Решение по делу № 2а-610/2020 от 28.08.2020

а-610/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2020 года                  г. Кизилюрт, РД

Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедовой З.А.,

с участием административного истца председателя УИК МО СП «<адрес>» <адрес> РД Мусаева Ш.Р.,

заинтересованного лица председателя ТИК Кизилюртовского района РД Камилова Н.К.,

представителя Кизилюртовской межрайонной прокуратуры-помощника прокурора Ивановой В.В.,

при секретаре Хамидовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению председателя УИК МО СП «<адрес>» <адрес> РД Мусаева Ш.Р. к Р.Р.Ш. об отмене его регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов МО СП «<адрес>» <адрес> РД шестого созыва,

УСТАНОВИЛ:

Председатель УИК МО СП «<адрес>» <адрес> РД Мусаев Ш.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Р.Р.Ш. об отмене его регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов МО СП «<адрес>» <адрес> РД шестого созыва, мотивировав заявленные требования тем, что решением участковой избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Р.Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов МО СП «<адрес>» <адрес> РД шестого созыва.

По сведениям ИЦ МВД по <адрес>, представленным в Избирательную комиссию Республики Дагестан, по результатам проверки проведенной на наличие судимости выдвинутых кандидатов, Раджабов Р.Ш. был осужден ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по пункту «<данные изъяты>» части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> УК РФ, с применением статьи <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> году лишения свободы условно с испытательным сроком на <данные изъяты> год.

При этом в своем заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата Раджабов Р.Ш. указал неполные сведения о судимости, необходимость указания которых установлена пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На основании заявления Раджабова Р.Ш., которое не содержало сведений о его судимости, организующая выборы участковая избирательная комиссия , зарегистрировала его в качестве кандидата в депутаты.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" uлu "о" пункта 24 статьи 38 Федерального закона.

При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Одним из оснований отказа в регистрации кандидата, установленным подпунктом «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона.

В свою очередь этот пункт Федерального закона устанавливает, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Указанные сведения кандидат Раджабов Р.Ш. в своем заявлении не указал.

Данное обстоятельство является сокрытием кандидатом сведений о своей судимости и влечет отмену его регистрации в качестве кандидата.

Подпункт «з» пункта 7 статьи 76 Федерального закона также устанавливает в качестве условия отмены регистрации кандидата судом случай установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктами 2, 2.1 статьи 33, подпунктом «е» пункта 24 статьи 38, подпунктами «а» и «з» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 5 статьи 239, частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит отменить регистрацию кандидата Р.Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного решением участковой избирательной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов МО СП «<адрес>» <адрес> шестого созыва.

В ходе судебного заседания административный истец Председатель УИК МО СП «<адрес>» <адрес> РД Мусаев Ш.Р. заявленные административное исковое заявление поддержал, по основаниям, в нем изложенным.

Административный ответчик Раджабов Р.Ш. в ходе судебного заседания, проведенного 01 сентября 2020 года, заявленные административные исковые требования не признал и в их удовлетворении просил отказать, при этом ссылаясь на то, что он ранее также являлся депутатом 4 созыва и не в первый раз заполнял указанный бланк заявления, который был им ранее заполнен точно также как и сейчас. Однако в прошлый раз таких замечаний высказано не было. То, что он был ранее судим, он не скрывал, и все сведения о своей судимости указал в заявлении. О том, что нужно было их расшифровать он не знал и никто его не предупредил об этом. Считает, что не указание им сведений о наличии погашенной судимости какого-либо правового значения не имеет, поскольку сведения о самой судимости он отразил в полном объеме. В связи с давностью привлечения к уголовной ответственности, так как прошло около 20 лет, он и не мог знать о том, когда именно его судимость была погашена и указанные сведения об этом у него отсутствовали.

Кроме того, он лишен был возможности отразить требуемую информацию в полном объеме ввиду отсутствия технической возможности по заполнению бланка заявления, в котором указанные графы имеют недостаточно места для их заполнения.

Заинтересованное лицо председатель ТИК <адрес> РД Камилов Н.К. заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик Раджабов Р.Ш., извещенный судом надлежащим образом, путем направления СМС-извещения на номер его мобильного телефона, при наличии его соответствующего согласия на это, о дате и месте рассмотрения дела, назначенного на 02 сентября 2020 года в 16 часов, на судебное заседание не явился. В поданном в суд заявлении не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие, в удовлетворении административного искового заявления просил отказать.

Суд, в отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих по делу, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, явка которого не была признана судом обязательной, в порядке ч. 3 ст. 243 КАС РФ, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего о необходимости удовлетворения административного искового заявления участковой избирательной комиссии, а также исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ гражданам РФ гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно ч.11 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Согласно п.п.5 и 7 ст.3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон) выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется, открыто и гласно.

В силу п.13 ст.20 данного Федерального закона решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.

В соответствии с п. 6 ст. 76 данного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Аналогичная правовая позиция изложена и в п.31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 упомянутого Закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в том числе в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

Как следует из содержания приведенной нормы, сокрытие кандидатом сведений о судимости закон предусматривает в качестве самостоятельного основания для отмены регистрации кандидата в случае установления этого факта, так и в качестве вновь открывшегося обстоятельства.

Аналогичные правовые предписания, указанные выше, установлены и в Законе Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 (ред. от 13.07.2020) "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 26.06.2009) (часть 7 статьи 92).

В соответствии со ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление в порядке, установленном законом (п.1).Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления к ней заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (п.2).

В силу п.2.1 указанной статьи, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном п.2 этой же статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Аналогичная норма содержится в ч.3 ст.37 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах в Республике Дагестан».

При этом, содержание понятия «сведения о судимости кандидата» определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, если кандидат был осужден за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата (п.9 ст.37 указанного Закона).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, решением сельского собрания депутатов МО СП «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ "О назначении выборов депутатов Собрания депутатов МО СП «<адрес>» шестого созыва" назначены основные выборы депутатов на 13 сентября 2020 года.

Решением участковой избирательной комиссии МО СП «<адрес>» <адрес> РД от 28 июля 2020 года "О регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО СП «<адрес>» шестого созыва», кандидатом в депутаты под зарегистрирован Р.Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, самовыдвиженец.

Согласно решению участковой избирательной комиссии МО СП «<адрес>» <адрес> РД от 04 августа 2020 года досрочное голосование будет проведено в течение двух дней, предшествующих дню голосования: 11 и 12 сентября 2020 года с 8 до 20 часов по местному времени.

Решением участковой избирательной комиссии МО СП «<адрес>» <адрес> РД от 27 августа 2020 года принято решение об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов МО СП «<адрес>» шестого созыва Раджабова Р.Ш., выдвинутого в порядке самовыдвижения ввиду наличия у него судимости и отсутствия тем самым пассивного избирательного права.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии <адрес> -П от 27 августа 2020 года вышеуказанное решение УИК от 27 августа 2020 года было отменено, как ошибочно и незаконно принятое.

Указанные выше решения никем не оспорены.

В последующем, решением Участковой избирательной комиссии МО СП «<адрес>» <адрес> РД от 27 августа 2020 года принято решение об обращении в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Раджабова Р.Ш.

Установлено также, что приговором Военного суда Рязанского гарнизона Раджабов Р.Ш. осужден по пункту «в» части 2 статьи 335 УК РФ, с применением статьи 55 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год.

Данные обстоятельства сторонами также не оспариваются.

Между тем, в заявлении от 22 июля 2020 года о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты собрания депутатов МО СП «сельсовет Гельбах» в порядке самовыдвижения, представленного в избирательную комиссию для регистрации Раджабовым Р.Ш., и исследованного в ходе судебного заседания, им было указано: «Осужден по ч.<данные изъяты> б) ст.<данные изъяты> УК РФ ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты>».

Учинение соответствующих записей в заявлении административным ответчиком в ходе судебного заседания не оспаривалось.

Между тем, наименование статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой он был осужден, сведения о дате снятия или погашения судимости, в нарушение вышеприведенных норм избирательного законодательства, Раджабовым Р.Ш. указаны не были, в связи с чем поданное им заявление в участковую избирательную комиссию содержит неполные сведения о его судимости.

Кроме того, как усматривается из поданного Раджабовым Р.Ш. заявления он указывает о привлечении его к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного указанной статьей по п. «<данные изъяты>», тогда как согласно сведениям, представленным ИЦ МВД по РД, он был привлечен по п. «<данные изъяты>».

Как пояснил в ходе судебного разбирательства сам Раджабов Р.Ш. по какому именно пункту данной статьи уголовного кодекса он был осужден он не помнит, так как прошло много времени, а эти сведения он заполнил так, как запомнил.

Сведения об этом стали известны после регистрации кандидата в результате проведения проверочных мероприятий, согласно представленным МВД по РД сведениям (рег. от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно положениям ст.38 Федерального закона внесение изменений в представленные кандидатом в депутаты документы возможно только до дня принятия решения о регистрации его кандидатом в депутаты.

Каких-либо доказательств, подтверждающих что Раджабов Р.Ш. до его регистрации кандидатом в депутаты, обратился с заявлением о внесении дополнений, уточнений либо иных сведений в представленные им в избирательную комиссию документы, нет и в суд не представлено.

Следует также отметить, что к нормам избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации,атакже отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности либо на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.

Специфика избирательного законодательства направлена на установление объема обязательной информации о кандидате, которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регулируют различные правовые отношения, и устанавливают различное содержания понятия судимость, а именно статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости; судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Иное содержание понятия судимости и правовых последствий судимости в целях регулирования отношений, связанных с проведением выборов в органы власти, определены как указано выше Федеральным законом о выборах, подпунктом 58 статьи 2 которого установлено, что сведения о судимости кандидата это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат.

При этом на основании части 1 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные лишь Уголовным кодексом Российской Федерации, связанные с судимостью.

Указание кандидатом сведений о наличии судимости необходимо как для решения вопроса о наличии у него пассивного избирательного права, поскольку пунктами 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено в каком случае осужденные лица не имеют права быть избранными, а также необходимо для того, чтобы избирательная комиссия могла довести такие сведения о кандидате до сведения избирателей (пункт 7 статьи 33 указанного Федерального закона); в целях способствования осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов сведения о судимости кандидата указываются в тексте бюллетеня для голосования (пункт 7 статьи 65 указанного Федерального закона), а также в оборудованном в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением информационном стенде, в котором размещается информация о всех кандидатах, внесенных в бюллетень (пункт 4 статьи 61 указанного Федерального закона).

Судимость, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в первую очередь, уголовно-правовой институт, имеющий значение для целей реализации уголовной ответственности, однако за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера.

Такая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 19 марта 2003 года №3-П, от 10 октября 2013 года №20-П.

Раджабов Р.Ш., изъявивший желание воспользоваться своим пассивным избирательным правом, и давший согласие баллотироваться на должность депутата сельского Собрания депутатов, обязан знать и соблюдать требования законодательства Российской Федерации о выборах, в том числе обязанность указать полные сведения о своей судимости.

Кроме того, в бланке заявления, заполняемого кандидатами, имеется примечание с подробным изложением порядка его заполнения.

В связи с чем не могут быть приняты во внимание доводы Раджабова Р.Ш. о том, что при заполнении заявления он не знал, что указанные сведения должны быть им отражены и что он не знал, когда именно его судимость была погашена.

Таким образом, поскольку действующим избирательным законодательством обязанность по сообщению в избирательную комиссию сведений о судимостях или об их погашении возложена на кандидата в депутаты, суд считает, что не указание Раджабовым Р.Ш. в поданном заявлении в полном объеме сведений о своей судимости (не указание наименования статьи, а также даты погашения судимости), суд расценивает как совершение им действий по сокрытию таких сведений.

Иных доказательств в суд не представлено, в связи с чем требования административного истца подлежат полному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.244, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Участковой избирательной комиссии МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Собрания депутатов МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан шестого созыва Р.Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Дагестан, проживающего по адресу: <адрес>, Республики Дагестан, выдвинутого в порядке самовыдвижения и зарегистрированного решением Участковой избирательной комиссии МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.3 ст.298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на решение могут быть поданы апелляционная жалоба или апелляционное представление в Верховный Суд Республики Дагестан через Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в течение пяти дней со дня его принятия.



Председательствующий

судья З.А.Магомедова

Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2020 года

2а-610/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова В.В.
Участковая избирательная комиссия № 0690 Кизилюртовский район МО СП село Гельбах
Ответчики
Раджабов Раджаб Шамсудинович
Другие
Камилов Н.Н.
Суд
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Магомедова Зарема Ахмеддибировна
Дело на странице суда
kiziljurt-rs.dag.sudrf.ru
28.08.2020Регистрация административного искового заявления
28.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2020Судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
02.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее