дело № 3а-40/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
13 февраля 2019 года город Казань
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рбрагимова Р .РЎ. РїСЂРё секретаре судебного заседания Ушакове Рљ.Рќ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РќРѕСЂРѕРІРѕР№ Лилии Наилевны Рє Министерству земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Норова Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 4644 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> зона, <адрес>;
2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения железнодорожных путей) площадью 5544 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> города, <адрес>;
3) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 3698 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, ....»;
4) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (производственная база) площадью 8117 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, промышленно-коммунальная зона города, <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на <дата> составляет 7901580 рублей 24 копеек, 6206242 рублей 46 копеек, 13660667 рублей 49 копеек и 7317192 рублей 96 копеек соответственно. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости в размере 2550000 рублей, 2031000 рублей, 4457000 рублей и 3044000 рублей соответственно.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия и удовлетворении административного иска согласно отчета об оценки рыночной стоимости объектов недвижимости.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.
Норова Л.Н., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Как видно из материалов дела, Норова Л.Н. является арендатором земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 4644 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения железнодорожных путей) площадью 5544 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 3698 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, Промкомзона ОАО «КАМАЗ»; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (производственная база) площадью 8117 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет 7901580 рублей 24 копеек, 6206242 рублей 46 копеек, 13660667 рублей 49 копеек и 7317192 рублей 96 копеек.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т.1 л.д.9-12).
Как следует из постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года № 74 «Об арендной плате за землю», решения Городского совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 4 октября 2007 года №25/6 «Об утверждении Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Набережные Челны», арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящиеся в муниципальной собственности, рассчитывается исходя из размера ставки земельного налога, который, в свою очередь, исчисляется от кадастровой стоимости.
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, административный истец обратился в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов Норова Л.Н. представила отчет № М-141018 от 14 октября 2018 года, составленный обществом с ограниченной ответственностью «РусОценка», об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ...., согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2015 года составили 2550000 рублей, 2031000 рублей, 4457000 рублей и 3044000 рублей.
По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от <дата> назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости.
Как следует РёР· заключения эксперта Белай Рћ.РЎ. общества СЃ ограниченной ответственностью Р¤РРћ5В» ....-.... РѕС‚ 16 января 2019 РіРѕРґР°, вышеназванные отчеты РЅРµ соответствуют требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности Рё Федеральных стандартов оценки. Отвечая РЅР° поставленные СЃСѓРґРѕРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, эксперт определил рыночную стоимость земельных участков РїРѕ состоянию РЅР° 01 января 2015 РіРѕРґР° РІ размере 3346353 рублей, 2532204 рублей, 5655418 рублей Рё 2322046 рублей соответственно.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии данного документа требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны Рё обоснованны, исследования проведены всесторонне Рё РІ полном объеме РІ пределах имеющейся Сѓ эксперта специальности, оснований сомневаться РІ достоверности заключения эксперта Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ имеется.
Данные о том, что экспертное заключение содержит недостоверные сведения, выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, так же как и подтверждения необъективности проведенного исследования и пристрастности эксперта, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года подлежащими удовлетворению в размере, определенном по результатам судебной экспертизы.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
С учетом даты подачи в суд административного искового заявления Норовой Л.Н., датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 25 октября 2018 года. Таким образом, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ
РЕШРР›:
административное исковое заявление Норовой Лилии Наилевны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 4644 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения железнодорожных путей) площадью 5544 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> города, <адрес>; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) площадью 3698 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>»; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (производственная база) площадью 8117 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3346353 рублей, 2532204 рублей, 5655418 рублей и 2322046 рублей соответственно.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
РЎСѓРґСЊСЏ Рбрагимов Р .РЎ.
Справка: решение принято в окончательной форме 18 февраля 2019года.
РЎСѓРґСЊСЏ Рбрагимов Р .РЎ.