Решение по делу № 33-3383/2022 от 07.02.2022

Дело № 33-3383/2022

(2-6/2021 УИД 66RS0033-01-2020-001860-11)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

17.06.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Локтина А.А.,

судей Кайгородовой Е.В.,

Ильясовой Е.Р.

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи помощником судьиМикрюковой К.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ресурс» к Картель Е.А. о взыскании задолженности по внесению платы за помещение, по объединенному иску Картель Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание общего имущества по апелляционной жалобе ответчика (истца по объединенному иску) Картель Е.А. на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03.12.2021.

Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения представителя ответчика Картель Е.А. – Халилова К.А., судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» (далее – ООО «Ресурс») обратилось в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что истец на основании результатов открытого конкурса и договора управления многоквартирным домом от 20.08.2019, заключенного с органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», осуществляет управление домом № ... по ул. ... в г. .... Картель Е.А. является собственником нежилых помещений площадью 111,1 кв.м и 52,6 кв.м в многоквартирном доме по указанному адресу, при этом не исполняет надлежащим образом обязанность по оплате содержания общего имущества. С учетом уточненных исковых требований ООО «Ресурс» просило взыскать с Картель Е.А. задолженность по оплате содержания общего имущества за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 в размере 76871 руб. 60 коп. и судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2506 руб. 15 коп.

Картель Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Ресурс» и администрации городского округа Краснотурьинск, указав, что до 01.09.2019 размер платы за содержание жилья (общего имущества) составлял 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м, с 01.09.2019 указанная плата составила 127 руб. 69 коп. за 1 кв.м. Основанием для изменения размера платы за содержание жилья явилось постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск». Полагает, что указанное постановление является незаконным, поскольку не содержит экономического обоснования тарифа, противоречит требованиям ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 17, 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, влечет нарушение прав истца, как собственника нежилых помещений, поскольку значительно увеличивает бремя содержания общего имущества. С учетом изложенного Картель Е.А. просила признать тариф за услугу «содержание жилья» в размере 127 руб. 69 коп. незаконным, обязать ООО «Ресурс» произвести перерасчет за период с 01.09.2019 по настоящее время услуги «содержание жилья» из расчета 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м. помещения.

Определением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 27.01.2021 требование Картель Е.А. к администрации городского округа Краснотурьинск об оспаривании размера платы за содержание нежилого помещения выделено в отдельное производство в связи с необходимостью его рассмотрения в порядке административного судопроизводства (т. 2 л.д. 146-147).

Определением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 29.11.2021 гражданские дела по иску ООО «Ресурс» к Картель Е.А. о взыскании задолженности по внесению платы за жилое помещение, по иску Картель Е.А. к ООО «Ресурс» о возложении обязанности провести перерасчет за содержание нежилого помещения объединены в одно производство (т. 2 л.д. 179).

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03.12.2021 исковые требования ООО «Ресурс» удовлетворены, с Картель Е.А. в пользу истца взысканы задолженность по оплате жилого помещения за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 в размере 76 871 руб. 60 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 506 руб. 15 коп. Исковые требования Картель Е.А. к ООО «Ресурс» о возложении обязанности провести перерасчет за содержание нежилого помещения оставлены без удовлетворения. Также ООО «Ресурс» возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 831руб. 28 руб. по платежному поручению от 21.08.2020 № 300.

С таким решением суда не согласилась ответчик (истец по объединенному иску) Картель Е.А., подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «Ресурс» и удовлетворении исковых требований Картель Е.А. Также просит производство по настоящему делу приостановить до вступления в законную силу решения суда по административному делу по заявлению Картель Е.А. к администрации городского округа Краснотурьинск о признании правового акта незаконным.

В обоснование требований апелляционной жалобы указывает, что настоящий спор невозможно было рассмотреть до разрешения административного дела об оспаривании постановления администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882, которым была установлена ставка платы на содержание жилья в отношении дома, где расположены нежилые помещения Картель Е.А. Однако суд первой инстанции в удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу необоснованно отказал. Полагает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что единственным и достаточным основанием для возникновения у Картель Е.А. обязанности вносить плату по ставке 127 руб. 69 коп. является протокол от 05.08.2019 № 2 о рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе и договор управления многоквартирным домом от 20.08.2019, заключенный между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» (организатором конкурса) и ООО «Ресурс», поскольку эти документы в отсутствии постановления органа местного самоуправления об определении тарифа на содержание жилья порождают обязанности только для сторон данного договора, а не для третьих лиц. Определение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 15.10.2021 о прекращении производства по административному делу судом апелляционной инстанции было отменено с возвращением дела на новое рассмотрение. При этом суду первой инстанции предложено в рамках нового рассмотрения дела дать оценку направленному в адрес Картель Е.А. договору на управление многоквартирным домом, проверить процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта и процедуру проведения конкурса. Таким образом, до рассмотрения административного дела невозможно рассмотреть возникший между сторонами спор.

В письменных возражениях ООО «Ресурс» выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Определением от 18.03.2022 судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда перешла к рассмотрению указанного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа Краснотурьинск и орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск». Производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01.02.2022 по делу № 2а-3/2022 по административным исковым заявлениям ООО «Доставка пенсий», Картель Е.А. к администрации (исполнительно-распорядительному органу) городского округа Краснотурьинск о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления незаконным.

Определением 01.06.2022 производство по делу возобновлено в связи с вступлением решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области по делу № 2а-3/2022 от 01.02.2022 в законную силу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Картель Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что Краснотурьинским городским судом Свердловской области рассмотрено административное дело по заявлению Картель Е.А., 01.02.2022 принято решение, которым признано недействующим с 21.08.2019 по 18.03.2021 постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск» в части платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), в размере 127руб. 69 коп. за 1 кв.м., расположенных, в том числе по адресу: ..., сроком на три года на период с 01.09.2019 по 31.08.2022. Указанное решение суда вступило в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31.05.2022, которым данный судебный акт изменен. Названными судебными актами, а также позицией прокурора, который участвовал при рассмотрении административного дела, установлено, что все документы, касающиеся торгов, затрагивают права и обязанности только участников торгов, но не иных лиц, в том числе Картель Е.А.; ставка платы за содержание жилья должна устанавливаться органом местного самоуправления; вопрос об экономической обоснованности данной ставки играет роль не только на стадии формирования конкурсной документации, но и на стадии вынесения нормативно-правового акта. Нормативный акт, утвердивший ставку платы за содержание жилья в размере 127 руб. 69 коп. за кв.м. был признан незаконным и исключен из системы правового регулирования, поэтому расчет должен производиться по ранее установленной ставке - 32 руб. 83 коп. за кв.м.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили. Представитель ООО «Ресурс» направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает (т. 3 л.д. 132).

Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления телефонограммы, письменных судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет» (т. 3 л.д. 124-127), принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителя ответчика Картель Е.А., изучив материалы настоящего гражданского дела, а также материалы административного дела № 2а-3/2022, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из оснований для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Предметом настоящего спора является определение размера задолженности Картель Е.А., как собственника нежилых помещении в многоквартирном доме, перед ООО «Ресурс» за содержание общего имущества.

Следовательно, обстоятельством, имеющим юридическое значение для рассмотрения дела, является установление ставки платы на содержание жилья в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома либо постановлением органа местного самоуправления.

Согласно пояснениям представителя Картель Е.А., такая ставка была установлена постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск», признанным судом незаконным.

Из уточненного иска ООО «Ресурс» следует, что ставка платы на содержание жилья определена на основании конкурсной документации по выбору управляющей организации и договора управления многоквартирным домом от 20.08.2019, заключенного между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» (организатором конкурса) и ООО «Ресурс».

В силу п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

В нарушение ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего спора к участию в деле не были привлечены администрация городского округа Краснотурьинск, а также орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», несмотря на то, что решение суда затрагивает их права и обязанности при определении тарифа на содержание жилого помещения и применении ставки для расчета долга.

После вынесения судом определения от 27.01.2021 о выделении требований Картель Е.А. об оспаривании размера платы за содержание нежилого помещения в отдельное производство в связи с необходимостью их рассмотрения в порядке административного судопроизводства администрация городского округа Краснотурьинск исключена из числа лиц, участвующих в настоящем деле.

Учитывая, что оспариваемым судебным актом разрешен вопрос о правах и обязанностях администрации городского округа Краснотурьинск, а также органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», которые установили тариф на содержание общего имущества, но не были привлечены к участию в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03.12.2021 (п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Разрешая спор, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Материалами дела подтверждается, что Картель Е.А. является собственников нежилых помещений общей площадью 163,7 кв.м., расположенных в многоквартирном доме № ... по ул. ... в г...., а именно: помещения площадью 111,1 кв.м. с 17.03.2015, помещения площадью 52,6 кв.м. с 23.11.2016 (т. 1 л.д. 56-61, 62-64, 116).

Ставка платы на содержание общего имущества для собственников нежилых помещений в данном доме до 01.09.2019 была установлена постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 № 613 (в редакции постановления от 29.12.2018 № 1501) «Об установлении платы за содержание жилого помещения нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы» в размере 32 руб. 83 коп. за 1 кв. м. помещения в доме, что подтверждается также ответом Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 15.06.2020 (т. 1 л.д. 77).

05.08.2019 органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» проведен конкурс (торги), предметом которого явилось право заключения договора управления многоквартирными домами, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) городского округа Краснотурьинск, в том числе домом № ... по ул. ... в г.... (т. 1 л.д. 25-26, 138-140).

По результатам открытого конкурса между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» и ООО «Ресурс» 20.08.2019 заключен договор управления многоквартирными домами, в которых находится (располагается) муниципальный (специализированный) жилищный фонд (общежития) городского округа Краснотурьинск. Предметом договора является оказание управляющей организацией услуг по управлению многоквартирными домами, в том числе домом, расположенным в г. ... по ул. .... Разделом 3 договора предусмотрено, что плата по настоящему договору включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включая плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме (согласно перечню в Приложении № 2), в том числе плату за коммунальные ресурсы в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 174-198).

21.08.2019 администрацией городского округа Краснотурьинск принято постановление № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск» (далее – Постановление № 882).

Согласно Постановлению № 882 на период с 01.09.2019 по 31.08.2022 установлен уровень платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), расположенных по адресу: ... размере 100 % от стоимости за содержание жилого (нежилого) помещения, в размере 100 % от стоимости содержания жилого помещения для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, не принявших решения о размере платы, в многоквартирном жилом доме, в котором находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие) и 100 % от стоимости содержания нежилого помещения для собственников (пользователей) нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, в котором находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие) (т. 1 л.д. 14-23).

