Решение по делу № 2-1-203/2021 от 17.03.2021

дело № 2-1-203/2021

12RS0016-01-2021-000407-41

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск                                                           19 апреля 2021 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Шабалиной В.Н.,

с участием помощника Горномарийского межрайонного прокурора Щуплыгиной М.А., истца Якиткиной Л.П.,

представителя ответчика ООО «Благоустройство» Барышковой А.В.,

представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сазоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горномарийского межрайонного прокурора в интересах Якиткиной Л.П. к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов,

установил:

Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл, действуя в интересах Якиткиной Л.П., достигшей пенсионного возраста и не имеющей юридического образования и познаний в сфере защиты жилищных прав, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее ООО «Благоустройство») о признании незаконным бездействия ответчика и понуждении его произвести перерасчет начисленной Якиткиной Л.П. платы за вывоз твердых коммунальных отходов за период с июля 2020 года по январь 2021 года в сумме 631 руб. 96 коп. В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой по обращению Якиткиной Л.П. проверкой установлено, что ООО «Благоустройство», являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Горномарийского района и г. Козьмодемьянска, с июля 2020 года производит начисление платы за вывоз твердых коммунальных услуг (ТКО) в размере 90 руб. 28 коп. Собственнику жилого <адрес> Якиткиной Л.П. в указанный период выставлены квитанции, которые истец не оплатила. Задолженность за период с июля 2020 года по январь 2021 года составила 631 руб. 96 коп. Принимая во внимание, что договор на оказание коммунальной услуги по вывозу ТКО с истицей не заключался, она фактически не пользуется контейнерными площадками, с которых осуществляется вывоз мусора, поскольку они расположены на расстоянии, превышающем предельно допустимые значения (351 и 547 м при допустимых 100 м), самостоятельно утилизирует бытовые отходы, прокурор полагает начисление ответчиком Якиткиной Л.П. платы за вывоз ТКО неправомерным.

В суде помощник Горномарийского межрайонного прокурора Щуплыгина М.А., истец Якиткина Л.П. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить, освободив Якиткину Л.П. от уплаты указанной задолженности по оплате услуг по вывозу ТКО. В настоящее время вопрос утилизации истцом отходов разрешен путем дополнительной установки с февраля 2021 года у дома Якиткиной Л.П. контейнера.

Представитель ответчика ООО «Благоустройство» Барышкова А.В., не согласившись с иском, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, пояснила, что невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления из-за удаленности места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услуги по обращению с ТКО. При этом осуществление самостоятельной утилизации ТКО противоречит требованиям законодательства об обращении с отходами.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сазонова Е.В. возражений по существу заявленных требований не выразила.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Микряковская сельская администрация Горномарийского района Республики Марий Эл представителя в суд не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закона № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила № 1156).

В соответствии с пунктом 4 Правил региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, что истец Якиткина Л.П. проживает в жилом доме по адресу: <адрес> является собственником данного жилого помещения.

В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл, заключенным 12 августа 2019 года с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ООО «Благоустройство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории всех районов Республики Марий Эл, в том числе, и на территории сельских поселений Горномарийского муниципального района.

Поскольку ООО «Благоустройство» с июля 2020 года оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, ответчиком в адрес истца направлены платежные документы по оплате услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из объема оказанных услуг.

В период с июля 2020 года по январь 2021 году Якиткиной Л.П. выставлены счета по внесению ежемесячной платы за названную услугу в размере 90 руб. 28 коп., которые истицей не оплачены.

Задолженность Якиткиной Л.П. по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в указанный период составила 631 руб. 96 коп., освободить от погашения которой суд оснований не усматривает.

Оспаривая законность действий ответчика по начислению платы за вывоз ТКО в спорный период, прокурор ссылается на фактические неоказание названной услуги, поскольку ближайшая контейнерная площадка для сбора мусора находилась на расстоянии 351 метра от дома истицы, что не соответствует требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.264 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях, помещениях».

Однако изложенное обстоятельство не является основанием для освобождения от платы за коммунальную услугу.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО «Микряковское сельское поселение», утвержден постановлением Микряковской сельской администрации от 10.07.2020 с изменениями, внесенными постановлением от 02.02.2021 .

Следовательно, в обязанности регионального оператора входит осуществление транспортировки (вывоза) твердых коммунальных отходов из мест, определенных органом местного самоуправления, в места их захоронения и утилизации ТКО. Определение количества и расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органа местного самоуправления. При этом невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вопреки требованиям части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательств того, что истица в указанный период осуществляла самостоятельный вывоз твердых коммунальных отходов, не нарушая требования Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не предоставлено, равно как доказательств заключения истицей договора на оказание услуг по обращению с ТКО с иной специализированной организацией, либо отказа от исполнения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенного с региональным оператором, либо обращения с заявлением к ответчику о перерасчете начисленных сумм в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.

Довод стороны истца об отсутствии заключенного между истицей и ответчиком договора на оказание коммунальной услуги судом отклоняется как необоснованный.

Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен разделом I (1) Правил № 1156.

Пунктом 8 (4) указанного раздела Правил № 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 8(11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 8(12) раздела I(1) Правил № 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.

В данном случае материалами дела подтверждается, что публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в официальном ежедневнике «Марийская правда» 20 декабря 2019 года и размещена на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет www.tbo12.ru.

Тарифы на услуги регионального оператора утверждены приказом Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл № 118т от 29.11.2019, подлежат применению.

Таким образом, с момента опубликования публичной оферты и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, истице как собственнику ТКО, проживающему на территории Республики Марий Эл, стало известно о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО и, как следствие, об обязательности заключения договора с региональным оператором.

Исходя из обязанности собственника обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором, договор между Якиткиной Л.П. и ООО «Благоустройство» был заключен путём совершения потребителем конклюдентных действий в соответствии с требованиями п. 8(17), 8(18) Правил. При этом качество услуги истицей не оспаривалось, договор на вывоз ТКО заключен на общих условиях в соответствии с пунктами 148(1), 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства от 06 мая 2011 года № 354, соблюдены условия предоставления коммунальной услуги (п. 148(5) Правил № 354).

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания действий ответчика по начислению Якиткиной Л.П. платы за вывоз твердых коммунальных отходов в установленном размере неправомерными. Учитывая, что в период с июля 2020 года по январь 2021 года истицей фактически не исполнялась возложенная на нее законом обязанность по оплате оказанной ответчиком коммунальной услуги, требования прокурора о понуждении ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в указанный период, освободив истицу от уплаты задолженности, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Горномарийского межрайонного прокурора в интересах Якиткиной Л.П. к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности произвести Якиткиной Л.П. перерасчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов за период с июля 2020 г. по январь 2021 г. в размере 631 руб. 96 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                   Шахова К.Г.

решение принято в окончательной форме 20 апреля 2021 г.

2-1-203/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горномарийский межрайонный прокурор
Якиткина Любовь Павловна
Ответчики
ООО "Благоустройство"
Другие
администрация Микряковского сельского поселения Горномарийского муниципального района РМЭ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМЭ
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Шахова Ксения Георгиевна
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
17.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2021Судебное заседание
20.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее