Дело № 2а-3084/2020
11RS0005-01-2020-005235-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 30 ноября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми к Захарову В.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми (далее также – МИФНС № 3) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Захарову В.Ю. о взыскании транспортного налога за 2016 год в сумме 8 211 руб. 93 коп., пени налогу на имущество физических лиц за период с 26.10.2016 по 26.11.2017 за налоговый период 2014 год в сумме 27 руб. 85 коп., пени по транспортному налогу за период с 26.10.2016 по 26.11.2017 за налоговый период 2014 год в сумме 1035 руб. 97 коп., в обоснование иска указав, что ответчик в установленные сроки не уплатил указанных налогов, по этой причине ему были начислены также и пени.
Истец в суд своих представителей, не направил.
Ответчик в суд не прибыл, финансовый управляющий Карманова В.Е. направила письменные возражения.
Определением от 30.11.2020 производство по делу в части требований о взыскании пени налогу на имущество физических лиц за период с 26.10.2016 по 26.11.2017 за налоговый период 2014 год в сумме 27 руб. 85 коп. и пени по транспортному налогу за период с 26.10.2016 по 26.11.2017 за налоговый период 2014 год в сумме 1035 руб. 97 коп., прекращено.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, в необходимом объёме материалы административных дел № 2а-958/17 и № 2а-1407/18, суд приходит к следующим выводам.
В 2014 и 2016 году ответчик являлся собственником транспортного средства Субару, государственный регистрационный знак .....
В 2014 году ответчик являлся собственником здания, расположенного по адресу: ....
МИФНС № 3 посредством направления налогового уведомления № 57852761 от 20.09.2017 сообщила ответчику о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год в сумме 8350 руб.
Также, ответчику через личный кабинет налогоплательщика в порядке ст. 69 Налогового кодекса РФ, направлялось требование № 10241 от 15.12.2017, в соответствии с которым, ответчик кроме налога, должен был уплатить также и пени.
Поскольку ответчик и ранее пренебрегал обязанностью по уплате налогов, ему через личный кабинет налогоплательщика также направлялось требование № 7779 от 27.11.2017 об уплате пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2014 год.
17.08.2016 Арбитражным судом РК принято к производству заявление кредитора о признании Захарова В.Ю. банкротом, определением от 16.11.2016 заявление признано обоснованным и в отношении ответчика введена процедура реструктуризации долгов.
Решением Арбитражного суда РК от 24.03.2017 по делу № А29-8512/2016
Захаров В.Ю. признан банкротом и введена процедура реализации имущества.
В силу ст.ст. 357, 358, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения признаются в т.ч. автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 01 декабря, года следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В своих письменных возражениях, финансовый управляющий указывает, что Захаров В.Ю. решением Арбитражного суда РК признан банкротом, поэтому требования о взыскании налогов и пени должны быть предъявлены в рамках дела о банкротстве. Кроме того она сообщила что транспортный налог за 2016 год уже взыскан в рамках исполнительного производства № .....
Однако здесь необходимо отметить следующее.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также – Закон о банкротстве), с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений ст.ст. 2, 5 Закона о банкротстве налоги, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в том числе пени, отнесены к обязательным платежам. Они в свою очередь могут являться и текущими платежами, при условии что они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Как указано в абз. 1, 5 и 6 п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018) при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 15.12.2004 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Таким образом, взыскание текущих налоговых платежей, обязанность по уплате которых возникла после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, производится в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.
Заявление о признании Захарова В.Ю. банкротом принято к производству Арбитражным судом РК 17.08.2016. Обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год возникла у Захарова В.Ю. 01.12.2017, то есть после принятия заявления и признания Захарова В.Ю. банкротом.
Задолженность по транспортному налогу за 2016 год относится к текущим платежам и подлежит рассмотрению вне рамок дела о банкротстве.
Довод арбитражного управляющего о том, что транспортный налог за 2016 год взыскан в рамках исполнительного производства № .... необходимо отклонить, по следующим причинам.
Исполнительное производство № .... возбуждено на основании судебного приказа 2а-958/17, которым взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 год и к настоящему спору касательства не имеет.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.01.2020 исполнительное производство № ...., возбужденное на основании судебного приказа № 2а-1407/18, было окончено. Взыскание по исполнительному производству не производилось, т.е. задолженность перед МИФНС № 3 по транспортному налогу за 2016 год погашена не была.
Порядок взыскания налогов с физических лиц предусмотрен в статье 48 НК РФ, согласно этой статье (приведена редакция закона действовавшего в соответствующий период), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила
3 000 рублей.
Мировым судьёй Водненского судебного участка г. Ухта РК был выдан судебный приказ, однако определением от 07.08.2020 судебный приказ по делу № 2а-1407/18, отменён.
Требование об уплате пени № 10241 от 15.12.2017 ответчик должен был исполнить до 31.01.2018. Поскольку сумма по требованию превысила 3000 руб., налоговый орган имел право обратиться к мировому судье вплоть до 31.07.2018 (31.01.2018 + 6 мес.)., в свою очередь, судебный приказ вынесен 11.04.2018, то есть в срок, установленный
абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ.
Нарушения шестимесячного срока при обращении МИФНС № 3 с исковым заявлением в порядке п. 3 ст. 48 НК РФ также не имеется, поскольку административное исковое заявление сдано в Ухтинский городской суд РК 14.09.2020, в то время как
МИФНС № 3 имела право обратится в суд с такими требованиями до 07.02.2021
(07.08.2020 – дата определения об отмене судебного приказа + 6 месяцев).
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца.
В порядке ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми удовлетворить.
Взыскать с Захарова В.Ю. в пользу Межрайонной ИФНС
России № 3 по Республике Коми транспортный налог в сумме 8211 руб. 93 коп.
Взыскать с Захарова В.Ю. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 14 декабря 2020 года.