Решение по делу № 2а-885/2020 от 17.02.2020

Дело № 2а-885/2020

55RS0007-01-2020-000812-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31.07.2020 года                    город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А., при секретаре судебного заседания Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валл В.Н. к Администрации г. Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л:

Валл В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части, в котором просила суд признать постановление Администрации города Омска от 18.11.2010 № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером . площадью 330 кв.м. и расположенного на участке жилого дома с кадастровым номером , площадью 71,1 кв.м. по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям из ЕГРН, разрешенное использование земельного участка: земли жилой застройки (индивидуальной). Согласно градостроительному плану земельного участка , утв. распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок находится в территориальной зоне жилой застройки высокой этажности (Ж4-1528). Также согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 земельный участок отнесен к зоне жилой застройки. Постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: <адрес> (далее - проект планировки территории). Данным проектом планировки территории установлена красная линия, которая проходит через принадлежащий Административному истцу на праве собственности земельный участок, что подтверждается чертежом указанного выше градостроительного плана земельного участка. Наличие красной линии нарушает права собственника земельного участка и расположенного на нем жилого дома, поскольку лишают собственника возможности на использование земельного участка по назначению в полном объеме и по свободному распоряжению собственным имуществом, в том числе на реконструкцию принадлежащего Валл В.Н. жилого дома. Административный истец полагает, что указанное выше постановление Администрации города Омска в части установления красной линии относительно находящегося в собственности земельного участка не соответствует действующему законодательству, принято без учета прав Административного истца на принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества и нарушает его права и законные интересы (создают угрозу такого нарушения). На части принадлежащего Административному истцу земельного участка, расположенного в границах красных линий, не находятся места общего пользования, она не занята улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами общего пользования. Местоположение магистрали местного значения (<адрес>), предусмотренное Генеральным планом города Омска, конкретизируется Правилами землепользования и застройки путем установления на карте градостроительного зонирования города границ территориальной зоны, предназначенной для размещения объектов транспортной инфраструктуры. При этом, при определении границ территориальных зон должны соблюдаться обязательные требования о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Кроме того, для каждого вида территориальной зоны Поскольку красные линии - это границы территорий общего пользования, они не могут устанавливаться через уже существующие объекты недвижимости. В рассматриваемом же случае, оспариваемое постановление Администрации города Омска устанавливает прохождение красной линии через территориальную зону Ж4-1528, предназначенной для размещения объектов жилой застройки, и соответственно, по земельному участку, принадлежащему Валл В.Н., и определяет границы планируемой автомобильной дороги за пределами территориальной зоны ИТ-2 (для размещения транспортной инфраструктуры), вследствие чего противоречит требованиям ГрК РФ и при этом не учитывает фактическое использование земельного участка. Исходя из положений части 10 статьи 45, частей 1, 2 статьи 41, частей 1, 3 статьи 42, пункта 11 статьи 1 статьей 43 ГрК РФ, подпункта 6 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки, в случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости. На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны соответствующие элементы, перечисленные в подпункте 6 пункта 3.2.1 Инструкции. На основании изложенного просила признать названное постановление недействующим в части спорного земельного участка (л.д. 5-8 т.1).

Административный истец Валл В.Н. участия в судебном заседании не принимала, извещена своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца, действующая по доверенности Семёнова Е.Г. (л.д.27-28 т.1) заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске. Представила письменные возражения на отзыв Администрации г. Омска (л.д.143-147 т.1), дополнительно указав, что отображение земельного участка на представленном Администрацией города Омска чертеже Генерального плана города Омска осуществлено без «привязки» координат характерных точек земельного участка к границам изображенных на карте функциональных зон, т.е. является приблизительным. Указанное свидетельствует о несостоятельности довода Администрации города Омска о том, что факт неотображения спорного земельного участка в границах территориальной зоны ИТ-2, не свидетельствует о невозможности его отображения в связи с этим в проекте планировки в границах красных линии, поскольку точное отображение земельного участка в границах той или иной территориальной зоны возможно, как указывалось выше, только на карте градостроительного зонирования. Довод Администрации города Омска о том, что согласно Правилам землепользования и застройки размещение улиц и дорог местного значения является основным видом разрешенного использования для территориальной зоны Ж-4 несостоятельный. В отношении рассматриваемого земельного участка действует градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 25.04.2017 № 1182. Срок действия данного градостроительного плана - 3 года, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям публичной кадастровой карты (https://pkk5.rosreestr.ru) земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территориальной зоны жилой застройки высокой этажности. Границы данной территориальной зоны внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, номер территориальной зоны . Границы <адрес> также сформированы и внесены в ГКН с кадастровым номером , площадью 62 428 кв.м., разрешенное использование: для общего пользования (уличная сеть), земли общего пользования под улицей. Приведенные данные публичной кадастровой карты еще раз свидетельствуют о том, что принадлежащий Валл В.П. земельный участок относится к зоне жилой застройки и не входит в границы территории общего пользования (уличная сеть).

Представитель административного ответчика Администрации г. Омска, действующая по доверенности Бруева Е.А. (л.д.173-174 т.1) требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва (л.д. 29-33 т.1). Суду пояснила, что на основании постановления Администрации города Омска от 29.07.2010 № 643-п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» назначены и проведены 2 сентября 2010 года публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенных в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская - в Центральном административном округе города Омска; улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная - в Центральном административном округе города Омска; улица Челюскинцев - улица 21-я Амурская - граница полосы отвода железной дороги - улица Пристанционная - улица 35 лет Советской Армии - в Центральном административном округе города Омска; улица 2-я Восточная - улица 35 лет Советской Армии - улица Пристанционная - граница полосы отвода железной дороги - объездная дорога - берег реки Оми - в Центральном административном округе города Омска. В соответствии с Заключением по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки частей территории муниципального образования городской округ город Омск от 06.09.2010 и Протоколом проведения публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области от 02.09.2010 в ходе подготовки публичных слушаний по проекту планировки замечаний и предложений не поступило. Публичные слушания признаны состоявшимися. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. В соответствии с Чертежом планировки территории, расположенной в границах: <адрес>, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 № 1109-п, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах красных линий. Согласно Схеме развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области территория, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером , находится в зоне планируемого размещения магистрали общегородского значения регулируемого движения. В иерархии градостроительной документации основным документом, которому должны соответствовать все иные градостроительные документы, является Генеральный план, в связи с чем, факт неотображения спорного земельного участка в границах территориальной зоны ИТ-2, не свидетельствует о невозможности его отображения в связи с этим в проекте планировки в границах красных линий. Генеральный план, являясь документом территориального планирования, является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и их дальнейшей реализации. Таким образом, установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения, определяемых генеральным планом городского округа, соответственно отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории. Просила в удовлетворении заявленных Валл В.Н. требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Кажкаримова А.К. (л.д.185-186 т.1), поддержала доводы представителя Администрации г. Омска. Представила письменный отзыв (л.д.177-183 т.1). Суду пояснила, что требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других Поселениях Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30). В пункте 1 Инструкции N 18-30 предусмотрена обязательность соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территории городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500. 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции N 18-30). В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частям 4, 5 статьи 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана. Исходя из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ следует, что сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования, а лишь ограничивает территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе. Статья 11 ГрК РФ не исключает при планировании и изменении границ земельных участков возможность изменения красных линий. Обратное толкование перечисленных норм законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов местного самоуправления в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах. В составе Генерального плана города Омска находятся карты (схемы), на которых отражены как существующие автомобильные дороги, так и планируемые к размещению автомобильные дороги разного значения (магистрали общегородского непрерывного движения, общегородского регулируемого движения, районного значения, обычные автомобильные дороги, соединяющие магистрали, иные автомобильные дороги, планируемые к строительству мосты и т.д.). Согласно Схеме развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области территория, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером . находится в зоне планируемого размещения магистрали общегородского значения регулируемого движения. Положения градостроительного законодательства не ставят возможность разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории. на которую разрабатывается проект планировки, и не содержит требований читывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории. Утверждение проекта планировки, предполагающего развитие территории в соответствии с Генеральным планом поселения, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц. Оспариваемым постановлением не нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку положений, ограничивающих право собственности заявителя на принадлежащий ему земельный участок, нормативно правовой акт не содержит. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

В данном суду заключении помощник прокурора г. Омска Кудрявцев Р.И. полагал заявленные административным истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В силу положений ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Частью 1 ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно п. 7 ч. 4 названной статьи материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.

Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области".

Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.

Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки.

Пунктом 1 постановления Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию» официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица».

Согласно части 5 статьи 7 Устава города Омска муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.

Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (часть 6 статьи 7 Устава города Омска).

Судом установлено, что административный истец Валл В.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 330 кв.м. и расположенного на участке жилого дома с кадастровым номером , площадью 71,1 кв.м. по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-16 т.1).

Согласно сведениям ЕГРН, разрешенное использование земельного участка: земли жилой застройки (индивидуальной).

Согласно градостроительному плану земельного участка , утв. распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок находится в территориальной зоне жилой застройки высокой этажности (Ж4-1528) (л.д.17-26 т.1).

В рамках реализации своих полномочий Администрацией города Омска принято постановление Администрации города Омска от 18.11.2010 № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: <адрес> (далее - проект планировки территории) (л.д.38-84 т.1).

Указанное постановление Администрации города Омска опубликовано в издании «Третья столица», № 49, 25.11.2010 (л.д.101-115 т.1), размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет», а также в справочно-информационных системах (включая графические приложения в цветном разрешении).

Постановлением Администрации города Омска от 29.07.2010 № 643-п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» были назначены на 02.09.2010 года в здании Администрации Центрального административного округа города Омска, расположенном но адресу: город Омск, ул. Герцена, 25, публичные слушания но вопросу утверждения проектов планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо - Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 1-я Амурская - в Центральном административном округе города Омска; улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я сточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная - в Центральном административном круге города Омска; улица Челюскинцев - улица 21-я Амурская - граница полосы отвода железной дороги улица Пристанционная - улица 35 лет Советской Армии - в Центральном административном круге города Омска; улица 2-я Восточная - улица 35 лет Советской Армии - улица Пристанционная -Граница полосы отвода железной дороги - объездная дорога - берег реки Оми - в Центральном административном округе города Омска.

В соответствии с протоколом публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проводимых в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 29.07.2010 № 643-п, на публичных слушаниях каких-либо возражений в части расположения спорного земельного участка в границах красных линий не поступило (л.д.87-100 т.1).

В соответствии с Заключением о результатах публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки территории, расположенной в спорных границах, проводимых в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 29.07.2010 № 643-п, публичные слушания признаны состоявшимися (л.д. 85-86 т.1).

Как следует из материалов дела, административный истец участия в публичных слушаниях не принимал.

Согласно пункту 4 статьи 18 Правил Мэр города Омска по представлению Администрации города Омска с учетом протокола публичных слушаний по проекту документации по планировке территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в Администрацию города Омска на доработку.

В рамках реализации полномочий Администрацией города Омска в порядке ст. 41-43 ГрК РФ было принято обжалуемое постановление (л.д. 38-40 т.1).

В границах указанной территории расположен названный выше спорный земельный участок, что сторонами по делу не оспаривается.

Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 земельный участок отнесен к зоне жилой застройки.

Проектом планировки территории установлена красная линия, которая проходит через принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок, что подтверждается чертежом указанного выше градостроительного плана земельного участка ().

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с Чертежом планировки территории, расположенной в границах: <адрес>, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 № 1109-п, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах красных линий (л.д.19,64 т.1).

Вместе с тем, в соответствии со Схемой развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска (Схема размещения объектов транспорта местного значения) Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской земельный участок административного истца определяется в магистрали районного значения <адрес> (л.д.34-37,201-203 т.1, л.д.20-35 т.2).

В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим ГрК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска. Данное правило соответствует требованию ч. 3 ст. 31 ГрК РФ, в соответствии с которой подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Как установлено судом на основе собранных по делу доказательств, в соответствии с Правилами спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны жилой застройки высокой этажности (Ж4-1528). При этом, согласно Правилам землепользования и застройки размещение улиц и дорог местного значения является основным видом разрешенного использования для территориальной зоны Ж4.

В указанной связи, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что в иерархии градостроительной документации основным документом, которому должны соответствовать все иные градостроительные документы, является Генеральный план, в связи с чем, факт неотображения спорного земельного участка в границах территориальной зоны ИТ-2, не свидетельствует о невозможности его отображения в связи с этим в проекте планировки в границах красных линий.

Мнение стороны административного истца в указанной части является ошибочным, поскольку установление красной линии не влечет обязательного изменения функционального зонирования.

Детально проанализировав представленные материалы проекта планировки спорного участка территории, включая пояснительную записку к проекту (л.д.217 т.1- л.д.35 т.2), суд приходит к выводу, что доводы стороны административного истца об отсутствии без указания точных координат характерных точек земельного участка к границам, изображенных на карте функциональных зон, что является приблизительным, подлежат отклонению, поскольку приведенные в проекте расчетные таблицы и схемы позволяют определить место расположения земельного участка без вынесения в открытый доступ сведений о координатах характерных точек.

При этом, основой транспортного обслуживания проектируемой территории является Схема развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска, которая утверждается в составе Генерального плана.

Таким образом, названная Схема развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска является составляющей Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Соответственно, наличие красной линии, проходящей по территории земельного участка Валл В.Н. не указывает на нарушение прав и законных интересов административного истца как собственника земельного участка и расположенного на нем жилого дома.

Как верно указывает в своих возражениях административный ответчик, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Соответственно, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность определять функциональные зоны в генеральном плане города, а также при утверждении проектов планировки в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку, как отмечалось, согласно действующему законодательству названные документы являются документами планирования. Соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.

С учетом вышеизложенных норм следует, что решения по территориальному планированию, предусмотренные в генеральных планах, в рамках реализации подлежат отражению и соблюдению в документации по планировке территории. Кроме того, решения генеральных планов реализуются в виде принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создании объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Таким образом, в дальнейшем в рамках реализации генерального плана законодательством предусмотрено право органов власти на резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, под строительство (реконструкцию) автомобильной дороги.

Как указано судом выше, Генеральному плану, не оспоренному, как следует из объяснений сторон, в установленном порядке, обжалуемое постановление в оспариваемой части соответствует.

При этом, ссылки административного истца на то обстоятельство, что в настоящее время в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошли публичные слушания по вопросу внесения изменений в Генеральный план в отношении спорного элемента территории, правового значения не имеет, поскольку не опровергает установленных судом обстоятельств. Как следует из ответа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 27.07.2020 спорный участок также определяется в функциональной зоне: существующая зона застройки индивидуальными жилыми домами (л.д.199-200 т.1).

На основании приведенных обстоятельств, доводы административного искового заявления признаются судом неубедительными и подлежащими отклонению.

В ходе рассмотрения заявленного спора, судом не были установлены, в том числе, обстоятельства, указанные в пп. 1 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, а именно, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и несоответствие части оспариваемого нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судебные расходы по делу суд относит на административного истца.

Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Валл В.Н. к Администрации г. Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части - отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     Т.А.Васильева    

В окончательной форме решение суда принято 04.08.2020 года.

2а-885/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Валл Вера Николаевна
Прокуратура города Омска
Ответчики
Администрация города Омска
Другие
Семенова Елена Геннадьевна
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Васильева Татьяна Александровна
Дело на странице суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
17.02.2020Регистрация административного искового заявления
17.02.2020Передача материалов судье
19.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
08.07.2020Производство по делу возобновлено
09.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее