Решение по делу № 33-437/2019 от 28.12.2018

Докладчик Карачкина Ю.Г.                           апелляционное дело № 33-437/2019

судья Данилин Е.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2019 года         г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Степановой Э.А.

при секретаре Герасимовой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Григорьева Андрея Юрьевича к администрации г.Чебоксары об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 8 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Григорьева А.Ю. предъявил к администрации г.Чебоксары вышеуказанный иск, мотивированный тем, что Григорьев А.Ю., <данные изъяты> года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по адресу его регистрации по месту жительства установлен факт невозможности проживания, с 2013 года в администрации Калининского района г.Чебоксары он состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

По указанным основаниям, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, положения Жилищного кодекса РФ и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просил возложить на ответчика обязанность предоставить Григорьеву А.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В суде первой инстанции прокурор Лукина Т.В. и истец Григорьев А.Ю. поддержали иск, представитель ответчика администрации г.Чебоксары Крупякова А.В. иск не признала, поддержала представленный на него отзыв, согласно которому учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотрен законодателем с целью соблюдения очередности при обеспечении указанной категории лиц жилыми помещениями, согласно п.2.6 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей…, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 292 от 25 июля 2013 года, список таких лиц формируется исходя из даты признания их нуждающимися в жилых помещениях, статьей 23.2 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» также предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в список таких лиц производится в порядке очередности исходя из времени поступления заявления, потому предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке нарушает установленную очередность указанной категории лиц и их права; представитель третьего лица администрации Калининского района г.Чебоксары Гайнуллин М.М. в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении иска по доводам ответчика, остальные третьи лица Минфин Чувашской Республики и Минстрой Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Решением от 8 ноября 2018 года Ленинский районный суд г.Чебоксары возложил на администрацию г.Чебоксары обязанность предоставить Григорьеву А.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обжаловав решение суда по мотиву нарушения норм материального права, администрация г.Чебоксары в лице представителя Крупяковой А.В. просит о его отмене и принятии нового, противоположного. В апелляционной жалобе указано, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные лица в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет должны встать на учет нуждающихся в жилом помещении, а ФИО на таком учете не состоял и доказательств невозможности своевременной постановки на него не представил; далее апеллянт повторяет доводы отзыва на иск о необходимости соблюдения очередности при предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, которая определяется временем постановки каждого из них на учет в таком качестве; по мнению апеллянта, удовлетворив иск, суд необоснованно наделил ФИО правом внеочередного обеспечения жилым помещением, нарушив установленную очередность; кроме того, в жалобе указано, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях специализированного найма, возникающие у муниципального образования, должны исполняться за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, в отсутствие доведенных лимитов бюджетных средств орган местного самоуправления заключать договоры не может, тогда как вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения на дату рассмотрения дела суд не исследовал.

Помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Лукина Т.В. представила возражения на апелляционную жалобу, поддержав обжалуемое решение суда.

В суде апелляционной инстанции прокурор Овчинникова Н.А. и истец Григорьев А.Ю. выступили в поддержку обжалуемого решения, ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Проверив производство по делу в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене проверяемого решения не усматривает.

ФИО не является лицом, участвующим в настоящем гражданском деле, потому доводы апелляционной жалобы относительно него судебной коллегией не проверяются.

Из материалов дела следует, что Григорьев А.Ю., <данные изъяты> года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 решением суда от 30 июня 2003 года была лишена в отношении него родительских прав; зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, жилых помещений на праве собственности не имеет.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (п.1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Согласно ч.12 ст.23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абз.1 ч.2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

С целью реализации права Григорьева А.Ю. на получение специализированного жилого помещения начальник отдела охраны детства администрации Ленинского района г.Чебоксары ФИО2 в ноябре 2013 года обратилась к главе администрации Калининского района г.Чебоксары с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно акту от 13 декабря 2013 года комиссия, назначенная распоряжением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 12 августа 2013 года , установила факт невозможности проживания Григорьева А.Ю. в квартире <адрес>, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения.

Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 16 декабря 2013 года Григорьев А.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Исковые требования прокурора судом первой инстанции были удовлетворены с учетом того, что Григорьев А.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

Судебная коллегия с изложенным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он сделан с учетом положений ст.55, 56, 57 ГПК РФ, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.

Ответчик ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе право Григорьева А.Ю. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не оспаривал, ссылаясь лишь на то, что реализация такого права возможна лишь в порядке очередности, однако судебная коллегия находит доводы апеллянта несостоятельными.

Так, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не устанавливает.

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не целям формирования очередности для обеспечении жильем по времени включения в список.

При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств.

Также следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что указанным списком устанавливается очередность на предоставление жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения, не могут служить основанием к отмене проверяемого решения, поскольку обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не может быть поставлено в зависимость от отсутствия надлежащего финансирования указанных целей.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, и потому остается без удовлетворения.

Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

апелляционную жалобу администрации г.Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 8 ноября 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Юркина

Судьи: Ю.Г. Карачкина

Э.А. Степанова

33-437/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Григорьев А.Ю.
заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Администрация Ленинского района г. Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Карачкина Ю.Г.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
28.12.2018Передача дела судье
21.01.2019Судебное заседание
28.01.2019Передано в экспедицию
28.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передача дела судье
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
21.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее