РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дивное 31 марта 2021 года.
Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Горностай Н.Е.,
при секретаре Якименко Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МРИ ФНС России № по <адрес> к Донченко ФИО4 о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Донченко А.С. о взыскании с административного ответчика сумму задолженности по уплате обязательных платежей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с <дата>): налог в размере – <данные изъяты>, пеня в размере - <данные изъяты>; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата>: налог в размере – <данные изъяты>, пеня в размере – <данные изъяты>, всего взыскать <данные изъяты>, в обоснование административного иска, указывая на следующее.
Донченко А.С. в период с <дата> по <дата> состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (далее - Межрайонная инспекция) в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-О-О также указано, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (п. 3 ст. 44 НК РФ).
Анализ положений п. 1 ст. 23 и ст. 24 ГК РФ, определяющих особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, показывает, что юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Таким образом, утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Согласно ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) являются плательщиками страховых взносов.
Плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК уплачивают страховые взносы в размере, установленном ст. 430 НК РФ.
Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Постановлением Конституционного Суда РФ от <дата> №-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - в виде пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования 5 уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).
В связи с не поступлением в срок сумм налога межрайонной инспекцией направлено в адрес налогоплательщика требование № от <дата>, в котором указано, что на лицевом счете у налогоплательщика имеется задолженность:
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с <дата>): налог в размере – <данные изъяты> за <дата>, по сроку уплаты <дата>, пеня в размере – <данные изъяты>;
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата>: налог в размере – <данные изъяты>, за <дата>, по сроку уплаты <дата>, пеня в размере – <данные изъяты>.
Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в данном случае судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В связи с изложенным, факт вынесения судебного приказа в данном случае свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.
Данная позиция отражена в Кассационном определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> №А-7773/2020, Кассационном определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> №а-18972/2020. Аналогичная позиция отражена в Кассационном определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> №а-9146/2020 по делу №а-450/2019, Кассационном определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> №а- 15685/2020, Кассационном определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> №а-13903/2020, апелляционном определении <адрес>вого суда от <дата>, дело №а-1537/2020, апелляционном определении <адрес>вого суда от <дата>, дело №а-1098/2020.
<дата> по заявлению Межрайонной инспекция вынесен судебный приказ № о взыскании недоимки по обязательным платежам с Донченко А.С.
<дата> вынесенный судебный приказ № от <дата> был отменен.
До настоящего времени сумма задолженности по налогу не уплачена.
Представитель административного истца межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя налоговой инспекции.
Административный ответчик Донченко А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил возражения с требованиями отказать в удовлетворении административного иска налоговой инспекции.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает данное административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в виду следующего.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Судом установлено, что Донченко А.С. с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя главы КФХ, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРИП.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, до <дата> регулировались Федеральным законом от <дата> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ). С <дата> данный закон утратил силу. Между тем, поскольку административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата> годы, постольку его обязанность по уплате страховых взносов регулировалась в определенный период данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18. Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статьей 10 указанного Федерального закона расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (п. п. 1, 2).
На основании ст. 14 данного Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
С <дата> отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулируются главой 34 части второй НК РФ, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Исходя из положений пп. 2 п. 1 ст. 419 и п.1 ст. 432 НК РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производиться ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. п. 1, 2 ст.432 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
В силу п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующей установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования установленной Центрального банка РФ.
Из материалов дела усматривается, что в адрес Донченко А.С. налоговым органом направлено требование № от <дата> об уплате имеющейся задолженности в сумме <данные изъяты>, состоящей из: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с <дата>): налог в размере – <данные изъяты> за <дата>, по сроку уплаты <дата>, пеня в размере – <дата>, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата>: налог в размере – <данные изъяты>, за <дата>, по сроку уплаты <дата>, пеня в размере – <данные изъяты>. Вручено указанное требование <дата> через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждено распечаткой с базы данных АИС Налог.
Из вышеуказанного налогового требования, а также расшифровок задолженности налогоплательщика Донченко А.С., следует, что последним не оплачены: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с <дата>): налог в размере – <данные изъяты> за <дата>, по сроку уплаты <дата>, пеня в размере – <данные изъяты>, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата>: налог в размере – <данные изъяты>, за <дата>, по сроку уплаты <дата>, пеня в размере – <данные изъяты>.
Указанные требования в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил в полном объеме.
Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов между сторонами, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, а исковые требования удовлетворены в полном объеме, постольку с административного ответчика с учетом ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МРИ ФНС России № по <адрес> к Донченко А.С. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей - удовлетворить.
Взыскать с Донченко А.С. в пользу МРИ ФНС России № по <адрес> сумму задолженности по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с <дата>): налог в размере – <данные изъяты> за <дата>, по сроку уплаты <дата>, пеня в размере – <данные изъяты>,
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <дата>: налог в размере – <данные изъяты>, за <дата>, по сроку уплаты <дата>, пеня в размере – <данные изъяты>.
Взыскать с Донченко А.С. в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Апанасенковский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2021 года.
Председательствующий судья: Н.Е. Горностай