На основании п. 2 Постановления № 882 установлена плата за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам, не принявшим решение о размере платы, нанимателям, пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), расположенных по адресу: ...; ...; ...; ..., сроком на три года на период с 01.09.2019 по 31.08.2022 (приложение № 1 к настоящему Постановлению) в размере 127 руб. 69 коп.

Пунктом 15 Постановления № 882 признано утратившим силу с 01.09.2019 постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 №613 «Об установлении платы за содержание жилого помещения нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы».

От управляющей организации ООО «Ресурс» в адрес Картель Е.А. был направлен проект договора на управление, содержание общего имущества многоквартирного дома с владельцем нежилого помещения в МКД от 11.11.2019, по условиям которого предлагалось установить плату за содержание и ремонт общего имущества для нежилого помещения в размере 127 руб. 69 коп. за 1 кв.м. Со стороны Картель Е.А. данный договор подписан не был (т. 1 л.д. 80-89).

Согласно представленному ООО «Ресурс» расчету, задолженность КартельЕ.А. по оплате содержания общего имущества за период с 01.12.2019 по 30.04.2020 с учетом произведенной оплаты в сумме 30000 руб. составляет 76871руб. 60 коп., из которых плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, – 2357 руб. 35 коп. (т. 1 л.д. 49, 142).

Расчет произведен на основании ставки платы за содержание общего имущества в размере 127 руб. 69 коп. за 1 кв.м. помещения.

Постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 18.03.2021 № 218 с момента его опубликования в рамках самоконтроля Постановление № 882 признано утратившим силу (т. 3 л.д. 102).

Иных постановлений об установлении ставки платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах на спорный период администрацией городского округа Краснотурьинск не выносилось.

Вместе с тем, по мнению ООО «Ресурс», отсутствие данного постановления не является основанием для изменения размера ставки платы за содержание общего имущества, установленной на основании конкурсной документации и договора управления многоквартирным домом от 20.08.2019.

В обоснование своей позиции ООО «Ресурс» ссылается на подп. 11 п. 41 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, согласно которым управляющая организация вправе взимать с собственников помещений в многоквартирном доме и лиц, принявших помещения, плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги в порядке, предусмотренном определенным по результатам конкурса договором управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме и лица, принявшие помещения, обязаны вносить эту плату.

Таким образом, цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Вместе с тем, размер такой платы, согласно разъяснениям, изложенным в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, п. 35 Правил № 491 установлен принцип соразмерности платы за содержание жилья, размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, и перечня, объема и качества услуг и работ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения. В названном Перечне указано, что именно должно включаться в содержание, техническое обслуживание дома.

Таким образом, органы местного самоуправления при определении размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома как при вынесении соответствующего постановления, так и в рамках проведения конкурса по выбору управляющей организации должны учитывать требования приведенных выше нормативных положений, обосновывая устанавливаемый размер такой платы в зависимости от типа, технического оснащения и состояния многоквартирных домов, степени их физического износа и других критериев.

Доказательств того, что при определении тарифа на содержание общего имущества данные требования закона были выполнены, не представлено.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01.02.2022 по делу № 2а-3/2022 удовлетворены административные исковые заявления ООО «Доставка пенсий», Картель Е.А. к администрации городского округа Краснотурьинск о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления незаконным, признано недействующим с 21.08.2019 по 18.03.2021 постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск» в части платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), в размере 127 руб. 69 коп. за квадратный метр, расположенных по адресу: ...; ..., сроком на три года на период с 01.09.2019 по 31.08.2022 (т. 3 л.д. 29-33).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31.05.2022 изменен абзац 2 резолютивной части решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01.02.2022 с изложением его в следующей редакции:

Признать недействующим со дня его принятия пункт 2 постановления администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск», устанавливающий плату за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) в размере 127 руб. 69 коп. за квадратный метр, расположенных по адресу: ...; ..., сроком на три года на период с 01.09.2019 по 31.08.2022.

В остальной части решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01.02.2022 оставлено без изменения, апелляционные жалобы административных истцов ООО «Доставка пенсий», Картель Е.А., административного ответчика администрации городского округа Краснотурьинска, заинтересованного лица ООО «Ресурс» – без удовлетворения (т. 3 л.д. 137-153).

При разрешении данного административного дела, в котором участвовали Картель Е.А., ООО «Ресурс», администрация городского округа Краснотурьинск, орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», на основании экспертного заключения ООО «Инвест-Аудит» от 21.09.2021 (т. 3 л.д. 40-101), установлено, что тариф на содержание общего имущества в размере 127руб. 69 коп. за 1 кв.м. за содержание помещения, указанный в постановлении № 882, договоре управления многоквартирными домами, в которых находится муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие) городского округа Краснотурьинск, заключенном между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» и ООО «Ресурс» от 20.08.2019, извещении о проведении торгов № 040719/0070194/01 с датой публикации 05.07.2019 в отношении помещений в жилом доме по адресу: ... на период с 01.09.2019 по 31.08.2022 не является экономически обоснованным, так как ни один из указанных документов не содержит подробную расшифровку расчета размера платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, что исключает возможность его проверки на соответствие нормативным требованиям; расчет размера платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений произведен в целом по группе из четырех домов, без учета имеющихся отличий по каждому из четырех домов; ни один из указанных документов не содержит информацию о наличии в здании по адресу: ... помещений, не относящихся к муниципальному специализированному жилищному фонду (общежитиям) с отличающимся назначением использования помещений.

Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

При этом в силу разъяснений п. 75 данного постановления применительно к ст. ст. 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

В соответствии с п. 3 и 4 ст. 1, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

С учетом изложенных выше установленных законом правил и принципов внесения платы за содержание общего имущества условие договора управления многоквартирным домом об установлении ставки платы за содержание общего имущества в произвольном размере, превышающем ранее действующую ставку платы почти в четыре раза, противоречит требованиям ст. 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, ст. ст. 36, 37, 39, 154, 158, ч. 4 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 34, 35 Правил № 491 и является ничтожным (п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), как противоречащее существу законодательного регулирования обязательств по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, а также посягающее на интересы третьих лиц - собственников помещений, которые вносят плату за содержание общего имущества в завышенном размере.

В соответствии с п. 4 ст. 166, п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Таким образом, в данном случае размер платы за содержание жилого помещения должен определяться исходя из размера тарифа, установленного уполномоченным публичным органом (п. 34 Правил № 491).

Учитывая, что постановление № 882 постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 18.03.2021 № 218 признано утратившим силу, п. 2 постановления № 882 признан судом недействующим со дня его принятия и исключен из системы правового регулирования, при этом данным постановлением № 882 было признано утратившим силу постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 № 613, которым установлена ставка платы за содержание общего имущества в размере 32 руб. 83коп. за 1 кв. м. помещения в доме, для расчета задолженности Картель Е.А. за содержание общего имущества должен применяться ранее действующий тариф, установленный постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 № 613 в размере 32 руб. 83 коп. за 1 кв. м. помещения в доме.

При этом в случае оказания услуги по содержанию общего имущества на сумму в большем размере, чем 32 руб. 83 коп. за 1 кв. м. помещения в доме, ООО «Ресурс» не лишено права на обращение в суд исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, доказывая фактически понесенные расходы.

Поскольку Картель Е.А. принадлежат нежилые помещения общей площадью 163,7 кв.м. (111,1 + 52,6), плата за содержание общего имущества для нее составит 5374 руб. 27 коп. в месяц из расчета 163,7 х 32,83. Таким образом, плата за содержание общего имущества за 5 месяцев (с 01.12.2019 по 30.04.2020) составит 26871 руб. 35 коп. (5374,27 х 5) + 2357 руб. 35коп. (плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества) = 29228 руб. 70 коп.

Также из материалов дела следует, что в спорный период Картель Е.А. вносилась плата за содержание общего имущества, в подтверждение чего представлены платежные поручения от 14.01.2020 № 44 на сумму 24272 руб. 64коп., от 12.08.2020 № 601 на сумму 30000 руб. (т. 3 л.д. 25-26), последнее из которых не оспаривается ООО «Ресурс» и указано при расчете долга Картель Е.А. за спорный период. (т. 1 л.д. 142).

Учитывая, что сумма начислений за содержание общего имущества за период с 01.12.2019 по 30.04.2020 составляет 29228 руб. 70 коп., которая Картель Е.А. полностью погашена, оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Ресурс» у судебной коллегии не имеется.

Разрешая требования Картель Е.А. о возложении на ООО «Ресурс» обязанности произвести перерасчет платы за содержание общего имущества за период с 01.09.2019, из расчета 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м. помещения, судебная коллегия принимает во внимание решение мирового судьи судебного участка № 1 Краснотурьинского судебного района Свердловской области от 26.05.2020, которым с Картель Е.А. в пользу ООО «Ресурс» уже была взыскана плата за содержание общего имущества за период с 01.09.2019 по 30.11.2019 в размере 40381 руб. 62 коп. (т. 1 л.д. 13).

Поскольку сведений об отмене данного решения суда Картель Е.А. не представлено, оснований для производства перерасчета за содержание общего имущества за период с 01.09.2019 по 30.11.2019 у судебной коллегии не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования Картель Е.А. подлежат удовлетворению в части с возложением на ООО «Ресурс» обязанности произвести перерасчет платы за услугу содержание общего имущества, начиная с 01.12.2019, из расчета 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м. нежилых помещений, принадлежащих КартельЕ.А., общей площадью 111,1 кв.м и 52,6 кв.м в многоквартирном доме №... по ул. ... в г. ....

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03.12.2021 отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Ресурс» к Картель Е.А. о взыскании задолженности по внесению платы за содержание общего имущества за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 в размере 76871 руб. 60 коп. отказать.

Исковые требования Картель Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание общего имущества удовлетворить в части.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» произвести перерасчет платы за услугу содержание общего имущества с 01.12.2019 из расчета 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м. нежилых помещений, принадлежащих Картель Е.А., общей площадью 111,1 кв.м и 52,6 кв.м в многоквартирном доме № ... по ул. ... в г. ....

В удовлетворении остальной части исковых требований Картель Е.А. отказать.

Председательствующий: А.А. Локтин

Судьи Е.В. Кайгородова

Е.Р. Ильясова

Дело № 33-3383/2022

(2-6/2021 УИД 66RS0033-01-2020-001860-11)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

17.06.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Локтина А.А.,

судей Кайгородовой Е.В.,

Ильясовой Е.Р.

