Решение по делу № 33-85/2023 (33-3922/2022;) от 08.12.2022

Судья Снятков А.В.

№2-694-2022

№33-85-2023

УИД:51RS0016-01-2022-001144-72

Мотивированное определение изготовлено

12 января 2023 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

11 января 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

судей

Захарова А.В.

Тихоновой Ж.В.

Власовой Л.И.

при секретаре

Баюрове Р.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кировска Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию в лице администрации муниципального округа город Кировск Мурманской области, муниципальному казенному учреждению «Управление Кировским городским хозяйством» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения «Управление Кировским городским хозяйством» на решение Кировского городского суда Мурманской области от 20 октября 2022 г.

Заслушав доклад судьи Тихоновой Ж.В., объяснения представителя МКУ «Управление Кировским городским хозяйством» и администрации муниципального округа город Кировск Мурманской области Соловьева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя истца - Мурманской областной прокуратуры Попко А.Н., представителя Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области Лойка Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Прокурор города Кировска Мурманской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному образованию в лице администрации города Кировска Мурманской области, муниципальному казенному учреждению «Управление Кировским городским хозяйством» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

В обоснование заявленных требований указано, что по итогам проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об обращении с отходами производства и потребления на поднадзорной территории выявлены нарушения требований федерального законодательства – по состоянию на 22 июня 2022 г. на земельном участке с кадастровым номером *, находящемся между гаражей * и * по ... установлено наличие несанкционированной свалки мусора, в частности складируются отходы, состоящие из пластиковых бутылок, крышечек, баночек, кусков полиэтилена, шин автомобильных отработанных, люминесцентных ламп, обломков кирпичей, деревянных изделий, мелких фракций иных отходов. Общая площадь отходов составляет 5940 м?.

С учетом климатических, географических особенностей региона несанкционированная свалка отходов способствует загрязнению рядом расположенных земельных участков, а при обильном выпадении осадков в виде дождя, стекающие вниз по рельефу, воды способны загрязнить водный объект озеро Большой Вудъявр.

Поскольку наличие несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка нарушает требования законодательства, то такая свалка подлежит ликвидации.

В этой связи истец просил суд возложить на ответчиков обязанность в срок до 30 июня 2023 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов, общей площадью 5940 м?, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале * между гаражами * и * по ....

Судом постановлено решение, которым на муниципальное образование в лице администрации города Кировска Мурманской области, МКУ «Управление Кировским городским хозяйством» возложена обязанность в срок до 30 июня 2023 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов, общей площадью 5 940 кв.м, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале * между гаражами * и * по ....

В апелляционной жалобе представитель МКУ «Управление Кировским городским хозяйством» по доверенности Соловьев А.А., ссылаясь на основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Выражая несогласие с решением суда, указывает, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по непосредственному выполнению работ по очистке земельных участков немуниципальной формы собственности от отходов производства и потребления.

Ссылаясь на ответ КУМС администрации муниципального округа г. Кировск от 29 марта 2022 г. №01-2365, указывает, что территория, расположенная в кадастровом квартале * между гаражами * и * по ..., относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Полагает, что спорная свалка относится к объектам накопленного экологического ущерба. В этой связи считает, что спорная свалка подлежит ликвидации в рамках реализации государственной программы Мурманской области «Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов», утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2013 г. №570-ПП, в рамках доведенных лимитов бюджетных средств Мурманской области.

Выражая несогласие с выводом суда о возложении на МКУ «Управление Кировским городским хозяйством» указывает, что работы по ликвидации спорной свалки, не включены в План мероприятий по выявлению и оценке объектов накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, что исключает возможность его финансирования из средств местного бюджета.

Обращает внимание, что на территории Мурманской области отсутствует подрядная организация, имеющая соответствующую лицензию, которая могла бы выполнить работы по ликвидации свалки.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица АО «Ситиматик» - Спирин П.С., не соглашаясь с изложенными в жалобе доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор прокуратуры города Кировска Мурманской области Леденёв А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность решения суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица АО «Ситиматик», извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; в том числе, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу пунктов 1-3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8.1 указанного Закона).

В соответствии с пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления, а также направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Правил №1156).

Если в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, несанкционированную свалку в соответствии с пунктом 17 Правил №1156 ликвидирует региональный оператор.

Формулировка данного пункта позволяет сделать вывод о том, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.

Постановлением Правительства Мурманской области №397-ПП от 28 августа 2019 г. утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Мурманской области (далее – Порядок), пункт 3.1 которого предусматривает, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, территориальной схемой твердые коммунальные отходы подлежат накоплению (в том числе раздельному накоплению) в местах (площадках) накопления отходов, определенных договором, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и вывозу (транспортированию) на объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, определенные территориальной схемой.

