Судья: Кривина А.В. | Дело № 33-28271/2024 Уникальный идентификатор дела 50RS0021-01-2023-010047-08 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 7 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Мизюлина Е.В., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Гуляевым А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1171/2024 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании решения об отказе в назначении единовременной материальной помощи на погребение незаконным, обязании выплатить единовременную материальную помощь на погребение, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 13 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании решения об отказе в назначении единовременной материальной помощи на погребение незаконным, обязании выплатить единовременную материальную помощь на погребение, взыскании расходов по уплате государственной пошлины, указав, что 05.01.2023 г. у истца умерла мать ФИО Истец произвел расходы на погребение умершей в полном объеме. 13.05.2023 г. истец подал документы на получение единовременной материальной помощи на погребение. 16.05.2023 г. ответчиком было отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки по причине несоответствия сведений о доходах требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области, размер заработной платы ниже минимальной заработной платы на территории Московской области. Истец с данным отказом не согласен.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 13 февраля 2024 года иск ФИО удовлетворен.
Судом постановлено:
- признать решение об отказе в назначении единовременной материальной помощи на погребение от 16.05.2023 г. незаконным;
- обязать выплатить в пользу ФИО материальную помощь в размере 45 723 руб.;
- взыскать с Министерства социального развития Московской области в пользу ФИО расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Выслушав представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения в части размера единовременной материальной помощи на погребение судом первой инстанции в полной мере не соблюдены.
Судом установлено, что 05.01.2023 г. умерла мать истца ФИО
13.05.2023 г. истец ФИО обратился в Министерство социального развития Московской области с заявлением о выплате материальной помощи на погребение в соответствии со статьей 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области».
Решением Министерства социального развития Московской области в лице Окружного управления социального развития № 4 от 16.05.2023 г. № 115080 в выплате материальной помощи на погребение ФИО отказано по причине того, что сведения о доходах не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области, размер заработной платы ниже минимальной заработной платы на территории Московской области.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск ФИО, суд руководствовался статьей 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статьей 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области», постановлением Правительства Московской области от 17.01.2007 № 26/51 «Об утверждении Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им единовременной материальной помощи на погребение» и исходил из того, что заявителем были представлены необходимые документы для получения материальной помощи на погребение, в связи с чем отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки является незаконным.
Определяя размер единовременной материальной помощи на погребение, суд исходил из того, что представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что на погребение ФИО было затрачено 45 723 руб., данные расходы на погребение ФИО являлись необходимыми.
Судебная коллегия находит выводы суда о размере единовременной материальной помощи на погребение основанными на неправильном применении норм материального права.
Взыскивая понесенные ФИО расходы на погребение в размере 45 723 руб., суд руководствовался статьей 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.
Между тем, возлагая на Министерство социального развития Московской области обязанность возместить в полном объеме расходы ФИО на погребение, суд не учел, что положения статьи 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не применимы, поскольку Министерство социального развития Московской области не является лицом, ответственным за вред, вызванный смертью ФИО, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по возмещению заявителю расходов на погребение в размере фактических затрат.
Министерство социального развития Московской области, являясь органом исполнительной власти специальной компетенции, в силу возложенных на него полномочий производит выплату единовременной материальной помощи на погребение в качестве дополнительной меры социальной поддержки в установленном законом порядке и в установленных законом пределах.
Основы организации похоронного дела в Московской области, полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, если иное не установлено законом Московской области о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, определены Законом Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» (далее – Закон Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ).
В соответствии с частью 1 статьей 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ в случае если погребение осуществлялось за счет средств лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, то указанным лицам выплачивается социальное пособие на погребение в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления социального пособия на погребение устанавливается Правительством Московской области.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области, выплачивается единовременная материальная помощь за счет средств бюджета Московской области в размере 9565 рублей (на каждое погребение), если они являются:
1) членами семьи, среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения;
2) одиноко проживающими гражданами, доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения.
Частью 3 статьи 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ предусмотрено, что лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области, выплачивается единовременная материальная помощь за счет средств бюджета Московской области в размере 6832 рублей (на каждое погребение), если они являются:
1) членами семьи, среднедушевой доход которой составляет от 100 до 150 процентов величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения;
2) одиноко проживающими гражданами, доход которых составляет от 100 до 150 процентов величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения.
В силу части 4 статьи 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области, выплачивается единовременная материальная помощь за счет средств бюджета Московской области в размере 4099 рублей (на каждое погребение), если они являются:
1) членами семьи, среднедушевой доход которой составляет от 150 до 200 процентов величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения;
2) одиноко проживающими гражданами, доход которых составляет от 150 до 200 процентов величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения.
Согласно части 5 статьи 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ установленные частями 2-4 настоящей статьи размеры единовременной материальной помощи подлежат ежегодной индексации в размере, установленном Правительством Московской области.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ порядок предоставления единовременной материальной помощи на указанные цели, а также перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им единовременной материальной помощи на погребение, устанавливаются Правительством Московской области.
Из приведенных норм следует, что единовременная материальная помощь на погребение является одной из дополнительных мер социальной поддержки, размер единовременной материальной помощи на погребение зависит от материального и семейного положения заявителя и составляет от 4 099 руб. до 9 565 руб. с учетом последующей индексации.
Как усматривается из материалов дела, истец ФИО является одиноко проживающим гражданином, доход которого ниже прожиточного минимума, установленного в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения.
Таким образом, ФИО имеет право на получение единовременной материальной помощи на погребение на основании пункта 2 части 2 статьи 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ в размере 9 565 руб. с учетом последующей индексации.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 11.10.2022 № 1112/36 «Об установлении размера индексации отдельных социальных выплат, пособий, единовременной материальной помощи и размера возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в 2023 году и на плановый период 2024 и 2025 годов» с учетом индексации в 2023 году единовременная материальная помощь на погребение на основании пункта 2 части 2 статьи 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ составляла сумму в размере 10 156 руб.
Оснований для выплаты ФИО единовременной материальной помощи по его заявлению от 13.05.2023 г. о выплате материальной помощи на погребение в соответствии со статьей 3 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ в размере, превышающем 10 156 руб., в том числе в размере фактически понесенных расходов на погребение ФИО, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда в части размера единовременной материальной помощи на погребение подлежит изменению.
В остальной части решение суда является правильным и оснований для его отмены либо изменения (в неизмененной части) по доводам апелляционной жалобы Министерства социального развития Московской области не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 13 февраля 2024 года в части размера единовременной материальной помощи на погребение изменить.
Обязать Министерство социального развития Московской области выплатить ФИО единовременную материальную помощь на погребение в размере 10 156 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 12.08.2024