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи помощником судьиМикрюковой К.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ресурс» к Картель Е.А. о взыскании задолженности по внесению платы за помещение, по объединенному иску Картель Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание общего имущества по апелляционной жалобе ответчика (истца по объединенному иску) Картель Е.А. на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03.12.2021.

Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения представителя ответчика Картель Е.А. – Халилова К.А., судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» (далее – ООО «Ресурс») обратилось в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что истец на основании результатов открытого конкурса и договора управления многоквартирным домом от 20.08.2019, заключенного с органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», осуществляет управление домом № ... по ул. ... в г. .... Картель Е.А. является собственником нежилых помещений площадью 111,1 кв.м и 52,6 кв.м в многоквартирном доме по указанному адресу, при этом не исполняет надлежащим образом обязанность по оплате содержания общего имущества. С учетом уточненных исковых требований ООО «Ресурс» просило взыскать с Картель Е.А. задолженность по оплате содержания общего имущества за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 в размере 76871 руб. 60 коп. и судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2506 руб. 15 коп.

Картель Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Ресурс» и администрации городского округа Краснотурьинск, указав, что до 01.09.2019 размер платы за содержание жилья (общего имущества) составлял 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м, с 01.09.2019 указанная плата составила 127 руб. 69 коп. за 1 кв.м. Основанием для изменения размера платы за содержание жилья явилось постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск». Полагает, что указанное постановление является незаконным, поскольку не содержит экономического обоснования тарифа, противоречит требованиям ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 17, 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, влечет нарушение прав истца, как собственника нежилых помещений, поскольку значительно увеличивает бремя содержания общего имущества. С учетом изложенного Картель Е.А. просила признать тариф за услугу «содержание жилья» в размере 127 руб. 69 коп. незаконным, обязать ООО «Ресурс» произвести перерасчет за период с 01.09.2019 по настоящее время услуги «содержание жилья» из расчета 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м. помещения.

Определением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 27.01.2021 требование Картель Е.А. к администрации городского округа Краснотурьинск об оспаривании размера платы за содержание нежилого помещения выделено в отдельное производство в связи с необходимостью его рассмотрения в порядке административного судопроизводства (т. 2 л.д. 146-147).

Определением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 29.11.2021 гражданские дела по иску ООО «Ресурс» к Картель Е.А. о взыскании задолженности по внесению платы за жилое помещение, по иску Картель Е.А. к ООО «Ресурс» о возложении обязанности провести перерасчет за содержание нежилого помещения объединены в одно производство (т. 2 л.д. 179).

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03.12.2021 исковые требования ООО «Ресурс» удовлетворены, с Картель Е.А. в пользу истца взысканы задолженность по оплате жилого помещения за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 в размере 76 871 руб. 60 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 506 руб. 15 коп. Исковые требования Картель Е.А. к ООО «Ресурс» о возложении обязанности провести перерасчет за содержание нежилого помещения оставлены без удовлетворения. Также ООО «Ресурс» возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 831руб. 28 руб. по платежному поручению от 21.08.2020 № 300.

С таким решением суда не согласилась ответчик (истец по объединенному иску) Картель Е.А., подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «Ресурс» и удовлетворении исковых требований Картель Е.А. Также просит производство по настоящему делу приостановить до вступления в законную силу решения суда по административному делу по заявлению Картель Е.А. к администрации городского округа Краснотурьинск о признании правового акта незаконным.

В обоснование требований апелляционной жалобы указывает, что настоящий спор невозможно было рассмотреть до разрешения административного дела об оспаривании постановления администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882, которым была установлена ставка платы на содержание жилья в отношении дома, где расположены нежилые помещения Картель Е.А. Однако суд первой инстанции в удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу необоснованно отказал. Полагает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что единственным и достаточным основанием для возникновения у Картель Е.А. обязанности вносить плату по ставке 127 руб. 69 коп. является протокол от 05.08.2019 № 2 о рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе и договор управления многоквартирным домом от 20.08.2019, заключенный между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» (организатором конкурса) и ООО «Ресурс», поскольку эти документы в отсутствии постановления органа местного самоуправления об определении тарифа на содержание жилья порождают обязанности только для сторон данного договора, а не для третьих лиц. Определение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 15.10.2021 о прекращении производства по административному делу судом апелляционной инстанции было отменено с возвращением дела на новое рассмотрение. При этом суду первой инстанции предложено в рамках нового рассмотрения дела дать оценку направленному в адрес Картель Е.А. договору на управление многоквартирным домом, проверить процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта и процедуру проведения конкурса. Таким образом, до рассмотрения административного дела невозможно рассмотреть возникший между сторонами спор.

В письменных возражениях ООО «Ресурс» выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Определением от 18.03.2022 судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда перешла к рассмотрению указанного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа Краснотурьинск и орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск». Производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01.02.2022 по делу № 2а-3/2022 по административным исковым заявлениям ООО «Доставка пенсий», Картель Е.А. к администрации (исполнительно-распорядительному органу) городского округа Краснотурьинск о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления незаконным.

