№ 2-4051/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2024 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Шушлебиной И.Г.,
при секретаре судебного заседания Гопоненко Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде дело по иску Никифоровой В.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Аура-Авто» о взыскании суммы, штрафа, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Никифорова В.С. обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Аура-Авто» о взыскании суммы, штрафа, компенсации морального вреда, указывая на то, что 10 сентября 2024 года между истцом и ООО «Аура-Авто» был заключен опционный договор №, в соответствии с которым Никифоровой В.С. был выдан сертификат на пользование услугами, предоставляемыми в рамках программы «Вектра Тех».
Стоимость договора составила 140000 рублей.
17 сентября 2024 года истцом в адрес ответчика ООО «Аура-Авто» было направлено заявление об отказе от опционного договора, которое было оставлено без удовлетворения.
Просит: взыскать с ООО «Аура-Авто» в пользу Никифоровой В.С. денежные средства в размере 140000 рублей, в связи с отказом от опционного договора № от 10 сентября 2024 года, компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей, штраф в размере 50 % от присужденных сумм.
Истец Никифорова В.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в исковом заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Аура-Авто» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражение на иск, в котором просит в его удовлетворении отказать и рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо ИП Ковылин Д.Э. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительной причины неявки суду не сообщил.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 32 Закона Российской Федерации от 07 февраля1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
По смыслу приведенных норм заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг до его фактического исполнения, в этом случае возмещению подлежат только понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Какие-либо иные последствия одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг для потребителя законом не предусмотрены, равно как и не предусмотрен и иной срок для отказа потребителя от исполнения договора.
Судом установлено и подтверждается письменными доказательствами по делу, что 09 сентября 2024 года между Никифоровой В.С. и ООО «Алькор» был заключен договор купли-продажи № АЛК-09/09/24-2, по условиям указанного договора Никифорова В.С. приобрела автомобиль Lada Gab110 Lada Xray стоимостью 920 000 рублей.
Автомобиль был приобретен истцом за счет заёмных средств по договору № об открытии кредитной линии с лимитом кредитования 1194503 рублей, заключенного между с АО «Авто Финанс Банк».
10 сентября года Никифорова В.С. и ООО «Аура-Авто» заключили опционный договор №, по условиям которого, общество обязуется по требованию клиента обеспечить подключение клиента к программе обслуживания «Вектра Тех». Условия программы размещены в правилах оказания услуг на сайте союз-эксперт.рус. Клиент вправе заявить требования к обществу в течение одного года с даты заключения договора.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что за право заявить требование по договору клиент уплачивает обществу опционную премию в размере 140 000 рублей.
Согласно пункту 4.1 данного договора при расторжении договора уплаченная клиентом опционная премия подлежит возврату с учетом положений пункта 3 статьи 429.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, указанный договор содержит подписанное Никифоровой В.С. ДД.ММ.ГГГГ требование к ООО «Аура-Авто» об исполнении принятых на себя обязательств по договору и выдаче Сертификата о подключении к программе обслуживания «Вектра Тех».
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Никифоровой В.С. была перечислена оплата по опционному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 140 000 рублей на счет, открытый на имя ИП Ковылина Д.Э.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аура-Авто» Никифоровой В.С. был передан сертификат № о подключении к программе обслуживания «Вектра Тех».
Как следует из искового заявления, до настоящего времени ни одна услуга, предусмотренная договором и сертификатом № от ДД.ММ.ГГГГ, Никифоровой В.С. не была оказана.
ДД.ММ.ГГГГ истец Никифорова В.С. направила в адрес ответчика письменную претензию с требованием о досрочном расторжении договора и возврате денежных средств в размере 140000 рублей, которая была оставлена без ответа.
Как следует из возражений представителя ООО «Аура-Авто», оснований для возврата Никифоровой В.С. уплаченных денежных средств не имеется, ввиду исполнения опционного договора в полном объеме и оказания истцу услуги, которая выразилась в подключении клиента к выбранной ею программе обслуживания.
Вместе с тем, заключенный между ООО «Аура-Авто» и истцом договор относится к договору возмездного оказания услуг между гражданином и юридическим лицом, правоотношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Как установлено статьёй 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьёй 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
К таким договорам присоединения, имеющим публичный характер, относится и договор о предоставлении услуги по настоящему делу, условия которого определяются лицом, предоставляющим услуги, в стандартных правилах. В результате граждане, как сторона в договоре, лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора, что само по себе законом не запрещено, однако требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечёт необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, т.е. для лиц, оказывающих данные услуги.
С учётом изложенного, исходя из конституционной свободы договора, суды не вправе ограничиваться формальным признанием равенства сторон и должны предоставлять определённые преимущества экономически слабой и зависимой стороне для того, чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию в сфере оказания услуг и реально гарантировать в соответствии со статьями 19 и 34 Конституции Российской Федерации соблюдение принципа равенства при осуществлении не запрещённой законом экономической деятельности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожными являются условия сделки, заключённой с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (статьи 3 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.
На основании статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 23 февраля 1999 года № 4-П, 4 октября 2012 года № 1831-О и др., потребители как сторона в договоре лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны.
Отражение обозначенного подхода имеет место в статье 32 Закона о защите прав потребителей, предоставляющей потребителю право отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила своё обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Исходя из содержания статьи 16 Закона о защите прав потребителей следует признать, что условия договора, одной из сторон которого является потребитель, могут быть признаны недействительными и в том случае, если такие условия хотя и установлены законом или иными правовыми актами, однако в силу статьи 1 ГК РФ могут быть квалифицированы как ущемляющие права потребителя (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 24-КГ17-7).
Таким образом, законодатель, признавая потребителя более слабой стороной в обязательственных отношениях, установил преференции потребителям в праве на отказ от исполнения договора и возврате уплаченной денежной суммы, как при продаже товаров, так и при оказании услуг (выполнении работ).
Как следует из материалов дела, Никифорова В.С. оплатила ООО «Аура-Авто» стоимость опционного договора 10 сентября 2024 года, до прекращения его действия она обратилась к исполнителю с требованием о возврате оплаченных денежных средств.
С учётом отказа потребителя от договора через непродолжительный период времени после его заключения, отсутствия доказательств реального пользования потребителем предусмотренными договором услугами, в данном случае может свидетельствовать о наличии на стороне исполнителя неосновательного обогащения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Учитывая, что Никифорова В.С. не обращалась в ООО «Аура-Авто» с требованием об исполнении обязательств по опционному договору, в материалах дела отсутствуют доказательства и ответчиком не представлено, что им понесены какие-либо расходы, связанные с исполнением договора, суд приходит к выводу об отсутствии у исполнителя каких-либо фактически понесенных расходов, связанных с исполнением опционного договора.
Принимая во внимание, что истец вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг до его фактического исполнения, что является основанием для прекращения действия существующих между сторонами договорных отношений, суд приходит выводу о том, что денежные средства подлежат возврату ООО «Аура-Авто» истцу Никифоровой В.С. в полном объеме.
То обстоятельство, что Никифорова В.С. была подключена к программе обслуживания «Вектра Тех», не свидетельствует об оказании услуги и несении ответчиком фактических затрат на оказание данной услуги.
Доводы ответчика о том, что услуга считается оказанной в момент подключения клиента к указанной выше программе, для суда не состоятельны, поскольку противоречат положениям статьи 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и пункту 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ООО «Аура-Авто» в пользу Никифоровой В.С. уплаченную по опционному договору № сумму в размере 140 000 рублей.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку судом установлено нарушение прав потребителя на отказ от договора и возврат денежных средств, то требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Определяя размер денежной суммы компенсации морального вреда, учитывая фактические обстоятельства дела, характер и период нарушения прав истца со стороны ответчика, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части иска.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Учитывая, что ответчик в добровольном порядке в установленный законом срок не удовлетворил требования истца, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика штрафа, размер которого составляет 72500 рублей (140000 рублей + 5000) : 2).
Оснований для снижения штрафа судом не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины у суда не имеется.
При таких данных, с учетом требований статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 5 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Никифоровой В.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Аура-Авто» (ИНН 7838115242) о взыскании суммы, штрафа, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аура-Авто» в пользу Никифоровой В.С. денежные средства, уплаченные по опционному договору № от 10 сентября 2024 года в размере 140000 рублей, 5000 рублей в счет компенсации морального вреда, штраф в сумме 72500 рублей, отказав Никифоровой В.С. в удовлетворении остальной части иска к обществу с ограниченной ответственностью «Аура-Авто» о взыскании компенсации морального вреда.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аура-Авто» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере 5 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Судья: И.Г. Шушлебина
СПРАВКА: Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2024 года.
Судья: И.Г. Шушлебина