Решение по делу № 3а-744/2020 от 07.04.2020

Дело № 3а-744/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Пермь 02 июля 2020 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ПромТехнология» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ПромТехнология» (далее по тексту также – ООО «ПромТехнология», Общество) обратилось в суд с административным иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности пермского края, Государственному бюджетному учреждению «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пермского филиала, заявив требование об установлении по состоянию на 01 января 2019 года кадастровой стоимости объектов недвижимости:

-земельного участка общей площадью 9165 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2548000 рублей;

-земельного участка общей площадью 2993 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 832000 рублей;

-земельного участка общей площадью 9928 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 760 000 рублей;

-земельного участка общей площадью 1303 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 362 000 рублей;

-земельного участка общей площадью 2884 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 802 000 рублей;

-земельного участка общей площадью 712 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 198 000 рублей;

-земельного участка общей площадью 915 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 254 000 рублей;

-земельного участка общей площадью 1396 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 388 000 рублей;

-земельного участка общей площадью 2 242 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 623 000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных выше земельных участков, соответственно, плательщиком земельного налога. Кадастровая стоимость данных земельных участков, определенная по состоянию на 01 января 2019 года, не соответствует рыночной стоимости данных объектов недвижимости, что подтверждается отчетом об оценке независимого оценщика. Данное обстоятельство, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

Представитель административного истца Папсуевич П.Э. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные уточненные требования поддержал.

Представитель административных ответчиков Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Агафонова Т.А. представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, против установления заявленной в утоненном административном иске рыночной стоимости, не возражала.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пермского филиала о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, ранее представитель административного ответчика мнение по заявленным требованиям выразил в письменном отзыве на административный иск.

Заинтересованное лицо администрация г. Березники о времени и месте рассмотрения дела уведомлена судом надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, административное исковое заявление, письменные отзывы, суд полагает заявленное административным истцом требование обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Как следует из материалов дела ООО «ПромТехнология» является собственником объектов недвижимости:

-земельного участка общей площадью 9 165 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными зданиями, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51;

-земельного участка общей площадью 2 993 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными зданиями, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51;

-земельного участка общей площадью 9 928 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными зданиями, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51;

-земельного участка общей площадью 1 303 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными зданиями, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51;

-земельного участка общей площадью 2 884 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными зданиями, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51;

-земельного участка общей площадью 712 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными зданиями, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51;

-земельного участка общей площадью 915 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными зданиями, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51;

-земельного участка общей площадью 1 396 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными зданиями, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51;

-земельного участка общей площадью 2 242 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый производственными зданиями, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51.

Изложенные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости в отношении указанных земельных участков, включающая данные о правообладателе (л.д. 27-36).

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Принимая во внимание, что административный истец является собственником указанных выше объектов недвижимости, следовательно, плательщиком земельного налога, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, Общество вправе оспорить кадастровую стоимость земельных участков.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 12 Постановления от 30 июня 2015 года № 28, необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абз. 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости (л.д. 18-26) следует, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 01 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края":

-в отношении земельного участка с кадастровым номером ** в размере 5684449 рублей 60 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года;

-в отношении земельного участка с кадастровым номером ** в размере 1975499 рублей 72 копейки, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года;

-в отношении земельного участка с кадастровым номером ** в размере 6103039 рублей 44 копейки, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года;

-в отношении земельного участка с кадастровым номером ** в размере 870703 рубля 69 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года;

-в отношении земельного участка с кадастровым номером ** в размере 916965 рублей 96 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года;

-в отношении земельного участка с кадастровым номером ** в размере 511272 рубля 96 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года;

-в отношении земельного участка с кадастровым номером ** в размере 648131 рубль 10 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года;

-в отношении земельного участка с кадастровым номером ** в размере 964259 рублей 08 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года;

-в отношении земельного участка с кадастровым номером ** в размере 1509135 рублей 04 копейки, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года.

В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Учитывая, что кадастровая стоимость, утвержденная приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01 января 2019 года, рыночная стоимость спорного участка также подлежит определению по состоянию на 01 января 2019 года.

Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, в подтверждение заявленного уточненного искового требования административным истцом представлен уточненный отчет об оценке № 04/2020-З от 16 марта 2020 года, выполненный оценщиком П. (ИП П.) Как следует из отчета об оценке, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2019 года составила 2548000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2019 года составила 832 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2019 года составила 2 760 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2019 года составила 362 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2019 года составила 802 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2019 года составила 198 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2019 года составила 254 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2019 года составила 388 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2019 года составила 623 000 рублей.

В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названное статье.

В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности). Оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299.

В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данным Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Как указано в пункте 3 ФСО № 4, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Проанализировав представленный в материалы дела отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям статьи 14 Закона о кадастровой оценке и федеральным стандартам оценки, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации.

