Решение по делу № 33-20253/2017 от 28.11.2017

Судья Хамитова Г.Р.                            дело № 33-20253/2017

                                                                                           учёт № 108г

              А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 декабря 2017 года                                г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,

судей Фахрутдиновой Р.А., Шакировой З.И.,

с участием прокурора Салехова Д.Н.,

при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобеМинистерства внутренних дел по Республике Татарстан на решение Кировского районного суда г. Казани от 16 октября 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и Латыпова Рината Рашитовича оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан – Богдановой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Латыпова Р.Р., возражавшего доводам апелляционной жалобы, заключение прокурора Салехова Д.Н., полагавшего решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан (далее по тексту МВД по РТ) обратилось к Латыповым Р.Р., И.Л., Е.Р., Р.Р. с иском о выселении из служебного жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование требований указано, что жилое помещение по адресу: <адрес> находится в федеральной собственности. Распоряжением ФСКН России от 17 марта 2014 года № .... указанная квартира, находящаяся на праве оперативного управления в Управлении ФСКН России по Республике Татарстан, отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

27 февраля 2014 года между Управлением ФСКН России по Республике Татарстан и Латыповым Р.Р. заключён договор найма специализированного жилого помещения № .... на вышеуказанную квартиру. Совместно с Латыповым Р.Р. в указанной служебной квартире проживают члены его семьи – жена Латыпова И.Л., дочь Латыпова Е.Р. и сын Латыпов Р.Р.

Приказом Управления ФСКН России по Республике Татарстан № .... от 31 мая 2016 года Латыпов Р.Р. уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 6 пункта 142 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года № 613.

В связи с упразднением ФСКН России 06 сентября 2016 года право оперативного управления на квартиру <адрес> зарегистрировано за МВД по РТ.

Согласно материалам жилищной комиссии упразднённого Управления ФСКН России по Республике Татарстан, переданных в Центральную жилищную комиссию МВД по РТ, Латыпов Р.Р. в органах наркоконтроля на учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоял.

14 ноября 2016 года МВД по РТ направлено в адрес ответчиков письмо о необходимости в срок до 20 декабря 2016 года освободить вышеуказанную служебную квартиру и передать её по акту МВД по РТ. До настоящего времени Латыповым Р.Р. спорное жилое помещение не возвращено истцу, освободить данную квартиру ответчики отказываются.

Латыпов Р.Р. обратился к МВД по РТ со встречным иском о признании права проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор социального найма указанного жилого помещения.

В обоснование встречных требований указано, что 09 июня 2016 года Латыпов Р.Р. обратился в Управление ФСКН России по Республике Татарстан с заявлением о заключении договора социального найма спорной квартиры. Согласно ответу от 15 июня 2016 года в удовлетворении заявленияЛатыпова Р.Р. отказано. Истец считает данный отказ незаконным.

Латыпов Р.Р. проходил службу в Управлении ФСКН России по Республике Татарстан, общий срок службы составил 24 года 05 месяцев 18 дней.

27 февраля 2014 года между Латыповым Р.Р., членами его семьи и Управлением ФСКН России по Республике Татарстан заключён договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. После увольнения со службы Латыпов Р.Р. со своей семьёй продолжает проживать в указанном жилом помещении, исполняет обязанности по его содержанию и уплате коммунальных услуг.

При этом истец ссылается на пункт 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от17 декабря 2002 года № 897, в силу которого сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В суде первой инстанции представитель МВД по РТ иск поддержал, со встречным иском не согласился.

Ответчик Латыпов Р.Р., его представитель иск МВД по РТ не признали, встречный иск поддержали.

Ответчики Латыповы И.Л., Е.Р., Р.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители третьих лиц – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, ГБУ «Департамент по управлению жилищным фондом» Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом принято решение в вышеприведённой формулировке.

В апелляционной жалобе МВД по РТ просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Ссылается на обстоятельства аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции. Указывает, что в данном случае нормы Типового положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 897, не подлежат применению, так как не распространяются на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации. Также ссылается на положения Федерального закона от30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

Латыповы И.Л., Е.Р., Р.Р., представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, ГБУ «Департамент по управлению жилищным фондом» Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

На основании части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.

В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25 декабря 2013 года на основании государственного контракта купли-продажи квартиры от 17 декабря 2013 года квартира <адрес> находится в собственности Российской Федерации.

27 февраля 2014 года между Управлением ФСКН России по РТ и Латыповым Р.Р. заключен договор найма служебного жилого помещения № ...., по условиям которого Управление ФСКН России по РТ передало ответчику и членам его семьи за плату и во владение указанную трехкомнатную квартиру общей площадью 64 кв. м для временного проживания. В этот же день сторонами подписан акт приема-передачи служебного жилого помещения.

Согласно условиям пунктов 2, 5 данного договора найма жилое помещение предоставлено Латыпову Р.Р. в связи с прохождением службы в УФСКН России по РТ. Договор заключается на время прохождения службы в УФСКН России по РТ.

Распоряжением ФСКН России от 17 марта 2014 года № .... вышеуказанная квартира, находящаяся на праве оперативного управления в Управлении ФСКН России по Республике Татарстан, отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Согласно выписке из приказа № .... начальника Управления ФСКН России по РТ от 31 мая 2016 года полковник полиции Латыпов Р.Р. уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 6 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) пункта 142 «Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Выслуга лет Латыпова Р.Р. на дату увольнения в календарном исчислении составляет 24 года 05 месяцев 18 дней.

06 сентября 2016 года право оперативного управления на квартиру <адрес> зарегистрировано за МВД по РТ.

14 ноября 2016 года в адрес Латыпова Р.Р. истцом направлено требование об освобождении спорной квартиры и передаче её по акту МВД по РТ в связи с окончанием службы и прекращением договора найма жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении иска о выселении Латыповых Р.Р., И.Л., Е.Р., Р.Р. из служебного жилого помещения, суд руководствовался пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 897, в силу которых сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.

На дату предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда ответчику, как сотруднику органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями данной категории граждан, регулировались Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ«О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного Закона).

Пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

На Латыпова Р.Р., как сотрудника УФСКН, распространяются вышеуказанные Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Латыпов Р.Р. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, он и члены его семьи к числу лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, не относятся.

К тому же из материалов дела следует, что Латыпову Р.Р. и членам его семьи на праве собственности принадлежит квартира <адрес>.

Доводы ответчика о том, что он и члены его семьи не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения со ссылкой на пункт 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 16 марта 2013 года№ 217, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 217 в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, установлено, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации» не распространяется на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

При этом после издания Указа Президента Российской Федерации № 156 от 05 апреля 2016 года, которым была упразднена ФСКН России, постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2017 года № 944 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 217 «Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов», в частности в наименовании, пунктах 1, 2, 3 и 4 слова «органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» исключены.

Таким образом, действие Типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 16 марта 2013 года№ 217, на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ не распространялось и не распространяется, поскольку отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ регулировались Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от16 марта 2013 года № 217.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований МВД по РТ и выселении Латыповых Р.Р., И.Л., Е.Р., Р.Р. из служебного жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Казани от 16 октября 2017 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении требований Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и принять в этой части новое решение об удовлетворении указанных требований.

Выселить Латыпова Рината Рашитовича, Латыпову Ирину Леонидовну, Латыпову Екатерину Ринатовну, Латыпова Руслана Ринатовича из квартиры <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-20253/2017

Категория:
Гражданские
Другие
Латыпов Р.Р.
Министерство внутренних дел по РТ
Латыпова И.Л.
Латыпова Е.Р.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
14.12.2017Судебное заседание
14.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее