Дело № 2-1066/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи |
Ж.В. Афанасьевой, |
при секретаре |
Ю.А. Садчик, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гириной Т.В. к Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании права собственности на блокированные застройки,
УСТАНОВИЛ:
истец Гирина И.В. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указав, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права №,являлась собственником земельного участка общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Вышеуказанный земельный участок был разделен на два участка площадью 500 кв.м. каждый: кадастровые номера №, №, регистрация права № и №. Разрешенное использование данных земельных участков – блокированная жилая застройка.
На данных земельных участках были построены: здание-жилой дом блокированной застройки, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>; здание-жилой дом блокированной застройки, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>.
Просит суд признать за ней право собственности на здание-жилой дом блокированной застройки, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>; признать за ней право собственности на здание-жилой дом блокированной застройки, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района.
Истец Гирина Т.В.в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело по существу заявленных требований на основании действующего законодательства, с учетом всех обстоятельств и приведенных доводов лиц, участвующих в деле, без его участия.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело по существу в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела и оценив представленную совокупность доказательств, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1ст. 222 ГКРФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеетправа, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с абз.3 ст.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено, на основании договора дарения от 19.07.2021 года, Гирина Т.В. приняла в дар в частную собственность земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Истцом исходный земельный участок разделен на два участка площадью 500 кв.м. каждый, кадастровые номера земельных участков: № и №, что подтверждается выписками из ЕГРН от 26.11.2021 года.
Истец обратился к ответчику Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ответу администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области от 08.02.2022 года №1-2/1-2-154 отделом архитектуры и градостроительства разрешение на строительство в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, а также земельного участка с кадастровым номером №, из которого были образованы вышеуказанные земельные участки, не выдавалось.
Согласно материалам дела, а именно акту экспертизы №20/3/22-А от 11.02.2022 года, выданного ФИО1 жилой дом блокированной застройки (блок 1), расположенный по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № соответствует санитарным нормам и правилам. Сохранение здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно акту экспертизы №20/6/22-А от 11.02.2022 года, выданного ФИО1 жилой дом блокированной застройки (блок 2), расположенный по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № соответствует санитарным нормам и правилам. Сохранение здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно акту экспертизы №20/2/22-А от 11.02.2022 года, выданного ФИО1 конструктивное и объемно-планировочное решение жилого дома блокированной застройки (блок 1), расположенного по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на дату обследования соответствует требованиям пожарной безопасности. Объемно-планировочное решение жилого дома блокированной застройки (блок 1), расположенного по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № обеспечивает в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию. Конструктивное, объемно-планировочное решение, а также размещение здания в границах земельного участка не создает угрозу жизни и здоровью, в т.ч. третьих лиц.
Согласно акту экспертизы №20/5/22-А от 11.02.2022 года, выданного ФИО1конструктивное и объемно-планировочное решение жилого дома блокированной застройки (блок 2), расположенного по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на дату обследования соответствует требованиям пожарной безопасности. Объемно-планировочное решение жилого дома блокированной застройки (блок 2), расположенного по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № обеспечивает в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию. Конструктивное, объемно-планировочное решение, а также размещение здания в границах земельного участка не создает угрозу жизни и здоровью, в т.ч. третьих лиц.
Согласно акту экспертизы №20/1/22-А от 11.02.2022 года, выданного ФИО1, общее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома блокированной застройки (блок 1), расположенного по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № оценивается как работоспособное. Прочность, надежность конструкций обеспечивается. Нарушений строительных норм и правил не выявлено. Жилой дом пригоден к нормальным условиям эксплуатации. Угроза обрушения, потери устойчивости отсутствует. Угроза жизни и здоровью граждан с учетом категории технического состояния здания отсутствует.
Согласно акту экспертизы №20/4/22-А от 11.02.2022 года, выданного ФИО1 общее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома блокированной застройки (блок 2), расположенного по адресу: <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером № оценивается как работоспособное. Имеются повреждения, однако, угроза обрушения отсутствует, эксплуатация возможна при проведении мониторинга за техническим состоянием. Нарушений строительных норм и правил не выявлено. Жилой дом пригоден к нормальным условиям эксплуатации. Угроза обрушения, потери устойчивости отсутствует. Угроза жизни и здоровью граждан с учетом категории технического состояния здания отсутствует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные жилые дома блокированной застройки (блок 1, блок 2), соответствуют строительным, санитарным, пожарным нормам и правилам. Объемно-планировочное решение жилых домов блокированной застройки (блок 1, блок 2), обеспечивает в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию. Конструктивное, объемно-планировочное решение, а также размещение зданий в границах земельного участка не создает угрозу жизни и здоровью, в т.ч. третьих лиц. Общее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилых домов блокированной застройки (блок 1, блок 2), оценивается как работоспособное. Прочность, надежность конструкций обеспечивается. Жилые дома пригодны к нормальным условиям эксплуатации. Угроза обрушения, потери устойчивости отсутствует. Угроза жизни и здоровью граждан с учетом категории технического состояния зданий отсутствует, поэтому заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Гириной Т.В. к Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании права собственности на блокированные застройки, удовлетворить.
Признать за Гириной Т.В. право собственности на здание-жилой дом блокированной застройки (блок 1), назначение объекта недвижимости – жилое, площадь 194 кв.м., материал стен – керамзитоблок, количество этажей – 2, год завершения строительства – 2021, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>.
Признать за Гириной Т.В. право собственности на здание-жилой дом блокированной застройки (блок 2), назначение объекта недвижимости – жилое, площадь 193,6 кв.м., материал стен – керамзитоблок, количество этажей – 2, год завершения строительства – 2021, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20.04.2022 года.
Судья Афанасьева Ж.В.