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

Анализируя отчет об оценке, суд установил, что оценщик П. является членом Саморегулируемой организации Союз «Федерация специалистов оценщиков», включен в реестр 01 августа 2018 года за регистрационным номером 664. Оценщик имеет необходимое образование и квалификацию в области оценки недвижимости, ответственность оценщика застрахована по полису № 433-743-053596/19 от 18 июля 2019 года СПАО «Ингосстрах», срок действия полиса с 01 августа 2019 года по 31 июля 2020 года.

Исходя из категории земель (земли населенных пунктов) и разрешенного использования земельного участка, оценщиком он отнесен к сегменту рынка земельных участков – участки под объекты производственного назначения, расположенные в Пермском крае.

В ходе подготовки отчета об оценке оценщик произвел анализ рынка земельных участков под промышленную застройку на территории Пермского края за 2018 год, анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому могут быть отнесены оцениваемые объекты при фактическом, а также при альтернативном вариантах их использования, с указанием интервала цен, на дату, предшествующую дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, а также произвел анализ ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Используя информацию ООО «Аналитический центр «КД-Консалтинг», отражающую средние значения показателя цены предложения за кв.м. земли по Пермскому краю, оценщик пришел к выводу, что диапазон цен, установившийся на земельные участки под промышленную застройку на территории Пермского края, составляет от 3000 руб./сот. до 82000 руб./кв.м., при среднем значении 23,96 тыс. руб./сот.

При составлении отчета оценщик определил основные факторы, влияющие на цены земельных участков назначения под промышленную застройку: имущественные права, условия финансирования, условия продажи, условия рынка, скидка на торг, местоположение, площадь, рельеф, коммуникации, подъездные пути, разрешенное использование.

При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в отчете полностью обоснован.

Оценщиком при выборе аналогов были проанализированы данные о ценах предложений (публичные оферты), опубликованные на официальных сайтах в сети Интернет: https://ruads.org/, Каталог ПМЛС от 25 апреля 2018 года, Каталог ПМЛС от 29 августа 2018 года.

Из предложенного рынка купли-продажи земельных участков, предназначенных производственную недвижимость, оценщик выбрал наиболее подходящие по элементам сравнения (возможность идентификации кадастрового номера объекта и вида прав на объект, отсутствие построек, площадь, соответствие требованиям репрезентативности выборки) объекты. Исключив из выборки крайние значения (максимумы и минимумы), оценщик выбрал 3 объекта-аналога для однородных по характеристикам оцениваемых участков. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объектам оценки. При внесении разумных корректировок относительно условий рынка (дата предложения/продажи), скидки на торг, местоположения, площади, коммуникаций, сведения о стоимости объекта достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов, типичных для объектов оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказ от применения корректировок оценщиком приведены в отчете со ссылкой на источники, которыми он руководствовался.

Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, поскольку имеется возможность проверить использованные оценщиком сведения о цене продажи объектов-аналогов из предложений, размещенных в сети Интернет. Приложенные к отчету скриншоты страниц интернет-сайтов являются читаемыми. С учетом изложенного, проведенная оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам.

Оценщиком подбор объектов-аналогов должным образом мотивирован, то обстоятельство, что объекты-аналоги по некоторым элементам сравнения разнятся, было нивелировано оценщиком, как уже указывалось выше, путем использования корректировок на основные ценообразующие факторы в соответствии с подпунктом «е» пункта 22 ФСО № 7.

Проанализировав отчет оценщика в данной части, суд также полагает, что каких-либо нарушений требований ФСО при отборе объектов-аналогов оценщиком не допущено.

Содержание отчёта об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчёт содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Статьей 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Суд считает, что при подготовке отчёта об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик П. при оценке спорных объектов недвижимости не допустил нарушений требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о том, что в настоящем деле административный истец представил надлежащее доказательство в подтверждение рыночной стоимости объектов. Между тем, доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, ответчиком не представлено, данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административным ответчиком также не приведено, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы административным ответчиком не заявлялось, напротив, как следует из представленного в суд заявления, к моменту рассмотрения настоящего административного дела административный ответчик не возражает против установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в соответствии с уточненным исковым требованием.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вопреки требованиям части 5 статьи 247 КАС РФ данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.

Административные ответчики, заинтересованные лица не оспаривали достоверность представленного административным истцом отчета, сведений об ином размере рыночной стоимости оцениваемых объектов административным ответчиком, заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

Таким образом, величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчете об оценке № 04/2020-З от 16 марта 2020 года, является достоверной, вследствие чего требование административного истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ), как следует из материалов дела, административное исковое заявление подано почтовой связью – 02 апреля 2020 года.

Настоящее решение суда является самостоятельным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ПромТехнология» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 9 165 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 548 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2 993 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 832 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 9 928 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 760 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1 303 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 362 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2 884 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 802 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 712 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 198 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 915 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 254 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1 396 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 388 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2 242 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Ключевая, 51, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 623 000 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 02 апреля 2020 года.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 16 июля 2020 года.

Судья: подпись

3а-744/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "ПромТехнология"
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Другие
Администрация г. Березники
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Коротаева Ольга Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
16.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее