Судья Охроменко С.А. дело №33-8453/2017
А-2.200
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Быстровой М.Г.,
судей Гришиной В.Г., Сучковой Е.Г.,
с участием прокурора Шадриной Е.А.
при секретаре Казбановой Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, по докладу судьи Сучковой Е.Г.,
гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Канска» о возложении обязанности установить в полной мере ограждения территории образовательного учреждения,
по апелляционной жалобе директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Канска» -Кухаревой Л.Ф.,
на решение Канского городского суда Красноярского края от 04 апреля 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Канска» о возложении обязанности установить в полной мере ограждения территории образовательного учреждения - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Канска» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, установить в полной мере ограждение территорию образовательного учреждения по периметру земельного участка по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Канска» (далее - МБОУ СОШ №18 г. Канска) о возложении обязанности установить в полной мере ограждения территории образовательного учреждения.
Требования мотивированы тем, что при проведении Канской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере комплексной безопасности образовательного процесса, исполнения антитеррористического законодательства образовательными учреждениями, расположенными на поднадзорной территории, в МБОУ СОШ №18 г. Канска выявлены нарушения требований законов «О противодействии терроризму», «О безопасности», «Об основных гарантиях прав ребенка», «Об автономных учреждениях», «О противодействии экстремистской деятельности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821.-10. Установлено, что в МБОУ СОШ №18 г. Канска на момент проверки частично отсутствует ограждение по периметру образовательного учреждения, а именно со стороны ул. Ремзавода, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение. <дата> года по указанному факту заместителем Канского межрайонного прокурора директору МБОУ СОШ № 18 внесено представление о недопустимости нарушений законодательства в указанной части, до настоящего времени данные нарушения не устранены. В связи с чем, прокурор просил суд обязать МБОУ СОШ №18 г. Канска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, установить в полной мере ограждение территории образовательного учреждения по периметру земельного участка по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Канска» - Кухарева Л.Ф. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение о возложении обязанности установить в полной мере ограждение территории МБОУ СОШ №18 г. Канска в срок до 01.09.2018 года. В обоснование своих доводов указывает, что поскольку финансирование МБОУ СОШ №18 г. Канска осуществляется за счет средств муниципального бюджета, учреждение в состоянии обеспечить наличие ограждения по периметру всей территории школы после того, как администрация города Канска обеспечит финансирование приобретения и монтажа ограждения. В связи с тем, что бюджет на текущий год уже принят, финансирование для установки ограждения территории школы возможно в 2018 году.
На апелляционную жалобу представлено возражение помощником прокурора Канской межрайонной прокуратуры Красноярского края - Позякиным B.C., в котором указано на законность решения суда от 04.04.2017 года.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о заседании и не ходатайствовавших об отложении судебного разбирательства, заслушав прокурора Шадрину Е.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ предусмотрено, что противодействие терроризму -деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу ч. 1 ст. 28 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации,
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 273-ФЗ).
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10".
Санитарные правила направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся (п. 1.1 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Пунктом п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189, предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе выездной прокурорской
проверки исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением
средней общеобразовательной школой №18 г. Канска, требований законодательства о
противодействии терроризму и экстремистской деятельности, проведенной Канской
межрайонной прокуратурой, выявлено частичное отсутствие по периметру образовательного учреждения ограждений в виде забора, со стороны ул. Ремзавода.
<дата> года по указанному факту заместителем Канского межрайонного прокурора директору МБОУ СОШ №18 внесено представление о недопустимости нарушений законодательства в указанной части.
Согласно ответу из МБОУ СОШ №18 г. Канска от 25.11.2016 года частичное ограждение по периметру образовательного учреждения ограждений в виде забора в настоящий момент ликвидировать невозможно из-за отсутствия финансирования.
В соответствии с п. п. 1.1., 1.5., 1.6. Устава МБОУ СОШ №18 г. Канска является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма школы - муниципальное бюджетное учреждение, созданное с целью оказания муниципальных услуг, и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Согласно п. 1.8., 1.9., 1.10. Устава МБОУ СОШ №18 г. Канска учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование город Канск. Функции и полномочия учредителя школы в пределах своей компетенции осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации города
Канска».
В силу п. 1.15. Устава МБОУ СОШ № 18 г. Канска отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ней собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Согласно п. 2.6. Устава МБОУ СОШ №18 основными, задачами школы являются, в том числе охрана жизни и здоровья обучающихся.
На основании п. 3.1 Устава МБОУ СОШ №18 земельный участок, необходимый для выполнения школой своих, уставных, задач, предоставляется ей на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 3.3 Устава МБОУ СОШ. №18 при осуществлении, права оперативного управления, имуществом. Школа обязана в том числе не допускать ухудшения, технического состояния имущества, помимо его ухудшения, связанного с нормативным, износом, в процессе эксплуатации и осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности; имущество, закрепленное за школой на праве оперативного управления.
Согласно письму из МБОУ СОШ №18 г. Канска от <дата> г. в адрес начальника МКУ «УО администрации г. Канска» директор МБОУ СОШ № 18 просит оказать содействие в продолжении капитального ремонта школьной ограды.
Как следует из акта проверки готовности общеобразовательного учреждения к 2016/2017 учебному году от <дата> года, ограждение территории общеобразовательного учреждения имеется, состояние удовлетворительное. МБОУ СОШ №18 г. Канска к началу учебного года готова.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции установил, что территория МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Канска» имеет частичное ограждение по периметру образовательного учреждения в виде забора, часть которого отсутствует, что не создает препятствий в доступе на территорию данного общеобразовательного учреждения посторонних лиц, а также постороннего транспорта, и создает угрозу жизни и здоровью учащихся школы, что установлено в результате проверки, проведенной Канской межрайонной прокуратурой. При этом, удовлетворяя исковые требования Канского межрайонного прокурора о возложении обязанности на МБОУ СОШ №18 г. Канска установить в полной мере ограждение территории
образовательного учреждения по периметру земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку ограждение образовательного учреждения отвечает целям безопасности учащихся и преподавательского персонала, является одной из мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на территорию учреждения, кроме того, наличие ограждения по всему периметру образовательного учреждения в границах земельного участка соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 и положениям антитеррористического законодательства, которые подлежат обязательному применению и носят императивный характер.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о несогласии с решением суда первой инстанции в части сроков исполнения решения в связи с тем, что в установленные судом сроки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Канска» не сможет в полной мере исполнить свои обязательства, не могут являться основанием для отмены решения суда и отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку не освобождает ответчика от обязанности выполнения нормативных требований по ограждению территории образовательного учреждения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, совокупности имеющихся доказательств дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, они соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Канского городского суда Красноярского края от 04 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 г. Канска» - Кухаревой Л.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: М.Г. Быстрова
Судьи: В.Г. Гришина
Е.Г. Сучкова