Определением 01.06.2022 производство по делу возобновлено в связи с вступлением решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области по делу № 2а-3/2022 от 01.02.2022 в законную силу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Картель Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что Краснотурьинским городским судом Свердловской области рассмотрено административное дело по заявлению Картель Е.А., 01.02.2022 принято решение, которым признано недействующим с 21.08.2019 по 18.03.2021 постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск» в части платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), в размере 127руб. 69 коп. за 1 кв.м., расположенных, в том числе по адресу: ..., сроком на три года на период с 01.09.2019 по 31.08.2022. Указанное решение суда вступило в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31.05.2022, которым данный судебный акт изменен. Названными судебными актами, а также позицией прокурора, который участвовал при рассмотрении административного дела, установлено, что все документы, касающиеся торгов, затрагивают права и обязанности только участников торгов, но не иных лиц, в том числе Картель Е.А.; ставка платы за содержание жилья должна устанавливаться органом местного самоуправления; вопрос об экономической обоснованности данной ставки играет роль не только на стадии формирования конкурсной документации, но и на стадии вынесения нормативно-правового акта. Нормативный акт, утвердивший ставку платы за содержание жилья в размере 127 руб. 69 коп. за кв.м. был признан незаконным и исключен из системы правового регулирования, поэтому расчет должен производиться по ранее установленной ставке - 32 руб. 83 коп. за кв.м.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили. Представитель ООО «Ресурс» направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает (т. 3 л.д. 132).

Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления телефонограммы, письменных судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет» (т. 3 л.д. 124-127), принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителя ответчика Картель Е.А., изучив материалы настоящего гражданского дела, а также материалы административного дела № 2а-3/2022, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из оснований для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Предметом настоящего спора является определение размера задолженности Картель Е.А., как собственника нежилых помещении в многоквартирном доме, перед ООО «Ресурс» за содержание общего имущества.

Следовательно, обстоятельством, имеющим юридическое значение для рассмотрения дела, является установление ставки платы на содержание жилья в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома либо постановлением органа местного самоуправления.

Согласно пояснениям представителя Картель Е.А., такая ставка была установлена постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск», признанным судом незаконным.

Из уточненного иска ООО «Ресурс» следует, что ставка платы на содержание жилья определена на основании конкурсной документации по выбору управляющей организации и договора управления многоквартирным домом от 20.08.2019, заключенного между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» (организатором конкурса) и ООО «Ресурс».

В силу п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

В нарушение ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего спора к участию в деле не были привлечены администрация городского округа Краснотурьинск, а также орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», несмотря на то, что решение суда затрагивает их права и обязанности при определении тарифа на содержание жилого помещения и применении ставки для расчета долга.

После вынесения судом определения от 27.01.2021 о выделении требований Картель Е.А. об оспаривании размера платы за содержание нежилого помещения в отдельное производство в связи с необходимостью их рассмотрения в порядке административного судопроизводства администрация городского округа Краснотурьинск исключена из числа лиц, участвующих в настоящем деле.

Учитывая, что оспариваемым судебным актом разрешен вопрос о правах и обязанностях администрации городского округа Краснотурьинск, а также органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», которые установили тариф на содержание общего имущества, но не были привлечены к участию в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03.12.2021 (п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Разрешая спор, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Материалами дела подтверждается, что Картель Е.А. является собственников нежилых помещений общей площадью 163,7 кв.м., расположенных в многоквартирном доме № ... по ул. ... в г...., а именно: помещения площадью 111,1 кв.м. с 17.03.2015, помещения площадью 52,6 кв.м. с 23.11.2016 (т. 1 л.д. 56-61, 62-64, 116).

Ставка платы на содержание общего имущества для собственников нежилых помещений в данном доме до 01.09.2019 была установлена постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 № 613 (в редакции постановления от 29.12.2018 № 1501) «Об установлении платы за содержание жилого помещения нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы» в размере 32 руб. 83 коп. за 1 кв. м. помещения в доме, что подтверждается также ответом Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 15.06.2020 (т. 1 л.д. 77).

05.08.2019 органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» проведен конкурс (торги), предметом которого явилось право заключения договора управления многоквартирными домами, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) городского округа Краснотурьинск, в том числе домом № ... по ул. ... в г.... (т. 1 л.д. 25-26, 138-140).

По результатам открытого конкурса между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» и ООО «Ресурс» 20.08.2019 заключен договор управления многоквартирными домами, в которых находится (располагается) муниципальный (специализированный) жилищный фонд (общежития) городского округа Краснотурьинск. Предметом договора является оказание управляющей организацией услуг по управлению многоквартирными домами, в том числе домом, расположенным в г. ... по ул. .... Разделом 3 договора предусмотрено, что плата по настоящему договору включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включая плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме (согласно перечню в Приложении № 2), в том числе плату за коммунальные ресурсы в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 174-198).

21.08.2019 администрацией городского округа Краснотурьинск принято постановление № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск» (далее – Постановление № 882).

Согласно Постановлению № 882 на период с 01.09.2019 по 31.08.2022 установлен уровень платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), расположенных по адресу: ... размере 100 % от стоимости за содержание жилого (нежилого) помещения, в размере 100 % от стоимости содержания жилого помещения для граждан, являющихся собственниками жилых помещений, не принявших решения о размере платы, в многоквартирном жилом доме, в котором находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие) и 100 % от стоимости содержания нежилого помещения для собственников (пользователей) нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, в котором находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие) (т. 1 л.д. 14-23).

На основании п. 2 Постановления № 882 установлена плата за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам, не принявшим решение о размере платы, нанимателям, пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), расположенных по адресу: ...; ...; ...; ..., сроком на три года на период с 01.09.2019 по 31.08.2022 (приложение № 1 к настоящему Постановлению) в размере 127 руб. 69 коп.

Пунктом 15 Постановления № 882 признано утратившим силу с 01.09.2019 постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 №613 «Об установлении платы за содержание жилого помещения нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы».

От управляющей организации ООО «Ресурс» в адрес Картель Е.А. был направлен проект договора на управление, содержание общего имущества многоквартирного дома с владельцем нежилого помещения в МКД от 11.11.2019, по условиям которого предлагалось установить плату за содержание и ремонт общего имущества для нежилого помещения в размере 127 руб. 69 коп. за 1 кв.м. Со стороны Картель Е.А. данный договор подписан не был (т. 1 л.д. 80-89).

Согласно представленному ООО «Ресурс» расчету, задолженность КартельЕ.А. по оплате содержания общего имущества за период с 01.12.2019 по 30.04.2020 с учетом произведенной оплаты в сумме 30000 руб. составляет 76871руб. 60 коп., из которых плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, – 2357 руб. 35 коп. (т. 1 л.д. 49, 142).

Расчет произведен на основании ставки платы за содержание общего имущества в размере 127 руб. 69 коп. за 1 кв.м. помещения.

Постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 18.03.2021 № 218 с момента его опубликования в рамках самоконтроля Постановление № 882 признано утратившим силу (т. 3 л.д. 102).

Иных постановлений об установлении ставки платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах на спорный период администрацией городского округа Краснотурьинск не выносилось.

Вместе с тем, по мнению ООО «Ресурс», отсутствие данного постановления не является основанием для изменения размера ставки платы за содержание общего имущества, установленной на основании конкурсной документации и договора управления многоквартирным домом от 20.08.2019.

В обоснование своей позиции ООО «Ресурс» ссылается на подп. 11 п. 41 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, согласно которым управляющая организация вправе взимать с собственников помещений в многоквартирном доме и лиц, принявших помещения, плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги в порядке, предусмотренном определенным по результатам конкурса договором управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме и лица, принявшие помещения, обязаны вносить эту плату.

Таким образом, цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Вместе с тем, размер такой платы, согласно разъяснениям, изложенным в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, п. 35 Правил № 491 установлен принцип соразмерности платы за содержание жилья, размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, и перечня, объема и качества услуг и работ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения. В названном Перечне указано, что именно должно включаться в содержание, техническое обслуживание дома.

Таким образом, органы местного самоуправления при определении размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома как при вынесении соответствующего постановления, так и в рамках проведения конкурса по выбору управляющей организации должны учитывать требования приведенных выше нормативных положений, обосновывая устанавливаемый размер такой платы в зависимости от типа, технического оснащения и состояния многоквартирных домов, степени их физического износа и других критериев.

Доказательств того, что при определении тарифа на содержание общего имущества данные требования закона были выполнены, не представлено.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01.02.2022 по делу № 2а-3/2022 удовлетворены административные исковые заявления ООО «Доставка пенсий», Картель Е.А. к администрации городского округа Краснотурьинск о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления незаконным, признано недействующим с 21.08.2019 по 18.03.2021 постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск» в части платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития), в размере 127 руб. 69 коп. за квадратный метр, расположенных по адресу: ...; ..., сроком на три года на период с 01.09.2019 по 31.08.2022 (т. 3 л.д. 29-33).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 31.05.2022 изменен абзац 2 резолютивной части решения Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01.02.2022 с изложением его в следующей редакции:

Признать недействующим со дня его принятия пункт 2 постановления администрации городского округа Краснотурьинск от 21.08.2019 № 882 «Об установлении платы за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) на территории городского округа Краснотурьинск», устанавливающий плату за содержание жилого (нежилого) помещения собственникам и нанимателям (пользователям) жилых (нежилых) помещений в многоквартирных жилых домах, в которых находится (располагается) муниципальный специализированный жилищный фонд (общежития) в размере 127 руб. 69 коп. за квадратный метр, расположенных по адресу: ...; ..., сроком на три года на период с 01.09.2019 по 31.08.2022.

В остальной части решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01.02.2022 оставлено без изменения, апелляционные жалобы административных истцов ООО «Доставка пенсий», Картель Е.А., административного ответчика администрации городского округа Краснотурьинска, заинтересованного лица ООО «Ресурс» – без удовлетворения (т. 3 л.д. 137-153).

При разрешении данного административного дела, в котором участвовали Картель Е.А., ООО «Ресурс», администрация городского округа Краснотурьинск, орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», на основании экспертного заключения ООО «Инвест-Аудит» от 21.09.2021 (т. 3 л.д. 40-101), установлено, что тариф на содержание общего имущества в размере 127руб. 69 коп. за 1 кв.м. за содержание помещения, указанный в постановлении № 882, договоре управления многоквартирными домами, в которых находится муниципальный специализированный жилищный фонд (общежитие) городского округа Краснотурьинск, заключенном между органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» и ООО «Ресурс» от 20.08.2019, извещении о проведении торгов № 040719/0070194/01 с датой публикации 05.07.2019 в отношении помещений в жилом доме по адресу: ... на период с 01.09.2019 по 31.08.2022 не является экономически обоснованным, так как ни один из указанных документов не содержит подробную расшифровку расчета размера платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, что исключает возможность его проверки на соответствие нормативным требованиям; расчет размера платы за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений произведен в целом по группе из четырех домов, без учета имеющихся отличий по каждому из четырех домов; ни один из указанных документов не содержит информацию о наличии в здании по адресу: ... помещений, не относящихся к муниципальному специализированному жилищному фонду (общежитиям) с отличающимся назначением использования помещений.

Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

При этом в силу разъяснений п. 75 данного постановления применительно к ст. ст. 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

В соответствии с п. 3 и 4 ст. 1, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

С учетом изложенных выше установленных законом правил и принципов внесения платы за содержание общего имущества условие договора управления многоквартирным домом об установлении ставки платы за содержание общего имущества в произвольном размере, превышающем ранее действующую ставку платы почти в четыре раза, противоречит требованиям ст. 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, ст. ст. 36, 37, 39, 154, 158, ч. 4 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 34, 35 Правил № 491 и является ничтожным (п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), как противоречащее существу законодательного регулирования обязательств по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, а также посягающее на интересы третьих лиц - собственников помещений, которые вносят плату за содержание общего имущества в завышенном размере.

В соответствии с п. 4 ст. 166, п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Таким образом, в данном случае размер платы за содержание жилого помещения должен определяться исходя из размера тарифа, установленного уполномоченным публичным органом (п. 34 Правил № 491).

Учитывая, что постановление № 882 постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 18.03.2021 № 218 признано утратившим силу, п. 2 постановления № 882 признан судом недействующим со дня его принятия и исключен из системы правового регулирования, при этом данным постановлением № 882 было признано утратившим силу постановление администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 № 613, которым установлена ставка платы за содержание общего имущества в размере 32 руб. 83коп. за 1 кв. м. помещения в доме, для расчета задолженности Картель Е.А. за содержание общего имущества должен применяться ранее действующий тариф, установленный постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 № 613 в размере 32 руб. 83 коп. за 1 кв. м. помещения в доме.

При этом в случае оказания услуги по содержанию общего имущества на сумму в большем размере, чем 32 руб. 83 коп. за 1 кв. м. помещения в доме, ООО «Ресурс» не лишено права на обращение в суд исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, доказывая фактически понесенные расходы.

Поскольку Картель Е.А. принадлежат нежилые помещения общей площадью 163,7 кв.м. (111,1 + 52,6), плата за содержание общего имущества для нее составит 5374 руб. 27 коп. в месяц из расчета 163,7 х 32,83. Таким образом, плата за содержание общего имущества за 5 месяцев (с 01.12.2019 по 30.04.2020) составит 26871 руб. 35 коп. (5374,27 х 5) + 2357 руб. 35коп. (плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества) = 29228 руб. 70 коп.

Также из материалов дела следует, что в спорный период Картель Е.А. вносилась плата за содержание общего имущества, в подтверждение чего представлены платежные поручения от 14.01.2020 № 44 на сумму 24272 руб. 64коп., от 12.08.2020 № 601 на сумму 30000 руб. (т. 3 л.д. 25-26), последнее из которых не оспаривается ООО «Ресурс» и указано при расчете долга Картель Е.А. за спорный период. (т. 1 л.д. 142).

Учитывая, что сумма начислений за содержание общего имущества за период с 01.12.2019 по 30.04.2020 составляет 29228 руб. 70 коп., которая Картель Е.А. полностью погашена, оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Ресурс» у судебной коллегии не имеется.

Разрешая требования Картель Е.А. о возложении на ООО «Ресурс» обязанности произвести перерасчет платы за содержание общего имущества за период с 01.09.2019, из расчета 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м. помещения, судебная коллегия принимает во внимание решение мирового судьи судебного участка № 1 Краснотурьинского судебного района Свердловской области от 26.05.2020, которым с Картель Е.А. в пользу ООО «Ресурс» уже была взыскана плата за содержание общего имущества за период с 01.09.2019 по 30.11.2019 в размере 40381 руб. 62 коп. (т. 1 л.д. 13).

Поскольку сведений об отмене данного решения суда Картель Е.А. не представлено, оснований для производства перерасчета за содержание общего имущества за период с 01.09.2019 по 30.11.2019 у судебной коллегии не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования Картель Е.А. подлежат удовлетворению в части с возложением на ООО «Ресурс» обязанности произвести перерасчет платы за услугу содержание общего имущества, начиная с 01.12.2019, из расчета 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м. нежилых помещений, принадлежащих КартельЕ.А., общей площадью 111,1 кв.м и 52,6 кв.м в многоквартирном доме №... по ул. ... в г. ....

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 03.12.2021 отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Ресурс» к Картель Е.А. о взыскании задолженности по внесению платы за содержание общего имущества за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 в размере 76871 руб. 60 коп. отказать.

Исковые требования Картель Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание общего имущества удовлетворить в части.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» произвести перерасчет платы за услугу содержание общего имущества с 01.12.2019 из расчета 32 руб. 83 коп. за 1 кв.м. нежилых помещений, принадлежащих Картель Е.А., общей площадью 111,1 кв.м и 52,6 кв.м в многоквартирном доме № ... по ул. ... в г. ....

В удовлетворении остальной части исковых требований Картель Е.А. отказать.

Председательствующий: А.А. Локтин

Судьи Е.В. Кайгородова

Е.Р. Ильясова

33-3383/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Ресурс
Ответчики
Картель Екатерина Александровна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Кайгородова Елена Влабидовна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
08.02.2022Передача дела судье
11.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Судебное заседание
01.06.2022Производство по делу возобновлено
17.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Передано в экспедицию
17.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее