К делу № 2-680/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абинск 19 марта 2018 г.
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Хомченковой О.И.,
при секретаре Аджиевой Л.Л.,
с участием истца Синева В.А.,
представителя ответчика Калиберда Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синева В.А. к администрации Абинского городского поселения Абинского района о продлении срока договора аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Синев В.А. обратился в Абинский районный суд с иском к администрации Абинского городского поселения Абинского района, в котором просит признать договор № аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Абинский район и Синевым В.А., действующим и возобновленным на неопределенный срок.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и администрацией муниципального образования Абинский район заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №. Согласно условиям договора, администрация предоставила ему в аренду сроком на десять лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью <данные изъяты> с. кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для эксплуатации павильона для торговли цветами. В целях эксплуатации арендованного земельного участка непосредственно по прямому назначению он за счет собственных средств по эскизному проекту, согласованному с администрацией муниципального образования Абинский район возвел торговый павильон. С целью продления срока действия вышеуказанного договора аренды, он до окончания срока действия договора, обратился в администрацию Абинского городского поселения. Письмом администрации Абинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в продлении срока действия договора аренды, ввиду отсутствия у него преимущественного права на заключение договора на новый срок. С указанным отказом он не согласен, считает его неправомерным и нарушающим его права, законные интересы, поскольку на протяжении всего срока действия договора он исправно вносил плату по арендным платежам, на предоставленном ему земельном участке расположен торговый павильон, сооруженный в соответствии с целевым использование земельного участка. На основании п. 7.3 договора, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора, а до истечения срока договора со стороны арендодателя в адрес арендатора не поступали письменные возражения, то договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Срок действия договора истек ДД.ММ.ГГГГ и он до настоящего времени продолжает пользоваться земельным участком, а со стороны администрации Абинского городского поселения каких-либо возражений не поступало. Таким образом, считает, что договор № аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения заключенный ДД.ММ.ГГГГ должен считаться заключенным на неопределенный срок.
Истец Синев В.А., в судебном заседании настаивал на исковых требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Абинского городского поселения Абинский район Калиберда Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ в Земельный кодекс Российской Федерации введена ст. 39.36, согласно которой размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Действующим земельным законодательством администрация ограничена в предоставлении земельных участков без проведения торгов. Если бы объект недвижимости находился в собственности, то земельный участок был бы предоставлен в аренду. В данном случае у истца объект является объектом нестационарной торговли. Предоставление земельного участка в данном случае осуществляется по конкурсу, который проводится по заявлению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы муниципального образования Абинский район № Синеву В.А. предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>, с видом разрешенного использования – эксплуатация павильона для торговли цветами.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Абинский район и Синевым В.А. заключен договор № аренды указанного земельного участка несельскохозяйственного назначения. Срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В судебном заседании установлено, что Синев В.А. на основании эскизного проекта возвел на предоставленном ему в аренду земельном участке павильон для торговли цветами.
ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора № аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Абинский район и Синевым В.А. истек.
Письмом главы администрации Абинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Синеву В.А. отказано в продлении срока договора аренды земельного участка, в связи с окончанием срока договора, а так же сообщено, что Синев В.А. не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно п.15 ст.39.8 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации урегулированы случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов. Условия реализации такого права предусмотрены пунктом 4 названной статьи.
На основании п.4 ст.39.6 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п.3 ст.39.6 Земельного кодекса РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1)заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2)исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3)ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным п.1 и п.2 ст.46 Земельного кодекса РФ; 4)на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подп.1-30 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
При отсутствии в совокупности перечисленных условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Гражданским кодексом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по поводу предоставления государственных (муниципальных) земель в аренду, не предусмотрено обязанности органа местного самоуправления заключить с арендатором земельного участка договор аренды на новый срок либо соглашение о продлении срока действия договора.
В силу положений статей 209, 264, 421 и 621 ГК РФ и ст.22 Земельного кодекса РФ намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок. Такое обязательное условие не вытекает также из условий договора аренды.
В силу п.4 ст. 445 ГК РФ сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор только в том случае, если другая сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения.
В данном случае заключение договора аренды земельного участка для администрации в обязательном порядке законом не предусмотрено.
В силу п.15 ст.39.8 Земельного кодекса арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. Кроме того, статьей 15 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно п.1 ст.17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.
Испрашиваемый земельный участок был предоставлен истцу без проведения торгов сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ч.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок используется истцом в соответствии с видом разрешенного использования, объектов недвижимого имущества, оформленных в собственность истца не имеется.
Согласно ч.1 ст.39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
С учетом изложенного Синев В.А. вправе использовать торговый объект в соответствии с действующей схемой размещения нестационарных торговых объектов (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ) вне зависимости от заключения с ним договора аренды земельного участка (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса), с определением условий пользования в соответствии действующими нормативными правовыми актами муниципального образования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: