Решение по делу № 2а-1055/2021 от 01.04.2021

Дело №2а-1055/2021

36RS0001-01-2020-002290-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2021 года                                                                                                              г. Воронеж

Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Толубаева Д.Н.,

при секретаре              Борщевой М.В.,

с участием административного истца Булгакова В.М., представителя административного ответчика Сафоновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Булгакова В.М. к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным приказа об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Булгаков В.М. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным приказа об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как относящиеся к категории граждан: бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В ответ на заявление Управлением жилищных отношений издан приказ №358 от 22.04.2020 года об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Булгакову В.М. на основании того, что Булгакову В.М. на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 40,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации прекращения права – 17.05.2018). По состоянию на 17.05.2018 – дата отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего заявителю Булгакову В.М. на праве собственности, уровень обеспеченности площади жилого помещения Булгакова В.М. составлял более учетной нормы, установленной решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 №102-2 «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.

Истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма со ссылкой на ст.53 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что не истек срок, в течение которого граждане не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С указанным решением административный истец не согласен и указывает, что жилое помещение общей площадью 40,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> было аварийным в связи с чем его нельзя рассматривать как жилой дом. Согласно справки, выданной Бюро технической инвентаризации <адрес> жилой дом является деревянным, год постройки 1966, процент износа на 2010 год составил 62%. Фактически в данном жилом доме проживать круглогодично было невозможно. Административный истец фактически продал земельный участок, а не жилой дом.

Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд и просит признать незаконным приказ №358 от 22.04.2020 года об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Булгакову В.М. и обязать повторно рассмотреть заявления Булгакова В.М. о постановке в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 12.11.2020 года в удовлетворении заявленных исковых требований Булгакову В.М. отказано.

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 16.03.2021 года указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела административный истец Булгаков В.М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронежа Сафонова А.Ю. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.

            Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец первоначально обратился в суд с иском в июле 2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого решения от 22.04.2020 г. №358. При этом, определением судьи Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 06.07.2020 года исковое заявление Булгакова В.М. оставлено без движения и ему предложено до 30 июля 2020 года устранить указанные в определении недостатки. В связи с неустранением указанных в определении от 06.07.2020 года недостатков исковое заявления Булгакова В.М. было возвращено, после вступления определения о возвращении искового заявления в законную силу административный истец 15.09.2020 г. обратился с настоящим административным иском в суд. В связи с этим причина пропуска срока на обращение в суд признаются судом уважительной, и на основании ст. 95 КАС РФ подлежит восстановлению по ходатайству административного истца.

      В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Булгаков В.М. является ветераном, относится к категории граждан: бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии У №117057, выданным филиалом ОГУ «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области железнодорожного района г.Воронежа».

18.03.2020 года административный истец Булгаков В.М. обратился в управление жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж с заявлением о принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как относящийся к категории граждан: бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Приказом управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №358 от 22.04.2020 года Булгакову В.М. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как относящийся к категории граждан: бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»), в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса РФ, в течение которого граждане не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование принятого решения в приказе №358 от 22.04.2020 года указано, что заявитель имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (удостоверение серия У №117057, выдано филиалом ОГУ «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области железнодорожного района г.Воронежа»).

Булгаков В.М. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Булгакову В.М. (доля в праве 1/4), ФИО1 (доля в праве 1/2), ФИО2 (доля в праве 1/4).

Решением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 16.10.2019 установлен юридический факт прекращения семейных отношений между семьей Булгакова В.М. (он, супруга – ФИО3) и семьей ФИО2 (она, дочь – ФИО4, внук – ФИО5).

Согласно решению Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 05.02.2020 определен порядок пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: выделена в пользование Булгакову В.М. и ФИО3 жилая комната площадью 15,00 кв.м., места общего пользования – ванная комната, кухня, туалет, коридор, балкон оставлены в совместном пользовании Булгакова В.М., ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5

Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках межведомственного взаимодействия, установлено, что Булгакову В.М. на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 40,80 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации прекращения права – 17.05.2018).

По состоянию на 17.05.2018 – дату отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего заявителю Булгакову В.М. на праве собственности, уровень обеспеченности площади жилого помещения Булгакова В.М. составил более учетной нормы, установленной решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 №102-II «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.

В силу п. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" государственная политика в отношении ветеранов предусматривает: реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании части 1 статьи 3 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Воронежской области составляет 11 кв.м. общей площади жилого помещения.

Согласно решению Воронежской городской Думы от 07.07.2005 N 102-II "Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в городском округе город Воронеж в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки ветерана на жилищный учет является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение жилого помещения. Если такие действия были совершены, то он может быть принят на учет в качестве нуждающегося не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Из материалов дела следует, что в настоящее время Булгаков В.М. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит ему на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/4). Остальными участниками общей долевой собственности являются ФИО1 (доля в праве 1/2) и ФИО2 (доля в праве 1/4).

Решением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 16.10.2019 года установлен юридический факт прекращения семейных отношений между семьей Булгакова В.М. (он, супруга – ФИО3) и семьей ФИО2 (она, дочь – ФИО4, внук – ФИО5).

Решением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 05.02.2020 года определен порядок пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, согласно которому в пользование Булгакову В.М. и ФИО3 выделена жилая комната площадью 15,00 кв.м.; в совместном пользовании Булгакова В.М., ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 оставлены места общего пользования – ванная комната, кухня, туалет, коридор, балкон.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости №№ ....., Булгакову В.М. за период с 01.01.2014 по 18.03.2020 на праве собственности принадлежало, в том числе, жилое помещение общей площадью 40,80 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № ...... Дата государственной регистрации прекращения права – 17.05.2018.

Таким образом, по состоянию на 17.05.2018 – дату отчуждения жилого помещения, принадлежавшего Булгакову В.М. на праве собственности, уровень обеспеченности площади жилого помещения Булгакова В.М. составил более учетной нормы, установленной решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 №102-II «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Как установлено судом, к дате обращения Булгакова В.М. в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (18.03.2020) с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма не истек предусмотренный ст. 53 ЖК Российской Федерации пятилетний срок, исчисляемый со дня совершения намеренных действий, ухудшивших жилищные условия семьи административного истца, поэтому в силу подп. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации это обстоятельство является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления гражданина о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действия Булгакова В.М. по отчуждению жилого помещения, свидетельствуют об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации дают административному ответчику право отказать истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, если обращение за постановкой на учет имело место ранее, чем истекли пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

При таких обстоятельствах, управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж обоснованно вынесен приказ №358 от 22.04.2020 года об отказе Булгакову В.М. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Доводы административного истца о том, что отчуждаемое им жилое помещение по адресу: <адрес> было аварийным и непригодным для проживания, процент его износа составил 62%, судом во внимание не принимаются, поскольку указанное жилое помещение не признано непригодным для проживания в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п. 8 которого орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, принятие решений о признании частных жилых помещений непригодными для проживания является полномочием органа местного самоуправления. При этом, решение уполномоченного органа о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания не принималось. Булгаков В.М. не обращался с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что каких-либо нарушений действующего законодательства допущено не было, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Булгакова В.М. к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным приказа об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          Д.Н.Толубаев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.04.2021 года

Дело №2а-1055/2021

36RS0001-01-2020-002290-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2021 года                                                                                                              г. Воронеж

Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Толубаева Д.Н.,

при секретаре              Борщевой М.В.,

с участием административного истца Булгакова В.М., представителя административного ответчика Сафоновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Булгакова В.М. к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным приказа об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Булгаков В.М. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным приказа об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как относящиеся к категории граждан: бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В ответ на заявление Управлением жилищных отношений издан приказ №358 от 22.04.2020 года об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Булгакову В.М. на основании того, что Булгакову В.М. на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 40,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации прекращения права – 17.05.2018). По состоянию на 17.05.2018 – дата отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего заявителю Булгакову В.М. на праве собственности, уровень обеспеченности площади жилого помещения Булгакова В.М. составлял более учетной нормы, установленной решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 №102-2 «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.

Истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма со ссылкой на ст.53 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что не истек срок, в течение которого граждане не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С указанным решением административный истец не согласен и указывает, что жилое помещение общей площадью 40,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> было аварийным в связи с чем его нельзя рассматривать как жилой дом. Согласно справки, выданной Бюро технической инвентаризации <адрес> жилой дом является деревянным, год постройки 1966, процент износа на 2010 год составил 62%. Фактически в данном жилом доме проживать круглогодично было невозможно. Административный истец фактически продал земельный участок, а не жилой дом.

Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд и просит признать незаконным приказ №358 от 22.04.2020 года об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Булгакову В.М. и обязать повторно рассмотреть заявления Булгакова В.М. о постановке в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 12.11.2020 года в удовлетворении заявленных исковых требований Булгакову В.М. отказано.

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 16.03.2021 года указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела административный истец Булгаков В.М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронежа Сафонова А.Ю. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.

            Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец первоначально обратился в суд с иском в июле 2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого решения от 22.04.2020 г. №358. При этом, определением судьи Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 06.07.2020 года исковое заявление Булгакова В.М. оставлено без движения и ему предложено до 30 июля 2020 года устранить указанные в определении недостатки. В связи с неустранением указанных в определении от 06.07.2020 года недостатков исковое заявления Булгакова В.М. было возвращено, после вступления определения о возвращении искового заявления в законную силу административный истец 15.09.2020 г. обратился с настоящим административным иском в суд. В связи с этим причина пропуска срока на обращение в суд признаются судом уважительной, и на основании ст. 95 КАС РФ подлежит восстановлению по ходатайству административного истца.

      В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Булгаков В.М. является ветераном, относится к категории граждан: бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии У №117057, выданным филиалом ОГУ «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области железнодорожного района г.Воронежа».

