Судья Дроздова Н.В. дело № 33а-902/22 (№ 33а-11782/21)
77RS0021L-01-200036448
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 января 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Чепцова А.Н. и Горпенюк О.В.
при секретаре Бабицкой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении проведения ремонта здания станции 2-го подъема (инв. №), по адресу <адрес>, военный городок №, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административные исковые требования удовлетворены: на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ВВО возложена обязанность в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44,45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания станции 2-го подъема инв. № ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>, военный городок №, в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по проведению работ по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания станции 2-го подъема инв. № ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок №, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
военный прокурор Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ПУ 5/3 ЖКС № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ВДВ законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, по результатам которой установлено, что по адресу: <адрес>, военный городок №, расположено здание станции 2-го подъема (инв. №), используемое в интересах ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № недвижимое имущество, в том числе здание станции 2-го подъема (инв. №), закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и Положением о филиале ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-десантным войскам) функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, расположенного в пределах Восточного военного округа, возложены на указанный филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно акту осмотра указанного задания от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного военной прокуратурой Уссурийского гарнизона с привлечением представителя ПУ 5/3 ЖКС № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ВДВ в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: требуется замена кровельного покрытия, наличие протечек кровли; наличие трещин в стенах; отсутствие оконных и дверных блоков; разрушение кирпичной кладки стен; разрушение фундамента; разрушение плит перекрытия; разрушение пола, необходимо проведение капитального ремонта (реконструкции и модернизации) указанного здания. Таким образом, результаты осмотра свидетельствуют о том, что здание станции 2-го подъема (инв. №) ввиду длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта в настоящее время не отвечает требованиям ст.ст. 7-11 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с п.4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений, которые в установленный срок проведены не были. Техническое состояние строительной конструкции здания свидетельствует об исчерпании его несущей способности и опасности обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей, причинение реального ущерба Минобороны России.
Просил обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ВВО в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п. п. 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания станции 2-го подъема (инв. №) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>, военный городок №, в рамках которого уточнить объем работ по капитальному ремонту;
обязать Министерство обороны Российской Федерации при проведении внепланового (внеочередного осмотра здания станции 2-го подъема (инв. №) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу <адрес>, военный городок №, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; провести работы по капитальному ремонту указанного здания станции 2-го подъема (инв. №) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части требований о проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания станции 2-го подъема (инв. №) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок №, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», в связи с отказом истца от иска в данной части.
В судебном заседании помощник военного прокурора исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении иска, поскольку вопрос о признании спорного объекта нуждающимся в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны Российской Федерации, суд не вправе своим решением подменять его компетенцию; военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Истцом не учтен действующий в настоящее время порядок проведения капитального ремонта в Министерстве обороны Российской Федерации.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, им подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом не учтено, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению капитального ремонта здания является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание принадлежащего ему имущества и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к его компетенции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно положениям части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьи 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах (подпункт 33 пункта 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Положения пункта 1, подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» также определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ для содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Устав ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ утвержден приказом директора Департамента имущественных отношений министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно пунктам 13, 14 Устава основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно пункту 25 Устава, Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2025 в п. 16, 21, 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон №384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Согласно статье 7 Федерального закона №384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона №384-ФЗ Закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
На основании части 3 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе здание станции 2-го подъема (инв. №).
Военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ПУ 5/3 ЖКС № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ВДВ законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: требуется замена кровельного покрытия, наличие протечек кровли; наличие трещин в стенах; отсутствие оконных и дверных блоков; разрушение кирпичной кладки стен; разрушение фундамента; разрушение плит перекрытия; разрушение пола, что отражено в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам осмотра здания необходимо проведение капитального ремонта (реконструкции модернизации) указанного объекта ввиду его длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта, поскольку здание не отвечает требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», существует опасность обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей.
Руководствуясь вышеназванными нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, установив, что здание ввиду длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта не отвечает требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, собственником здания Министерством обороны Российской Федерации возложенные на него обязанности не выполняются, факт имеющихся нарушений ответчиками не опровергнут, а данные нарушения могут явиться угрозой для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости проведения осмотра указанного здания станции 2-го подъема инв.№ в целях установления видов и объема требующихся работ по ремонту объекта.
Учитывая положения Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, поскольку здание станции 2-го подъема (инв. №) по адресу: <адрес>, военный городок №, собственником Министерством обороны Российской Федерации передано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в оперативное управление, суд правомерно возложил на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания станции 2-го подъема (инв. №) по адресу: <адрес>, военный городок №, в рамках которого необходимо уточнить объемы работ по капитальному ремонту.
В данной части судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах и нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о необходимости в настоящее время возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению работ по капитальному ремонту объектов здания станции 2-го подъема (инв. №) согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Согласно пункту 11 настоящего Постановления, исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
Возлагая на Министерство обороны РФ обязанность по проведению ремонта здания с учетом результатов проведенного внепланового (внеочередного) осмотра, судом указанные требования Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении» не исполнены.
Учитывая, что на момент принятия решения судом первой инстанции внеплановый осмотр здания еще не проведен, следовательно, не определены состав и объем необходимых работ по ремонту здания, поскольку действующим законодательством предусмотрен определенный порядок проведения капитального ремонта имущества Министерства обороны Российской Федерации, предусматривающий после составления акта осмотра формирование заявки на капитальный ремонт и последующее формирование заявочного плана капитального ремонта, его утверждение, возложение обязанности по проведению капитального ремонта на Министерство обороны Российской Федерации до составления акта осмотра здания нельзя признать обоснованным, является преждевременным.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить в части возложения обязанности на Министерство обороны Российской Федерации произвести капитальный ремонт здания, и в данной части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований по проведению капитального ремонта.
Руководствуясь статьей 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 8 сентября 2021 года отменить в части возложения обязанности на Министерство обороны Российской Федерации по проведению работ по капитальному ремонту здания станции 2-го подъема инв.№ ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, расположенного по адресу <адрес>, военный городок №, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
В указанной части принять новое решение, которым отказать военному прокурору Уссурийского гарнизона в удовлетворении требования о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению работы по капитальному ремонту здания станции 2-го подъема инв.№ ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, расположенного по адресу <адрес>, военный городок №, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи