Решение по делу № 2-384/2022 от 19.05.2022

Дело №2-384/2022

55RS0039-01-2022-000541-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Шербакуль Омской области 21 июля 2022 года

Шербакульский районный суд Омской области,

в составе председательствующего судьи Маслий Т.Л.,

при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колесниковой Елены Владимировны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Шербакульскому району Омской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о признании права назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Колесникова Е.В. обратилась в районный суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указала, что решением УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ее заявления об установлении пенсии гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с периодическим радиационным контролем, в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 05.12.2001 №166-ФЗ, отказано по причине нахождения зоны с периодическим радиационным контролем за пределами территории Российской Федерации (Республика Беларусь), а также отсутствия международного договора в области специального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие катастрофы. После подачи жалобы от ДД.ММ.ГГГГ в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, ДД.ММ.ГГГГ ею был получен аналогичный отрицательный ответ (исх.). С данными решениями она не согласна, поскольку, на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, на 26 апреля 1986 года, это было единое государство – СССР, правопреемниками которого, стали и его бывшие республики и сама РФ, поэтому никаких дополнительных легализаций со стороны России не требуется. Кроме того, она указала, что с 1984 года по 1988 год постоянно проживала в городе Гомеле, обучалась в Гомельском политехническом техникуме. В период с октября 1988 года по октябрь 1989 года выезжала к родственникам в Омскую область, где до апреля 1993 года была трудоустроена. Вместе с тем, находясь в отпуске по беременности и родам, в октябре 1989 года уехала из <адрес> обратно в Гомель, там родила, работала в период с ноября 1993 года вплоть до середины лета 1997 года, пока не выехала в <адрес>, где и стала постоянно проживать. В ДД.ММ.ГГГГ приняла гражданство Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована индивидуальным предпринимателем, проживает и работает в России. Поскольку длительное время она проживала в г. Гомеле, относящегося к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, с плотностью радиоактивного загрязнения территории цезием-137 - от 1 до 5Ки/кв.км., что, согласно Закону РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», соответствует зоне с льготным социально экономическим статусом в Российской Федерации, считает, что имеет право досрочного выхода на пенсию на 1 год ранее и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания (работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом. В этой связи, просила: 1) признать незаконным отказ ОПФР по Шербакульскому району Омской области в назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ; 2) признать незаконным отказ ОПФР по Омской области в назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ; 3) признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с уменьшением возраста выхода на пенсию, в соответствии Закона РФ от 15.05.1991г.№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; 4) обязать ОПФР в Шербакульском районе Омской области назначить досрочную страховую пенсию по старости, с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и производить выплату указанной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен надлежащий ответчик - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.

Определением председателя суда от ДД.ММ.ГГГГ срок рассмотрения настоящего гражданского дела продлен не более чем на 1 месяц.

Истец Колесникова Е.В., при надлежащем извещении, в судебном заседании участия не принимала, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Кроме того, в порядке ст.39 ГПК РФ, исключив п.п.1,2,4 из просительной части иска, уточнила заявленные требования, просила лишь признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с уменьшением возраста выхода на пенсию, в соответствии Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ранее суду поясняла, что у родственников в <адрес> она проживала до сентября 1989 года. Находясь в отпуске по беременности и родам, назад в Гомель приехала рожать сына (ДД.ММ.ГГГГ.р.), жила у мамы – ФИО2, которая помогала ухаживать за ребенком. В 1992 году, находясь там же, в Гомеле, развелась. <адрес> потребительского общества Омского облпотребсоюза ее в апреле 1993 года уволили дистанционно, трудовую книжку прислали почтой. Из Беларуси все это время и до ноября 1997 года не выезжала, поскольку сын там сначала ходил в детский сад, а потом - в Гомельскую среднюю школу , проучившись 1 и 2 классы (1996 -1998 годы). В августе 1998 года забрала ребенка в <адрес>, где уже проживала 9 месяцев, тут же сын пошел в 3 класс. Т.е. в Гомеле она проживала периодами: с 1982 года по октябрь 1988 года, с сентября 1989 года по ноябрь 1997 года.

Представитель ответчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области – Джусь Н.И., действующая на основании доверенности, не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения относительно заявленных требований, в которых, повторяя ранее обозначенные доводы, просила в иске отказать.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон по заявленным в иске требованиям и представленным доказательствам.

Исследовав материалы дела, пенсионное дело Колесникова Е.В., заявление ФИО2, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных уточненных требований по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из предоставленных материалов, Колесникова Елена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженка <адрес>, с 19.02.1982 была зарегистрирована и проживала вместе с матерью по адресу: г. Гомель, ул. <адрес>

С 01.09.1984 по 26.02.1988 проходила обучение в Гомельском политехническом техникуме по специальности «мебельное производство», по итогам которого ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом серия .

По окончании названного техникума, Колесникова Е.В. уехала в Омскую область, в Шербакульский район, к ФИО3 (тете по материнской линии), где с 11.10.1988 принята на работу в качестве машинистки в Шербакульское райпо, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке серия , выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом кадров Шербакульского районного потребительского общества Омского облпотребсоюза.

Со слов истца, с октября 1988 года она проживала у родственников в Шербакульском районе Омской области, где работала, и откуда в сентябре 1989 года уехала в г. Гомель, поскольку ей был предоставлен отпуск по беременности и родам, там родила и постоянно проживала вплоть до ноября 1997 года, не доверять чему у суда оснований нет по следующим причинам.

Труд женщин был на тот момент урегулирован разделом X Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного 09.12.1971 ВС РСФСР (в ред. указа Президиума ВС РСФСР от 31.03.1988).

Согласно ст.165 КЗОТ РФ, женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. Кроме того, непосредственно после отпуска по беременности и родам либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине, по ее заявлению, предоставлялся ежегодный отпуск независимо от стажа работы на данном предприятии, в учреждении, организации.

В силу ст.167 КЗОТ РФ, по желанию женщины, ей предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Кроме указанного отпуска женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством. За время отпуска по уходу за ребенком сохранялось место работы (должность).

Как следует из свидетельства о рождении серии выданном ДД.ММ.ГГГГ (повторно), ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе Гомель Республики Беларусь, о чем в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись .

Следовательно, Колесниковой Е.В. был предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов, поэтому она и поехала в город Гомель, рожать сына.

Кроме того, согласно пенсионному делу (л.п.л.13), в страховой стаж истцу был засчитан период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Затем, как поясняла заявитель, по ее ходатайствам, направленным почтой в адрес работодателя (Шербакульского райпо), ей был предоставлен сначала дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а затем - ежегодный отпуск, по истечении которых, ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по собственному желанию (дистанционно) (запись в трудовой книжке), трудовая книжка направлена в ее адрес почтой, за пределы города она никуда не выезжала, ребенок пошел в детский сад, а она продолжала проживать у матери.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работает в швейном цеху Гомельской ПГ фирмы «8 Марта» сначала учеником укладчика-упаковщика, затем швеей с упаковкой 2 разряда (записи № в трудовой книжке).

Далее Колесникова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в Гомельском городском центре занятости населения на учете в качестве безработной, получала пособие (запись в трудовой книжке), пока ДД.ММ.ГГГГ не устроилась бухгалтером в ЖСК г. Гомеля, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ (записи № в трудовой книжке, л.п.д.10).

Как следует из пояснений Колесниковой Е.В. и ее матери – ФИО2, в сентябре 1996 года сын истца - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., пошел в 1 класс Гомельской школы , где проучился по 2 класс, включительно, после чего, летом 1998 года Колесникова Е.В. забрала его в р.<адрес>, где постоянно проживала с ноября 1997 года, и перевела его в 3 класс МБОУ «Шербакульская СОШ », о чем выдана соответствующая справка. Затем заявитель дистанционно выписалась из города Гомель Республики Беларусь, ДД.ММ.ГГГГ приняла гражданство Российской Федерации, зарегистрировалась с ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя и по настоящее время проживает и работает в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Е.В. обратилась в УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) с заявлением об установлении пенсии гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с периодическим радиационным контролем, в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 05.12.2001 №166-ФЗ, указав, что получателем иных выплат иностранного государства она не является.

Решением УПФР в Полтавском районе Омской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Колесниковой Е.В. в удовлетворении ее заявления отказано в назначении пенсии по старости, предусмотренной п.8 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ввиду нахождения зоны с периодическим радиационным контролем за пределами территории Российской Федерации (Республика Беларусь), а также отсутствия международного договора в области специального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие катастрофы.

Аналогичные доводы продублированы ДД.ММ.ГГГГ в ответе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (исх.) на ее жалобу от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из текста, сотрудники учреждения не нашли правовых оснований для установления Колесниковой Е.В. пенсии по старости, предусмотренной ст.34 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку полагали, что 1) действие этого закона распространяется на граждан, постоянно проживающих (работающих) лишь на территории Российской Федерации, в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, границы которых и перечень населенных пунктов устанавливается Правительством Российской Федерации; 2) переселившимся из Республики Беларуси гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно ст.49 Закона РФ №1244-1, гарантируются меры социальной поддержки при условии предъявления российского удостоверения установленного образца, при этом, их выдача гражданам РФ, постоянно проживающим (работающим) в зоне льготного социально-экономического статуса, не предусмотрена; 3) она не относится к категории граждан, предусмотренных п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ №1244-1, поскольку проживала на загрязненной территории другого государства, следовательно, положения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2006 №403-О на нее не распространяются; 4) международных договоров в области специального законодательства, регулирующих вопросы социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие катастрофы, Российская Федерация не заключала.

По имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям на ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность стажа у заявителя составила 26 лет 9 месяцев 23 дня. Величина индивидуального пенсионного коэффициента составила – 20,913.

Несогласие Колесниковой Е.В. с данными решениями и послужили ее обращению в суд, с учетом уточнений, с данным иском.

Конституцией Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст.7, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

При этом, определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39), в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления относит к компетенции законодателя (ч.2 ст.39).

Так, государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяет Закон Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ №1244-1); он же направлен на защиту прав и интересов данной категории граждан.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ №1244-1).

Из положений ст.7 Закона РФ №1244-1 следует, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых, начиная с 1991 года, среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых, начиная с 1991 года, плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв.км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет, плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Например, зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом названа часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.11 Закона РФ №1244-1).

Согласно справке исх. от ДД.ММ.ГГГГ Филиала «Гомельоблгидромет», Колесникова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., с 19.02.1982 по 30.05.2000 (а фактически, как установлено судом и не оспаривается самим истцом, - до ноября 1997 года) проживала в городе Гомель, имеющем плотность загрязнения почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м. (от 1 до 5 Ки/кв.км.), или стронцием-90 - от 5,55 до 18,5 кБк/кв.м. (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км.), или плутонием-238,239,240 - от 0,37 до 0,74 кБк/кв.м. (от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км.), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что, в соответствии со ст.6 Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 №385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному заражению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлений Совета Министров РБ «Об утверждении перечня территорий населенных пунктов и других объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» №328 от 01.06.1992, №116 от 19.02.1996, №1076 от 08.08.2002, №1623 от 23.12.2004, №132 от 01.02.2010, №9 от 11.01.2016, №75 от 08.02.2021, относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

Аналогичные показания плотности загрязнения почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м. (от 1 до 5 Ки/кв.км.) зоны проживания с периодическим радиационным контролем Республики Беларусь соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, регулируется разделом IV Закона РФ №1244-1 и другими федеральными законами.

Статьей 28.1 указанного Закона (в ред. с 01.01.2022) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст.30-37 Закона РФ №1244-1.

В частности, гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст.34 Закона РФ №1244-1).

Примечанием к ст.35 Закона РФ №1244-1 определено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная в ст.ст.32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (т.е. от 26.04.1986) по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Таким образом, федеральный законодатель изданием Закона РФ №1244-1 гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы 26.04.1986, в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию (ст.3 Закона РФ №1244-1).

Эта мера, наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена, в т.ч. переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания (ст.49 Закона РФ №1244-1),

В своих решениях, в том числе в постановлениях от 01.12.1997 №18-П и от 19.06.2002 №11-П, Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал, что не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Кроме названного Закона, основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членов их семей, с 1 января 2002 года регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №166-ФЗ), им же определено верховенство правил и норм международного договора.

В нем содержатся аналогичные положения: право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, в т.ч., в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.п.5 п.1 ст.4 Федерального закона №166-ФЗ); пенсия по старости назначается гражданам, указанным в п.п.5 п.1 ст.4 Федерального закона №166-ФЗ (п.3 ст.5), при условии их постоянного проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.п.7 п.1 ст.10).

При этом, как указано в п.2 ст.10 Федерального закона №166-ФЗ, гражданам, указанным в п.п.7 п.1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет, с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) по состоянию на 31.12.2018 (право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет), в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ №1244-1.

Таким образом, как следует из взаимосвязи приведенных положений Закона РФ №1244-1 и Федерального закона №166-ФЗ, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Поскольку факты проживания истца в период катастрофы на Чернобыльской АЭС (с 26.04.1986 по 30.06.1986), а затем проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом продолжительностью 7 лет, был установлен, следовательно, Колесникова Е.В. имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного ст.8 Федерального закона №400-ФЗ, на 2 года (1 год - на первоначальную величину + 1 год - за каждые 4 года проживания на указанной территории), т.е. 55 лет – 2 года; соответственно она приобрела право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня достижения возраста 53-х лет.

И это право должно быть ей обеспечено независимо от того, на какой территории она проживала на момент обращения за пенсией, иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в ст.42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение ст.55 Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу ст.ст.1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Кроме того, положения ч.1 ст.13 Закона РФ №1244-1 которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории, в т.ч. зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанной категории граждан и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Колесниковой Елены Владимировны удовлетворить.

Признать за Колесниковой Еленой Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ.р., право на назначение пенсии по старости, предусмотренную Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста выхода на пенсию 2 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд, через Шербакульский районный суд Омской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья подпись Т.Л. Маслий

Решение в окончательной форме принято 27 июля 2022 года.

2-384/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колесникова Елена Владимировна
Ответчики
ОПФР по Шербакульскому району (клиентская служба)
Другие
Джусь Наталья Ивановна
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области
Суд
Шербакульский районный суд Омской области
Судья
Маслий Т.Л.
Дело на сайте суда
sherbcourt.oms.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2022Передача материалов судье
23.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2022Подготовка дела (собеседование)
13.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2022Судебное заседание
13.07.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее