Дело №2а-105/2021
(УИД 46RS0021-01-2021-000161-52)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Кшенский 19 мая 2021 г.
Советский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Стрельцова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алисовой В.В., с участием представителя административного истца - заместителя прокурора Советского района Курской области Силакова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Советский район» Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории сельских поселений, и возложении обязанности создать маневренный жилой фонд на территории сельских поселений,
УСТАНОВИЛ:
Действуя в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Советского района Курской области обратился в Советский районный суд с административным иском к Администрации Советского района Курской области, в котором, с учётом уточнений, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории сельских поселений Советского муниципального района, и обязать Администрацию муниципального района «Советский район» Курской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилой фонд на территории каждого сельского поселения Советского района- Александровского, " Верхнерагозецкого, Волжанского, Краснодолинского, Ледовского, Ленинского, Мансуровского, Михайлоанненского, Нижнеграйворонского, Советского сельсоветов Советского района Курской области.
Заявленные требования административный истец мотивирует тем, что в силу п.6 ч.1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения Советского района Курской области относятся обеспечение проживающих в сельских поселениях Советского района Курской области и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В тоже время, согласно полученным от административного ответчика сведениям на территории сельских поселений Советского района Курской области муниципальный маневренный жилой фонд отсутствует, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан на жилые помещения в случае
2
возникновения чрезвычайных ситуаций, а также иных обстоятельств, предусмотренных положениями ст.95 ЖК РФ, и свидетельствую о непринятии Администрации Советского района Курской области надлежащих мер в рамках предоставленной законом компетенции по формированию муниципального маневренного жилищного фонда.
В судебном заседании заместитель прокурора Советского района Курской области Силаков Н.В. поддержал уточнённые административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории сельских поселений Советского муниципального района и обязать Администрацию муниципального района «Советский район» Курской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилой фонд на территории каждого сельского поселения - Александровского, Верхнерагозецкого, Волжанского, Краснодолинского, Ледовского, Ленинского, Мансуровского, Михайлоанненского, Нижнеграйворонского, Советского сельсоветов Советского района Курской области.
Представитель административного ответчика, Администрации
муниципального образования «Советский район» Курской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представители заинтересованных лиц, Администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Советского района Курской области, Администрации муниципального образования «Верхнерагозецкий сельсовет» Советского района Курской области, Администрации муниципального образования «Волжанский сельсовет» Советского района Курской области, Администрации муниципального образования «Краснодолинский сельсовет» Советского района Курской области, Администрации муниципального образования «Ледовский сельсовет» Советского района Курской области, Администрации муниципального образования «Ленинский сельсовет» Советского района Курской области, Администрации муниципального образования «Мансуровский сельсовет» Советского района Курской области, Администрации муниципального образования «Михайлоанненский сельсовет» Советского района Курской области, Администрации муниципального образования «Нижнеграйворонский сельсовет» Советского района Курской области, Администрации муниципального образования «Советский сельсовет» Советского района Курской области, в судебное заседание не явилисься, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в представленных в суд заявлениях просили рассмотреть административное дело в их отсутствие, указав, что не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Так как лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, явка административного ответчика и заинтересованного лица в судебное заседание не признана судом обязательной, то на основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика и заинтересованного лица.
3
Заслушав участвующих лиц, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу чЛ ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищным кодексом РФ определены основные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов.
Так, согласно п.1 - 9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учёт муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Статья 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относит, в числе прочих, помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке,
4
которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органов "Исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду" специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 7 указанных Правил маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.
В силу ст. 95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в
котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам
социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения
взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита
банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа,
предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и
заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент
обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали
непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п.6 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территории сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального района, если указанный вопрос не передан соответствующим законом субъекта РФ.
Вступившим в силу с 01.01.2017 г. Законом Курской области от 23.08.2016 г.№57-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения" реализация данного вопроса местного значения также не отнесена к ведению органов местного самоуправления сельских поселений.
Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Жилищного кодекса РФ создание, содержание и предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда на территории сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
В тоже время, при проведении прокуратурой Советского района проверки исполнения требований жилищного законодательства было установлено, что на
5
территории Советского района Курской области в границах всех сельских поселений отсутсвует специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, что что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также иных обстоятельств, предусмотренных положениями ст.95 ЖК РФ, и не оспариваются административным ответчиком.
Следовательно, Администрацией муниципального района «Советский район» Курской области маневренный жилой фонд не создан, что прямо противоречит требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Устава муниципального района «Советский район» Курской области территорию Советского района образуют территории следующих сельских поселений: Александровский сельсовет, Верхнерагозецкий сельсовет, Волжанский сельсовет, Краснодолинский сельсовет, Ледовский сельсовет, Ленинский сельсовет, Мансуровский сельсовет, Михайлоанненский сельсовет, Нижнеграйворонский сельсовет, Советский сельсовет.
В силу ч.1 ст.32 Устава муниципального района «Советский район» Курской области администрация Советского района Курской области является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.
На основание вышеизложенного суд приходит к выводу, что имеет место бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда на территории сельских поселений Советского муниципального района.
Данное бездействие не обеспечивает установленные Федеральным законом принципы, в соответствии с которыми каждый имеет право на жилище; создаёт угрозу нарушения прав граждан, определить круг которых не представляется возможным, а потому суд приходит к выводу об обоснованности заявленного прокурором административного иска.
Отсюда, суд считает необходимым принять решение об удовлетворении заявленных прокурором административных требований в полном объеме.
Для устранения нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц подлежит установлению срок с учётом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
Прокурор просит установить срок 1 год со дня вступления в законную силу для исполнения решения суда. Этот срок не оспаривается административным ответчиком, суд находит его разумным и достаточным для исполнения требований административного истца.
Разрешая вопрос о понесенных сторонами процессуальных издержках суд учитывает, что в силу п.9 и п. 19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░
6
░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░»
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.05.2021 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░