На основании пунктов 4.1, 4.3, 4.4, 4.6 Порядка места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов оборудуются в местах, определенных в соответствии с территориальной схемой. Порядок определения мест размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах в порядке, предусмотренном Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Территориальная схема обращения с ТКО в Мурманской области утверждена Постановлением Правительства Мурманской области от 7 октября 2016 г. №492-ПП/10 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области».

В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае если не установлен собственник отходов; то собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Из материалов дела следует, что земельный участок в кадастровом квартале * расположен в границах территории муниципального образования муниципального округа город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области.

Судом установлено, что на указанной территории между гаражами * и * по ... находится несанкционированная мусорная свалка, состоящая из пластиковых бутылок, крышечек, баночек, кусков полиэтилена, шин автомобильных отработанных, люминесцентных ламп, обломков кирпичей, деревянных изделий, мелких фракций иных отходов, объемом 5940 м?, что подтверждается материалами проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой г. Кировска Мурманской области, актом осмотра от 22 июня 2022 г., фотоматериалами, и стороной ответчиков не оспаривались.

Указанная несанкционированная свалка отходов способствует загрязнению рядом расположенных земельных участков, а при обильном выпадении осадков в виде дождя, стекающие вниз по рельефу, воды способны загрязнить водный объект озеро Большой Вудъявр.

Разрешая спор, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, возлагая на администрацию муниципального образования города Кировска Мурманской области, МКУ «Управление Кировским городским хозяйством» обязанность по организации сбора и вывоза несанкционированной свалки мусора, расположенной на земельном участке в кадастровом квартале * между гаражами * и * по ..., исходил из того, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в границах муниципального образования, между тем меры, необходимые для надлежащего санитарного состояния указанной в иске территории, ответчиками не приняты.

Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными, вопреки доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется.

Устанавливая срок исполнения решения суда до 30 июня 2023 г., судом первой инстанции учтены фактические обстоятельств дела, необходимость соблюдения баланса интересов сторон.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидация несанкционированной свалки на спорном земельном участке не отнесена к полномочиям органа местного самоуправления, основаны на ошибочном толковании приведенных выше положений закона, в связи с чем подлежат отклонению.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. №26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

В силу пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. №607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В примечании к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 указано, что, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что собственником земли в лице администрации городского поселения допущено бездействие по принятию мер к ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке в кадастровом квартале *, расположенном в границах территории муниципального образования города Кировска Мурманской области.

Выводы суда в указанной части основаны на положениях статьи 12, подпункта 2 пункта 2 статьи 13, абзаца 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми собственники призваны обеспечить предотвращение и ликвидацию загрязнения земель, а также на положениях пункта 14 части 1 статьи 15 и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.

Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Приведенные выше полномочия являются публично-правовой обязанностью ответчика-администрации, отвечающего за надлежащее содержание территории муниципального образования.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 48 Устава муниципального образования муниципального округа г. Кировск с подведомственной территорией Мурманской области, администрация города Кировска осуществлять полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации отходов.

В соответствии с пунктом 2.3. Устава МКУ «Управление Кировским городским хозяйством» установлено, что МКУ «Управление Кировским городским хозяйством» для достижения целей создания осуществляет, в том числе и полномочия по организации ликвидации несанкционированных свалок.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно возложил обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки на администрацию города Кировска Мурманской области и на МКУ «Управление Кировским городским хозяйством», а не на орган государственной власти Мурманской области.

Довод жалобы о том, что несанкционированная свалка отходов является объектом накопленного вреда окружающей среде, судебная коллегия признает несостоятельным.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под объектами накопленного вреда окружающей среде следует понимать территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде. Накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме

Из материалов о дела следует, что классификация отходов несанкционированной свалки указывает на их стихийное складирование в неустановленном месте вблизи гаражей * и * по ..., что исключает оставление отходов в результате прошлой экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности.

Таким образом, стихийно возникшая несанкционированная свалка отходов, образуемая вследствие нарушения норм законодательства об отходах производства и потребления, не является тождественным понятием объекта накопленного вреда окружающей среде.

Приводимые в апелляционной жалобе доводы об отсутствии финансирования на проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку отсутствие денежных средств не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не ставится в зависимость от наличия источников финансирования на данные цели.

Судебная коллегия находит выводы и решение суда законными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств и представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кировского городского суда Мурманской области от 20 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление Кировским городским хозяйством» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-85/2023 (33-3922/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Кировска Мурманской области
Ответчики
Муниципальное образование в лице администрации г. Кировска
МКУ "Управление Кировским городским хозяйством"
Другие
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области
АО "Ситиматик"
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Исаева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
08.12.2022Передача дела судье
11.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023Передано в экспедицию
11.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее