ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 16-2751/2020
город Краснодар 25 июня 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу начальника полиции отдела МВД России по Староминскому району Щедрина М.Г. на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юг Строй Град» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 8 августа 2019 года ООО «Юг Строй Град» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник полиции отдела МВД России по Староминскому району Щедрин М.Г. просит отменить решение судьи краевого суда, полагая его незаконным, необоснованным, и оставить постановление судьи районного суда без изменения.
ООО «Юг Строй-Град», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанный судебный акт, в установленный срок возражения на нее не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 статьи 13 указанного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (пункт 8 статьи 13).
Согласно пункту 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), утвержденного Приказом МВД России от 10 января 2018 года № 11, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, 26 июня 2019 года в 15 часов 00 минут на объекте строительства СДК «Чапаева» по адресу: <адрес>, сотрудниками ОВМ ОМВД России по Староминскому району установлен факт привлечения с 18 июня 2019 года ООО «Юг Строй-Град» к трудовой деятельности гражданина Республики Армения УУУ.
В нарушение требований части 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» уведомление в ОВМ ОМВД России по Староминскому району ГУ МВД России по Краснодарскому краю о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина обществом не направлено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
Отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу, судья краевого суда сослался на положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Судья указал, что в силу пункта 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Договором от 29 мая 2014 года к Договору о Евразийском экономическом союзе присоединена Республики Армения.
Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 420-ФЗ «О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» данный Договор ратифицирован Российской Федерацией.
Однако с таким решением судьи Краснодарского краевого суда согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года устанавливается право граждан Республики Армения на осуществление трудовой деятельности получения соответствующего разрешения на работу либо патента.
Наличие или отсутствие обязанности уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами данным правовым актом не регламентируется.
Кроме того, положения Федерального закона 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не содержат исключений в части обязанности работодателя или заказчика работ (услуг) уведомлять миграционную службу о заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан.
При изложенных обстоятельствах вывод судьи краевого суда нельзя признать законным и обоснованным в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в связи с чем вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года не может быть признано законным и подлежит отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел истек 22 июня 2020 года, в связи с чем, производство по делу возобновлено быть не может.
При таких обстоятельствах решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года, вынесенное в отношении ООО «Юг Строй Град» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу начальника полиции отдела МВД России по Староминскому району Щедрина М.Г. удовлетворить частично.
Решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юг Строй Град» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько