Дело № 2а-1925 7 декабря 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Уткиной И.В.,
при секретаре Пеньковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Каляминой Татьяны Евгеньевны к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействий незаконными,
установил:
Калямина Т.Е. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействий незаконными. В обоснование иска указала, что в собственность ей и её несовершеннолетним детям бесплатно как многодетной семье предоставлен земельный участок с кадастровым номером 29:22:011308:969 для строительства индивидуального жилого дома на участке № по ул.К. в г. Архангельске. Предоставление земельных участков многодетным семьям является мерой социальной поддержки таких семей и направлено на защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Однако, предоставленный её семье участок не обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой, в связи с чем осуществление жилищного строительства затруднено. К полномочиям ответчика относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Однако Администрация, наделенная соответствующими полномочиями, уклоняясь от решения указанных вопросов местного значения, допускает бездействие, не принимая мер по обеспечению транспортной и инженерной инфраструктурой земельных участков по ул.К. в г. Архангельске. Просила признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной и инженерной инфраструктурой земельных участков по ул.К. в г. Архангельске, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
В судебном заседании истец Калямина Т.Е. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной и инженерной инфраструктурой, земельного участка, расположенного по ул.К. в г. Архангельске с кадастровым номером ***, принадлежащего ей и её несовершеннолетним детям, а именно организовать водоснабжение, строительство автомобильной дороги.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в судебном заседании требования не признал, указал, что вопросы местного значения, касающиеся строительства автомобильных дорог, решаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из интересов населения с учетом принятых муниципальных правовых актов. Обеспечение земельных участков, предоставленных многодетным семьям, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры может осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области или муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области. Правообладатель земельного участка, намеренный подключить объект капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случае отсутствия технических условий для его подключения, вправе обратиться в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, для получения соответствующих технических условий. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Представители заинтересованных лиц Министерства строительства и архитектуры Архангельской области, Министерства имущественных отношений Архангельской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Представитель МУП «Водоканал» в судебном заседании пояснила, что согласно плану территории, близлежащей к ул.К., и на которой расположен земельный участок истца, предполагаемая точка присоединения к водопроводным сетям, входящим в централизованную систему холодного водоснабжения, находится на расстоянии не менее чем 700 м до земельных участков. МУП «Водоканал» при наличии соответствующего обращения определит и предоставит технические условия и информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Архангельской области членам многодетной семьи ФИО1, К.И.В., К.В.В., К.И.В. представлен в собственность бесплатно по 1/4 доли каждому земельный участок, площадью *** кв.м в Маймаксанском территориальном округе г.Архангельска, с кадастровым номером ***, для строительства индивидуального жилого дома на участке № по ул.К. в г. Архангельске.
Указанный земельный участок расположен в границах муниципального образования «Город Архангельск». Территория, на которой участок располагается, не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно отсутствует дорога, водоснабжение. Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64)
Таким образом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Согласно подпунктов 4 и 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №-131 ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
На основании пункта 6 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п.6 ст.3 N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Закона №-131 ФЗ).
По смыслу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ (действовавшей, на момент предоставления земельного участка) предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пунктом 4 ст. 30 ЗК РФ (ранее действовавший) порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, формирование земельного участка, а также определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Архангельской области (далее - областная собственность) и муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов недвижимости на территории Архангельской области предусмотрен Законом Архангельской области от 07.10.2003 N 192-24-ОЗ (ред. от 07.11.2017) "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" (далее Закон N 192-24-ОЗ).
В соответствии п.6,7 ст.2.3 Закона N 192-24-ОЗ, действовавшей на момент предоставления истцу земельного участка, предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Органы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, формируют земельные участки в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.
Проведение работ по формированию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя:
- выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Проведение работ по формированию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Из приведенных положений следует, что под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом довод представителя Административного ответчика о том, что вопрос определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения должен был быть разрешен органом, решением которого был предоставлен спорный земельный участок (в данном случае Министерством имущественных отношений Архангельской области), правового значения не имеет, поскольку не снимает ответственности с органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения, касающегося организация в границах поселения водоснабжения населения.
Понятие «водоснабжение» раскрыто в ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и подразумевает организацию водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии со ст.9 указанного Закона, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, подлежит исполнению муниципальным образованием «Город Архангельск».
Бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в неисполнении данной обязанности существенно нарушает права истца, имеющего в собственности земельный участок, предоставленный ей и её несовершеннолетним детям в качестве меры социальной поддержки, и, как следствие, несущей бремя содержания данного участка, но не имеющей возможности использовать его для строительства жилого дома.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанности обеспечить земельный участок, предоставленный истцу и её несовершеннолетним детям, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, а именно организовать водоснабжение в срок до 07.03.2018, строительство автомобильной дороги в срок до 07.09.2018.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░. ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 29:22:011308:969.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░. ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░