Дело № 33-1254/2024
№ 2-2183/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2024 года (адрес)
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шор А.В.,
судей Булгаковой М.В., Устьянцевой С.А.,
с участием прокурора Абрамёнок Е.А.,
при секретаре Сукачевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Власова Александра Вячеславовича, апелляционное представление прокурора (адрес) на решение Новотроицкого городского суда (адрес) от 21 ноября 2023 года
по гражданскому делу по иску Власова Александра Вячеславовича к Андрееву Вячеславу Юрьевичу о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Шор А.В., объяснения прокурора Абрамёнок Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы Власова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Власов А.В. обратился в суд с иском к Андрееву В.Ю. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате преступления.
В обоснование заявленных требований указал, что вступившим в законную силу приговором Новотроицкого городского суда (адрес) от 29 сентября 2022 года Андреев В.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 114 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно в том, что 23 февраля 2022 года, находясь в принадлежащем ему доме № № А по (адрес) в (адрес), обороняясь от противоправных действий ФИО4, совершил действия, явно не соответствующие характеру и степени опасности общественно-опасного посягательства, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, явно выходя за пределы необходимой обороны, Андреев В.Ю. нанес ФИО4 молотком не менее семи ударов в область головы. В результате открытой непроникающей черепно-мозговой травмы 24 февраля 2022 года наступила смерть ФИО4
Погибший ФИО4 является отцом истца Власова А.В.
В установленном законом порядке Власов А.В. был признан потерпевшим по уголовному делу.
В результате противоправных действий ответчика, квалифицированных судом как преступление, Власову А.В. был причинен моральный вред, выразившийся в невосполнимой утрате близкого родного человека.
Власов А.В. просил взыскать с Андреева В.Ю. компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
Решением Новотроицкого городского суда (адрес) от 21 ноября 2023 года исковые требования Власова А.В. удовлетворены частично. Суд взыскал с Андреева В.Ю. в пользу Власова А.В. компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей. Этим же решением с Андреева В.Ю. взыскана государственная пошлина в доход муниципального бюджета (адрес) 300 рублей.
В апелляционной жалобе Власов А.В. не согласился с размером взысканной с Андреева В.Ю. компенсации морального вреда, просит решение суда изменить, увеличить сумму компенсации до 1 000 000 рублей. В обоснование жалобы указывает на то, что суд первой инстанции не в полной мере принял во внимание обстоятельства, указывающие на степень нравственных и физических страданий истца.
Не согласился с обжалуемым судебным актом и прокурор (адрес), в апелляционном представление просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым увеличить размер компенсации морального вреда.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Абрамёнок Е.А., проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержит и статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой также указано, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу приведенных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации, определение размера компенсации морального вреда в каждом деле носит индивидуальный характер и зависит от совокупности конкретных обстоятельств дела, подлежащих исследованию и оценке судом, и по смыслу действующего правового регулирования размер компенсации морального вреда определяется исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических или нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, и иных заслуживающих внимания обстоятельств конкретного дела.
При этом, если суд пришел к выводу о необходимости присуждения денежной компенсации, то ее сумма должна быть адекватной и реальной. В противном случае присуждение чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы означало бы игнорирование требований закона и приводило бы к отрицательному результату, создавая у потерпевшего впечатление пренебрежительного отношения к его правам.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
Как установлено вступившим в законную силу приговором Новотроицкого городского суда (адрес) от 29 сентября 2022г., Андреев В.Ю. 23 февраля 2022 года в период времени с 19 часов 30 минут до 22 часов 15 минут, находясь в принадлежащем ему доме № № А по (адрес) в (адрес), обороняясь от противоправных действий ФИО4, который выгонял его из жилища, угрожал кухонным ножом и пытался нанести удары данным ножом, опасаясь за сохранность своих жизни и здоровья, совершил действия, явно не соответствующие характеру и степени опасности общественно-опасного посягательства. Так, Андреев В.Ю. вышел в веранду дома, взял молоток и вернулся в комнату, имея умысел на причинение ФИО8 телесных повреждений. После этого, действуя умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, явно выходя за пределы необходимой обороны, Андреев В.Ю. приблизился к ФИО4 и нанес ему молотком не менее семи ударов в область головы.
В результате действий подсудимого ФИО4 были причинены следующие телесные повреждения: ***: ***, являются опасными для жизни и по этому признаку расцениваются как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью человека.
Действия Андреева В.Ю. повлекли смерть ФИО4, которая наступила 24 февраля 2022 года в период времени с 00 часов 30 минут по 01 час 30 минут в результате открытой непроникающей черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся множественными ушибленными ранами волосистой части головы, вдавленными переломами свода черепа, кровоизлияниями под оболочки и в желудочки головного мозга, осложнившейся развитием отека и дислокации головного мозга с вклинением ствола головного мозга в большое затылочное отверстие.
Между указанными телесными повреждениями и наступлением смерти Власова В.А. имеется прямая причинно-следственная связь.
Приговором Новотроицкого городского суда (адрес) от 29 сентября 2022 года Андреев В.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 114 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде ограничения свободы на срок 11 месяцев.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт совершения ответчиком преступления, предусмотренного ч.1 ст. 114 УК РФ, в результате которого наступила смерть ФИО4
В рамках уголовного дела истец Власов А.В. – сын ФИО4, был признан потерпевшим, гражданский иск о компенсации морального вреда не заявлял.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Власова А.В., принимая во внимание правовое регулирование спорных правоотношений, а также преюдициальное значение в силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приговора Новотроицкого городского суда (адрес) от 29 сентября 2022 года, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что смертью отца Власову А.В. безусловно причинены нравственные страдания, связанные с преждевременной кончиной близкого человека, смерть отца является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников, неимущественное право истца на семейные связи, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика ФИО2 компенсации морального вреда в размере 150 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда, однако находит определенный судом размер компенсации морального вреда заниженным, не справедливым и не соответствующим степени перенесенных потерпевшим нравственных страданий, вызванных гибелью в результате преступления.
При оценке степени причиненного морального вреда истцу в настоящем деле, судебная коллегия признает общеизвестным и не нуждающимся в доказывании то обстоятельство что, духовная, психологическая и эмоциональная связь между родителями и детьми является фундаментальной, определяющей во многом состояние здоровья (его психический аспект) как родителя, так и ребенка. Указанная связь не утрачивается с возрастом, при сохранении нормальных семейных отношений, в значительной степени определяет образ и качество жизни человека. Поэтому разрыв указанной связи, внезапная смерть близкого человека при указанных обстоятельствах, а также учитывая добрые, близкие семейные отношения истца с его отцом, безусловно, причинили Власову А.В. значительные страдания.
Судебная коллегия при определении размера компенсации морального вреда принимает во внимание, что Андреев В.Ю. был признан виновным в совершении умышленного преступления небольшой тяжести, в результате которого наступила преждевременная смерть ФИО4
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает обстоятельства совершенного преступления, установленные приговором суда, из которого следует, что ответчик, хотя и защищался от действий ФИО4, реализовывал свое право на самозащиту, однако явно вышел за пределы необходимой обороны, и имея умысел на причинение телесных повреждений, нанес семь ударов молотком по голове ФИО4, причинив ему тяжкие телесные повреждения, повлекшие его смерть. При этом Андреев В.Ю. имел возможность избежать столкновения, мог уйти из дома, сообщить в полицию, однако ответчик взял молоток и вернулся в дом, имея умысел причинить ФИО4 телесные повреждения. При этом для пресечения действий ФИО4 было достаточно нанести лишь один удар, однако Андреев В.Ю. нанес погибшему не менее семи ударов молотком по голове.
В силу вышеизложенного, учитывая фактические обстоятельства дела, категорию и степень тяжести совершенного ответчиком преступления, обстоятельства его совершения, индивидуальные особенности истца, глубину и степень нравственных страданий, а также материальное положение Андреева В.Ю., который является пенсионером, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что размер компенсации морального вреда, взысканной судом первой инстанции в явно заниженном размере, не соответствует целям законодательства, предусматривающего возмещение вреда в подобных случаях, не отвечает требованиям разумности и справедливости, не направлен на установление баланса прав и интересов участников правоотношения, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит изменению, с принятием нового решения о взыскании с Андреева В.Ю. в пользу Власова А.В. компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в заявленном Власовым А.В. размере по доводам апелляционной жалобы истца и апелляционного представления прокурора, судебная коллегия не усматривает.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новотроицкого городского суда (адрес) от 21 ноября 2023 года изменить в части размера взысканной компенсации морального вреда.
Взыскать с Андреева Вячеслава Юрьевича в пользу Власова Александра Вячеславовича компенсацию морального вреда в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Председательствующий: А.В. Шор
Судьи: М.В. Булгакова
С.А. Устьянцева