18.03.2020 года административный истец Булгаков В.М. обратился в управление жилищных отношений администрации городского округа г.Воронеж с заявлением о принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как относящийся к категории граждан: бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Приказом управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж №358 от 22.04.2020 года Булгакову В.М. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как относящийся к категории граждан: бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»), в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса РФ, в течение которого граждане не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование принятого решения в приказе №358 от 22.04.2020 года указано, что заявитель имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (удостоверение серия У №117057, выдано филиалом ОГУ «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области железнодорожного района г.Воронежа»).

Булгаков В.М. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Булгакову В.М. (доля в праве 1/4), ФИО1 (доля в праве 1/2), ФИО2 (доля в праве 1/4).

Решением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 16.10.2019 установлен юридический факт прекращения семейных отношений между семьей Булгакова В.М. (он, супруга – ФИО3) и семьей ФИО2 (она, дочь – ФИО4, внук – ФИО5).

Согласно решению Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 05.02.2020 определен порядок пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: выделена в пользование Булгакову В.М. и ФИО3 жилая комната площадью 15,00 кв.м., места общего пользования – ванная комната, кухня, туалет, коридор, балкон оставлены в совместном пользовании Булгакова В.М., ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5

Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках межведомственного взаимодействия, установлено, что Булгакову В.М. на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 40,80 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (дата государственной регистрации прекращения права – 17.05.2018).

По состоянию на 17.05.2018 – дату отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего заявителю Булгакову В.М. на праве собственности, уровень обеспеченности площади жилого помещения Булгакова В.М. составил более учетной нормы, установленной решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 №102-II «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.

В силу п. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" государственная политика в отношении ветеранов предусматривает: реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании части 1 статьи 3 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Воронежской области составляет 11 кв.м. общей площади жилого помещения.

Согласно решению Воронежской городской Думы от 07.07.2005 N 102-II "Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в городском округе город Воронеж в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки ветерана на жилищный учет является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение жилого помещения. Если такие действия были совершены, то он может быть принят на учет в качестве нуждающегося не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Из материалов дела следует, что в настоящее время Булгаков В.М. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит ему на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/4). Остальными участниками общей долевой собственности являются ФИО1 (доля в праве 1/2) и ФИО2 (доля в праве 1/4).

Решением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 16.10.2019 года установлен юридический факт прекращения семейных отношений между семьей Булгакова В.М. (он, супруга – ФИО3) и семьей ФИО2 (она, дочь – ФИО4, внук – ФИО5).

Решением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от 05.02.2020 года определен порядок пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, согласно которому в пользование Булгакову В.М. и ФИО3 выделена жилая комната площадью 15,00 кв.м.; в совместном пользовании Булгакова В.М., ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 оставлены места общего пользования – ванная комната, кухня, туалет, коридор, балкон.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости №№ ....., Булгакову В.М. за период с 01.01.2014 по 18.03.2020 на праве собственности принадлежало, в том числе, жилое помещение общей площадью 40,80 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № ...... Дата государственной регистрации прекращения права – 17.05.2018.

Таким образом, по состоянию на 17.05.2018 – дату отчуждения жилого помещения, принадлежавшего Булгакову В.М. на праве собственности, уровень обеспеченности площади жилого помещения Булгакова В.М. составил более учетной нормы, установленной решением Воронежской городской Думы от 07.07.2005 №102-II «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Как установлено судом, к дате обращения Булгакова В.М. в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (18.03.2020) с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма не истек предусмотренный ст. 53 ЖК Российской Федерации пятилетний срок, исчисляемый со дня совершения намеренных действий, ухудшивших жилищные условия семьи административного истца, поэтому в силу подп. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации это обстоятельство является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления гражданина о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действия Булгакова В.М. по отчуждению жилого помещения, свидетельствуют об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации дают административному ответчику право отказать истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, если обращение за постановкой на учет имело место ранее, чем истекли пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

При таких обстоятельствах, управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж обоснованно вынесен приказ №358 от 22.04.2020 года об отказе Булгакову В.М. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Доводы административного истца о том, что отчуждаемое им жилое помещение по адресу: <адрес> было аварийным и непригодным для проживания, процент его износа составил 62%, судом во внимание не принимаются, поскольку указанное жилое помещение не признано непригодным для проживания в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п. 8 которого орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, принятие решений о признании частных жилых помещений непригодными для проживания является полномочием органа местного самоуправления. При этом, решение уполномоченного органа о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания не принималось. Булгаков В.М. не обращался с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что каких-либо нарушений действующего законодательства допущено не было, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Булгакова В.М. к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным приказа об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          Д.Н.Толубаев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.04.2021 года

1версия для печати

2а-1055/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Булгаков Виктор Михайлович
Ответчики
Управление жилищных отношений Воронежской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Воронеж
Судья
Толубаев Дмитрий Николаевич
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.vrn.sudrf.ru
01.04.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
01.04.2021Передача материалов судье
01.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2021Судебное заседание
08.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021Дело оформлено
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее