КОПИЯ
Дело № 2а-928/2020
УИД: 29RS0021-01-2020-001491-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 13 октября 2020 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,
при секретаре Коденко М.И.,
с участием помощника прокурора Плесецкого района Архангельской области Кокоянина А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» о признании незаконным бездействия по не осуществлению мероприятий, направленных на консервацию незавершенных строительством зданий, возложению обязанности организовать осуществление мероприятий направленных на консервацию незавершенных строительством зданий,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» <адрес> (далее – администрация МО «Плесецкий муниципальный район»), просит признать незаконным бездействие административного ответчика по не осуществлению мероприятий, направленных на консервацию незавершенных строительством зданий с возложением обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения. Мотивирует тем, что в ходе проверки установлено, что на территории <адрес> расположен объект незавершенного строительства «здание школы», на территории <адрес> расположен объект незавершенного строительства «60-ти квартирный жилой дом», данные объекты принадлежат МО «Плесецкий муниципальный район». В настоящее время меры по ограничению доступа граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанные объекты незавершенного строительства, не предпринимаются, бюджетные ассигнования на данные цели не выделены. Наличие свободного доступа в указанные здания не исключает возникновение несчастных случаев с людьми, в том числе детского травматизма, пожаров, создает предпосылки для совершения правонарушений с участием несовершеннолетних, использования помещения в качестве мест возможного складирования средств террора.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Североонежское» (далее – администрация МО «Североонежское») и администрации муниципального образования «Савинское» (далее – администрация МО «Савинское»).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Кокоянин А.Е. административные исковые требования поддерживает по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Плесецкий муниципальный район» ФИО3 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласна. Пояснила, что объекты незавершенного строительства переданы в муниципальную собственность администрации МО «Плесецкий муниципальный район» в 2018 году, бюджетных ассигнований для устранения нарушений выделено не было. В настоящее время необходимо разработать проект, на что также требуются дополнительные средства, привлечение сторонних организаций.
Представители заинтересованных лиц администрации МО «Североонежское» и администрации МО «Савинское» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменном ходатайстве глава администрации МО «Североонежское» ФИО4 просил рассмотреть дело без участия их представителя.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц администрации МО «Североонежское» и администрации МО «Савинское».
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации предусмотрены государственные гарантии в области охраны здоровья людей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), п. 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее – Концепция), противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе путем предупреждения (профилактики) терроризма.
Пунктами 11 и 13 Концепции установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям: осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) определен перечень вопросов местного значения муниципального района, к которым относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно ч. 2 ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее – Правила №), согласно которых решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем, при этом застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее – строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (п.п. 2, 3).
Согласно п.п. 4, 5 Правил №, решение о консервации объекта и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик). В решении о консервации объекта должны быть определены: а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований п. 9 Правил №; б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация); в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта, а также сроки проведения работ по его консервации; г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта, и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Элементом работ по консервации объекта является принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) определены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 384-ФЗ инженерная защита – комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера.В соответствии со ст.ст. 35, 37 Федерального закона № 384-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений. При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
Таким образом, ограждение строительной площадки и консервация объекта незавершенного строительства представляют собой приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
Консервация объекта капитального строительства – это комплекс мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных конструкций, а также обеспечить безопасность объекта капитального строительства для окружающих.
Необходимость ограждения строительной площадки преследует цель пресечения возможного травмирования граждан и затрагивает интересы неопределенного круга лиц. В целях консервации объекта недвижимого имущества наступление каких-либо негативных последствий не требуется.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка информации, опубликованной в сети «Интернет» на сайте www.pomorie.ru, по вопросу соблюдения законодательства об основах охраны здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, противодействия терроризму.
В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> в 4 микрорайоне, на земельном участке с кадастровым номером № расположен объект незавершенного строительства «здание школы», принадлежащий МО «<адрес>» на основании решения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном предприятии «Дирекция строящегося щебеночного завода «Мяндуха».
На территории <адрес> расположен объект незавершенного строительства «60-ти квартирный жилой дом». В декабре 2018 года с целью предупреждения проникновения посторонних лиц на объект ЗАО «Савинский цементный завод» проведены работы по заделке проемов первого и второго этажей металлопрофилем.
Данный объект незавершенного строительства на основании решения арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № в соответствии с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передан администрации МО «<адрес>» и внесен в реестр муниципального имущества.
Согласно карте реестра муниципального имущества МО «Плесецкий муниципальный район» сведения об объекте незавершенного строительства «здание школы», расположенном в <адрес>, внесены в реестр муниципального имущества МО «Плесецкий муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер №
Сведения об объекте незавершенного строительства «60-ти квартирный жилой дом», расположенном в <адрес>, внесены в реестр муниципального имущества МО «Плесецкий муниципальный район» под реестровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика администрацией МО «<адрес>» продолжение строительства указанных выше объектов незавершенного строительства или их снос не запланированы, меры по ограничению доступа граждан на объекты незавершенного строительства по настоящее время не предпринимаются, бюджетные ассигнования на соответствующие цели в бюджете муниципального района на 2019, 2020 годы не выделены.
По результатам проверки в адрес главы МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внесены представления, однако выявленные нарушения закона не устранены. В настоящее время территории объектов незавершённого строительства «здание школы» и «60-ти квартирный жилой дом» не огорожены, дверные проемы, окна, технологические продухи и отверстия зданий, через которые возможно проникновение внутрь посторонних лиц, не закрыты, объекты подвержены разрушению.
Наличие свободного доступа в указанные здания не исключает возникновение несчастных случаев, в том числе с участием несовершеннолетних, которые могут находиться на территории объектов. Кроме того, открытый доступ на объекты позволяет использовать данные помещения в качестве мест возможного складирования средств террора.
Дальнейшее бездействие администрации МО «Плесецкий муниципальный район» по не принятию мер по консервации находящихся в муниципальной собственности объектов незавершенного строительства может привести к негативным последствиям в виде возможного причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, может повлечь разрушение незавершенных строительством объектов.
В обоснование доводов о не согласии с исковыми требованиями представитель административного ответчика ссылается на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств необходимых на проведение мероприятий по консервации объектов незавершенного строительства.
Однако указанные обстоятельства не могут служить основанием для неисполнения требований законодательства об основах охраны здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, противодействия терроризму.
При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Прокурор просит установить срок для исполнения решения не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом мнения представителя административного ответчика, необходимость организации работы по консервации объектов незавершенного строительства с привлечением специалистов, специализированных организаций, работа с которыми возможна только в соответствии с положениями федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Установление указанного срока для исполнения решения суда является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и соблюдения баланса интересов сторон.
При наличии препятствий для исполнения решения суда, администрация МО «Плесецкий муниципальный район» вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» по не осуществлению мероприятий, направленных на консервацию незавершенных строительством объектов: «незавершенное строительством здание школы», расположенного по адресу: <адрес>, реестровый номер № «незавершенное строительством здание (60-квартирый дом), расположенный по адресу: <адрес>, реестровый номер № препятствующих несанкционированному доступу внутрь объектов и на территорию строительных площадок.
Обязать администрацию муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда организовать осуществление мероприятий, направленных на консервацию незавершенных строительством объектов: «незавершенное строительством здание школы», расположенного по адресу: <адрес>, реестровый номер № «незавершенное строительством здание (60-квартирый дом), расположенный по адресу: <адрес>, реестровый номер № препятствующих несанкционированному доступу внутрь объектов и на территорию строительных площадок.
Об исполнении решения в установленный судом срок необходимо сообщить в Плесецкий районный суд Архангельской области и прокурору Плесецкого района Архангельской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын
Копия верна. Судья А.Ю. Доильницын
Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2020 года.