Дело №2а -1609/2022
УИД 33RS0002-01-2022-001516-51
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 апреля 2022 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.
при секретаре Макаровой В.О.
с участием:
ст. помощника Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Малова М.М.
представителя административных ответчиков Богатовой И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире административное дело по административному исковому заявлению Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения
у с т а н о в и л:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, выразившихся в необеспечении раздельного содержания осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от осужденных при рецидиве преступлений и не имеющих рецидива преступлений, обязании ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно: обеспечить изоляцию осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений от основной массы осужденных. При недостаточности у ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области денежных средств на выполнение мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на Федеральную службу исполнения наказаний по Владимирской области.
В обоснование заявленных требований указано, что Владимирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в марте 2022 года проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний во Владимирской области», расположенном по адресу: <...>, в ходе которой выявлены нарушения требований ст. 80, 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ состояния законности в деятельности ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области.
Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы согласно ст.13 Закона РФ №5473-1 от 21.07.1993г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» является обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства РФ. Проведенной проверкой установлено, что в отряде №1 учреждения всего содержится 7 осужденных, из них 4 с опасным рецидивом преступлений; в отряде №2 118 осужденных, из них 44 с опасным рецидивом, 5 с особо опасным рецидивом преступлений; в отряде №3 всего 141, из них 71 с опасным рецидивом, 4 с особо опасным рецидивом; в отряде №4 всего 84 из них 71 с опасным рецидивом; в отряде №5 всего 99 из них 21 с опасным рецидивом; в отряде №6 всего 83 из них 39 с опасным рецидивом и 3 с особо опасным рецидивом; в отряде №7 всего 77, из них 24 с опасным рецидивом; в отряде №8 всего 127, из них 59 с опасным рецидивом и 2 с особо опасным рецидивом. Нарушение порядка раздельного содержания осужденных препятствует реализации целей отбывания наказания, что является недопустимым.
По фактам выявленных нарушений 17.09.2021г. прокуратурой Владимирской области в адрес начальника учреждения внесено представление, однако указанные в нем нарушения до настоящего времени не устранены. Из ответа на представление следует, что реализация ст.80 УИК РФ требует значительных денежных затрат.
В соответствии с Положением об УФСИН России по Владимирской области, Управление является распорядителем средств федерального бюджета. В соответствии с Положением ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций.
В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Малов М.М. (по доверенности) заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России Богатова И.И. (по доверенностям) возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указав на неразумный срок для устранения выявленных нарушений.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод государство должно обеспечить содержание лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.
В силу ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Положения ст.32 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно пп.6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Пунктом 2 статьи 80 УИК РФ установлено, что лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных (п.п. 1,2 ст.82 УИК РФ).
Из приведенных положений следует, что одной из целей реализации основополагающих принципов данной отрасли права является создание необходимых условий для обеспечения исправления осужденных, при этом, к числу таких условий относится исключение какой-либо возможности негативного влияния со стороны осужденных, имеющих отрицательный опыт отбывания наказания в местах лишения свободы, на осужденных, которые впервые отбывают наказание в местах лишения свободы.
Из материалов дела следует, что в сентябре 2021 года Владимирской прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства о порядке и условиях отбывания наказания осужденными ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области.
В ходе проверки установлено, что администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области допускается содержание осужденных при опасном рецидиве преступлений и при особо опасном рецидиве преступлений в отрядах совместно с другими категориями осужденных, а именно: в отряде №1 учреждения всего содержится 9 осужденных, из них 4 с опасным рецидивом преступлений; в отряде №2 117 осужденных, из них 52 с опасным рецидивом, 4 с особо опасным рецидивом преступлений; в отряде №3 всего 141, из них 68 с опасным рецидивом, 4 с особо опасным рецидивом; в отряде №4 всего 84 из них 43 с опасным рецидивом; в отряде №5 всего 100 из них 46 с опасным рецидивом; в отряде №6 всего 83 из них 30 с опасным рецидивом и 2 с особо опасным рецидивом; в отряде №7 всего 68, из них 30 с опасным рецидивом; в отряде №8 всего 128, из них 63 с опасным рецидивом и 1 с особо опасным рецидивом.
По результатам выявленных нарушений 17.09.2021г. в адрес начальника учреждения внесено представление об устранении нарушений.
В судебном заседании факт нарушения административным ответчиком не отрицался.
Из ответа ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области от 20.10.2021г. исх. 34/ТО/22-18834 следует, что для реализации ст. 80 УИК в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области необходимо значительное количество бюджетных средств, в части увеличения жилой площади для осужденных, что влечет за собой реконструкцию всех помещений и объектов учреждения.
По состоянию на 18.02.2022г. выявленные нарушения ответчиком не устранены, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Доказательств обратного, представителем ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области суду не представлено.
В соответствии с Уставом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, собственником имущества Учреждения является РФ в лице ФСИН России.
Пунктом 4.3. Устава предусмотрено, что УФСИН России по Владимирской области в отношении Учреждения осуществляет в т.ч. доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
В силу п.5.1 Устава имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.
Источником финансирования учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством РФ(п.5.8 Устава).
В соответствии с ч.7 ст.161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Отсутствие достаточного финансирования не освобождает ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области от исполнения требований действующего законодательства, в связи с чем суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом процедуры, предусмотренной Федеральным законом №44-ФЗ, суд полагает заявленный прокурором срок для устранения нарушений, равный 12 месяцам, разумным, тем более, что доказательств необходимости увеличения срока административными ответчиками суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3 УФСИН России по Владимирской области», выразившиеся в необеспечении раздельного содержания осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от осужденных при рецидиве преступлений и не имеющих рецидива преступлений.
Обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно: обеспечить изоляцию осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений от остальной массы осужденных.
При недостаточности у ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области денежных средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений обязать УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России обеспечить дополнительное финансирование на выполнение ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области мероприятий по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Решение суда принято в окончательной форме 26.04.2022.
Судья А.О. Веселова