгота в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога на 50 процентов в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика, предназначенного для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной, личного подсобного и дачного хозяйства (строительства), садоводства и огородничества, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, следующим категориям граждан: малоимущим семьям и малоимущим одиноким гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения на начало налогового периода.
Порядок определения налоговой базы установлен положениями ст. 391 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пп. 8 п. 5 ст. 391 Налогового Кодекса РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий: пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих, что административный ответчик обращался с заявлением об уменьшении налоговой базы на необлагаемую налогом сумму с предоставлением всех необходимых документов, ответчиком в материалы дела не представлено, к категории граждан которым могут быть предоставлены льготы по земельному налогу, установленные Решением Совета депутатов городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района МО от 30.05.2008 N 32/17 "О земельном налоге на территории городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области" административный ответчик не относится.
При этом, кадастровая стоимость земельного участка определяется исходя из государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (части 2, 4 статьи 390 Налогового кодекса РФ, статья 66 земельного кодекса РФ).
Доказательств того, что кадастровая стоимость земельного участка в периоды, за которые исчислен земельный налог, была иной, административным ответчиком в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ не представлено. Оснований подвергать сомнению размер кадастровой стоимости, на основании которого был исчислен земельный налог, у суда не имеется, кадастровая стоимость в размере 1383558,93 рублей, содержащаяся в представленной административным ответчиком выписке из ЕГРН не может быть принята судом, поскольку сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН только ДД.ММ.ГГГГ и подлежит применению при исчислении налога за соответствующий налоговый период.
Из представленного в исковом заявлении расчета земельного налога за 2018 года следует, что он произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> установленной на 2018 год в размере 2689475 рублей, при этом применен коэффициент 2.
В силу п.1 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 16 ст. 396 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Из материалов дела следует, что право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, сведения о праве на построенный объект недвижимости на указанном земельном участке отсутствуют.
Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что налоговым органом неверно применен коэффициент 2 при исчислении подлежащего уплате земельного налога, поскольку повышающий коэффициент подлежит применению по истечении 10-летнего срока с момента регистрации права собственности на земельный участок, за соответствующий налоговый период в котором указанный срок истек, то есть в данном случае за 2019 год.
Исходя из указанного с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 8 068,50 рублей.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии со 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Поскольку сумма налога подлежащая уплате административным ответчиком составляет 8 068,50 рублей, с административного ответчика подлежит взысканию пени рассчитанные с указанной суммы в размере 118,30 рублей.
Исходя из положения ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Таким образом, административный истец наделен полномочиями по взыскиванию в бюджет не уплаченных налогоплательщиком налогов и пени.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, наличие у административного ответчика задолженности по земельному налогу и пени за 2018 год, суд полагает, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Московской области к ФИО4 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО4 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Московской области задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 8 068,50 рублей, пени в размере 118,30 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца через
Судья
Долгопрудненского
городского суда. Н.Е. Золотницкая
Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2021.