Решение по делу № 33-1414/2013 от 16.01.2013

Судья И.Е.Иванова Дело № 33-1414/2012

Учет № 52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 февраля 2013 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.А.Губаевой,

судей А.И.Муртазина, Г.А.Сахиповой,

при секретаре Д.Р.Бадегутдинове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Г.Ахметшина на решение Советского районного суда г.Казани от 03 декабря 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Р.Г.Ахметшина к Военному комиссариату Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании недополученной пенсии, с учетом реальной стоимости продовольственного пайка – отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Р.Г.Ахметшин обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка.

В обоснование своих требований истец указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Вопросы пенсионного обеспечения регламентированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии со статьей 43 названного закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое в данном случае состоит из окладов по должности, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из стоимости продовольственного пайка. Согласно пункту «б» статьи 49 закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего закона и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением.

В период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года при выплате истцу пенсии учитывался размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки, тогда как его реальная суточная стоимость с января 2000 года по июнь 2005 года ежемесячно возрастала и увеличивалась: с <данные изъяты>

Такое исчисление пенсии, по мнению истца, не соответствует установленному Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядку исчисления пенсии и существенно нарушает его имущественные права как военного пенсионера Министерства обороны Российской Федерации. Истец полагает, что назначенная ему пенсия должна была пересматриваться после каждого увеличения месячной стоимости продовольственного пайка.

Р.Г.Ахметшин просил обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии и взыскать недоплату с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года в сумме <данные изъяты>.

Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что решение постановлено с нарушением норм материального права. Настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о явке извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие истца и представителя ответчика.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Как видно из материалов дела, Р.Г.Ахметшин является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. В период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года размер его пенсии исчислялся исходя из размера его денежного довольствия, в который включена компенсация стоимости продовольственного пайка в размере <данные изъяты> руб. в сутки. Истец указывает в своем заявлении, что фактически стоимость пайка в указанный период составляла большую сумму. При этом истец ссылается на данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка.

Разрешая данный спор и отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что использованные истцом при расчете недоплаты пенсии данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка не имеют значение для разрешения данного спора, поскольку указанные суммы рассчитываются для подготовки бюджетной заявки и контроля при ее исполнении и не могут быть использованы для исчисления пенсии.

Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регулирующую вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих. С 1 января 2005 года выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе. Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продовольственное обеспечение установлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ.

Статьей 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка необходимо руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в органах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с законами РФ о федеральном бюджете, действующими ежегодно с 1 января 2000 года.

Указанная норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 01 января 2005 года устанавливалась федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а после указанной даты постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 906 и от 22 февраля 2006 года № 101 «О мерах по реализации Федерального закона о бюджете» и сохранена на 2005-2007 года в сумме <данные изъяты> рублей в сутки.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что за указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 руб. Такой размер компенсации был установлен законами о федеральных бюджетах и Правительством Российской Федерации. Определенный законом размер денежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся.

Учитывая, что положения, закрепленные в статье 162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000» и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы о том, что законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями, то никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Кроме того, законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении указанной категории граждан, как ранее действовавшем, так и действующим, не предусмотрено получение военным пенсионером продовольственного обеспечения в виде организованного питания, в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка, что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. При этом законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка.

Доводы в апелляционной жалобе о том, что судом неправильно применены нормы материального права, размер пенсии истца должен индексироваться, исходя из изменения размера ежемесячной денежной продовольственной компенсации, не могут быть приняты во внимание, поскольку были проверены при рассмотрении дела судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Казани от 03 декабря 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Г.Ахметшина - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-1414/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
07.02.2013Судебное заседание
13.02.2013Дело сдано в канцелярию
18.02.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее