Дело № 2-2128/2020
УИД 26RS0010-01-2020-004035-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Дешпита В.С.,
при секретаре Жуковой А.Е.,
с участием
истца Колодезного В.В.,
представителя ответчика Стог Ю.В. Ромащенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело по иску Колодезного ФИО7 к Стог ФИО8 об установлении факта работы, обязании внести соответствующие записи в трудовую книжку, взыскании недополученного заработка и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В иске и судебном заседании Колодезный В.В., в обоснование заявленных требований, сообщил суду, что он состоял в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем Стог Ю.В. с 12 мая 2020 года по 15 мая 2020 года.
В данный период времени осуществлял трудовую деятельность в должности разнорабочего, параллельно подрабатывая водителем на автомобиле «Газель», однако трудовые отношения при трудоустройстве оформлены не были, трудовой договор не выдавался. По предварительной договоренности со Стог Ю.В., ему обещали оплату труда в размере 1 000 рублей в день, однако за 4 рабочих дня в качестве разнорабочего и 4 дня в качестве водителя, ему выплатили только 1 000 рублей.
Более того, он полагает, что его ввели в заблуждения, обещаниями об оплате труда. Незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, который выразился в бесконечны стрессах, нервах, депрессии, ненадлежащем питании, в постоянной бессоннице, в приобретении лекарственных препаратов, в оскорблениях, который он оценивает в размере 30 000 рублей.
По указанным основаниям Колодезный В.В. в судебном заседании просит суд установить факт трудовых отношений между ним и Стог Ю.В. в период с 12 мая 2020 года по 15 мая 2020 года, внести в трудовую книжку запись о приеме и увольнении с работы по собственному желанию, взыскать неполученную заработную плату в размере 3 000 рублей и доплату за водителя, взыскать в счет компенсации морального вреда сумму в размере 30 000 рублей, при этом пояснил, что работал с Антоном, который и должен был оформить с ним трудовой договор, поскольку все договоренности велись с ним по телефону, фамилию Антона он не знает, Стог Ю.В. видел, но не общался, он работал с Антоном, который возил его в частный сектор для выполнения различных работ. При этом никаких заявлений о приеме на работу, об увольнении с работы по собственному желанию он не писал, трудовой книжки не предоставлял, так как ее у него никто не спрашивал. Он обращался в трудовую инспекцию, где ему вернули заявления для доработки, но из-за пандемии он к ним больше не пошел, а обратился к участковому для уточнения данных.
В судебное заседание не явился ответчик Стог Ю.В., к извещению которого принимались надлежащие меры, сведений уважительных причин неявки суду не сообщил.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Стог Ю.В.
В судебном заседании представитель ответчика Стог Ю.В. – Ромащенко Е.В. возражала в отношении заявленных Колодезным В.В. требований, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поскольку полагала его требования не законными, и не обоснованными.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, содержащиеся в них письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст.ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В целях обеспечения эффективной защиты работников посредством национальных законодательств и практики, разрешения проблем, которые могут возникнуть в силу неравного положения сторон трудового правоотношения, Генеральной конференцией Международной организации труда 15 июня 2006 г. принята Рекомендация № 198 "О трудовом правоотношении" (далее - Рекомендация МОТ о трудовом правоотношении, Рекомендация).
В пункте 2 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении указано, что характер и масштабы защиты, обеспечиваемой работникам в рамках индивидуального трудового правоотношения, должны определяться национальным законодательством или практикой либо и тем, и другим, принимая во внимание соответствующие международные трудовые нормы.
В пункте 9 этого документа предусмотрено, что для целей национальной политики защиты работников в условиях индивидуального трудового правоотношения существование такого правоотношения должно в первую очередь определяться на основе фактов, подтверждающих выполнение работы и выплату вознаграждения работнику, невзирая на то, каким образом это трудовое правоотношение характеризуется в любом другом соглашении об обратном, носящем договорной или иной характер, которое могло быть заключено между сторонами.
Пункт 13 Рекомендации называет признаки существования трудового правоотношения (в частности, работа выполняется работником в соответствии с указаниями и под контролем другой стороны; интеграция работника в организационную структуру предприятия; выполнение работы в интересах другого лица лично работником в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; периодическая выплата вознаграждения работнику; работа предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу).
В целях содействия определению существования индивидуального трудового правоотношения государства-участники должны в рамках своей национальной политики рассмотреть возможность установления правовой презумпции существования индивидуального трудового правоотношения в том случае, когда определено наличие одного или нескольких соответствующих признаков (пункт 11 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении).
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (часть 1 статьи 20 ТК РФ).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Данная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников (пункт 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 597-О-О).
В части 1 статьи 56 ТК РФ дано понятие трудового договора как соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью второй статьи 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Частью первой статьи 68 ТК РФ предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных выше нормативных положений трудового законодательства следует, что к характерным признакам трудовых отношений относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация № 198 о трудовом правоотношении).
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, который заключается в письменной форме. При этом обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора, издание приказа (распоряжения) о приеме на работу) нормами Трудового кодекса Российской Федерации возлагается на работодателя.
В то же время само по себе отсутствие оформленного надлежащим образом, то есть в письменной форме, трудового договора не исключает возможности признания сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора - заключенным при наличии в этих отношений признаков трудового правоотношения, поскольку из содержания статей 11, 15, части третьей статьи 16 и статьи 56 ТК РФ во взаимосвязи с положениями части второй статьи 67 названного Кодекса следует, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения работника к работе.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений статей 15, 16, 56, части второй статьи 67 ТК РФ, если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель. При разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения, суд в силу статей 55, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
В обоснование своих доводов Колодезный В.В. утверждал, что он состоял в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем Стог Ю.В. с 12 мая 2020 года по 15 мая 2020 года, и осуществлял трудовую деятельность в должности разнорабочего, параллельно подрабатывая водителем на автомобиле «Газель», однако трудовые отношения при трудоустройстве оформлены не были, однако по договоренности со Стог Ю.В., который ему обещал оплату труда в размере 1 000 рублей в день, но за 4 рабочих дня в качестве разнорабочего и 4 дня в качестве водителя, ему выплатили только 1 000 рублей.
В судебном заседании Колодезный В.В. пояснил, что работал с Антоном, который и должен был оформить с ним трудовой договор, поскольку все договоренности о работе и оплате велись по телефону с ним, фамилию Антона он не знает, Стог Ю.В. видел, но не общался с ним, он работал с Антоном, который возил его в частный сектор для выполнения различных работ. При этом никаких заявлений о приеме на работу, об увольнении с работы по собственному желанию он не писал, трудовой книжки не предоставлял. При этом документов подтверждающие данные доводы представить не может.
В соответствии со ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, доказательства, представленные по делу, должны отвечать требованиям относимости и допустимости.
Указанные Колодезным В.В. доводы, не отвечают названным требованиям, указывают на их недостаточность и неубедительность для установления факта его трудовых отношений между ним и Стог Ю.В. в период с 12 мая 2020 года по 15 мая 2020 года.
В связи, с изложенным, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Колодезного В.В. об установлении факта его трудовых отношений между ним и Стог Ю.В. в период с 12 мая 2020 года по 15 мая 2020 года, в соответствии с требованиями ст.ст. 15, 16, 56, 67 ТК РФ.
Судом не установлено факта трудовых отношений между Колодезным В.В. и Стог Ю.В. в период с 12 мая 2020 года по 15 мая 2020 года, в связи с чем, считает исковые требования Колодезного В.В. к Стог Ю.В. о внесении в трудовую книжку запись о приеме и увольнении с работы по собственному желанию, взыскании неполученной заработной платы в размере 3 000 рублей и доплаты за водителя и о взыскании в счет компенсации морального вреда сумму в размере 30 000 рублей, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 193-199, 264, 265 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Колодезного ФИО9 к Стог ФИО10 об установлении факта работы, обязании внести соответствующие записи в трудовую книжку, взыскании недополученного заработка и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.С. Дешпит