Дело № 2а-4606/2021
59RS0005-01-2021-005548-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06.12.2021 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Парыгиной М.В.,
при секретаре Говорухиной Е.И.,
с участием представителя административного истца Рущака К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю к Чугайнову Владиславу Григорьевичу о взыскании задолженности по налогам и сборам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю обратилась в суд с административным иском к Чугайнову В.Г. о взыскании задолженности по налогам и сборам.
В обоснование иска указав, что Чугайнов В.Г. является собственником транспортных средств, квартиры и земельного участка, в связи с чем ему начислен налог за 2018 год и направленно налоговое уведомление № от 28.06.2019 об уплате налога со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.
Обязанность по уплате налога Чугайновым В.Г. исполнена несвоевременно.
За несвоевременную уплату налогов ответчику начислены пени.
В порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ ответчику направлено требование: № от 23.12.2019 со сроком уплаты до 29.01.2020
До настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена.
18.05.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-1737/2020 о взыскании задолженности.
16.12.2020 мировой судья на основании ст. 123.7 КАС РФ отменил судебный приказ от 2а-1737/2020, поскольку от ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.
Первоначально административное исковое заявление подано Инспекцией 24.03.2021 г. в пределах срока. Определением Арбитражного суда Пермского края от 22.01.2021 г. возбуждено дело о банкротстве Чугайнова В.Г. по заявлению ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми.
20.05.2021 Мотовилихинским районным судом г. Перми вынесено определение об оставлении административного иска без рассмотрения.
Между тем длительное время процедура банкротства в отношении налогоплательщика не была введена. Инспекция повторно обратилась с иском о взыскании задолженности, при этом процессуальный срок был нарушен.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 28.10.2021 г. в удовлетворении заявления о введении процедуры несостоятельности в отношении Чугайнова В.Г. отказано, производство по делу прекращено.
Учитывая, что иной порядок взыскания задолженности отсутствует, истец просит признать причины пропуска срока уважительными и восстановить срок, взыскать с Чугайнова В.Г. недоимку по транспортному налогу за 2018 г. в размере 25153 рубля, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в размере 107,53 руб.; недоимку по налогу на имущество за 2018 г. в размере 5529 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2018 года в размере 23,63 руб.; недоимку по земельному налогу за 2018 г. в размере 111218 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 475,45 руб., почтовые расходы в размере 70,80 руб.
Определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 17.11.2021 г. прекращено производство по делу в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере 25153 рубля, недоимки по налогу на имущество за 2018 г. в размере 5529 рублей, недоимки по земельному налогу за 2018 г. в размере 111 218 рублей в связи с отказом от иска в части ввиду добровольной уплаты задолженности.
В судебном заседании представитель административного истца на исковых требованиях настаивал в полном объеме. Пояснил, что изначальные сроки обращения в суд были соблюдены инспекцией, процедура банкротства в отношении должника была прекращена, т.к. административный ответчик произвел частичную оплату задолженности, в связи с чем сумма стала меньше 500000 рублей.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменном отзыве на иск просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с требованиями не согласился, полагает, что срок исковой давности истцом пропущен, просил отказать в заявленных требованиях в полном объеме (л.д. 75-78).
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3 ст. 396 НК РФ).
Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).
Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).
Из п. 3 ст. 396 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии п.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании положений ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п.1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
На основании п. 4 указанной статьи, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).
Из ч. 6 ст. 289 названного Кодекса следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Чугайнов В.Г. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми.
Чугайнов В.Г. является собственником транспортных средств LEXUS RX350, TOЙOTA LAND CRUISER 200, а также квартиры, расположенной по адресу <адрес>, земельного участка по адресу: <адрес>, следовательно, является плательщиком указанных налогов.
Чугайнову В.Г. направлено уведомление № от 28.06.2016 об оплате транспортного налога за 2018 год, земельного налога за 2018 год, налога на имущество физических лиц за 2018 год со сроком оплаты не позднее 02.12.2019.
В связи с неуплатой налога налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени и на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направлено требование № от 23.12.2019, в котором исчислена недоимка по налогу в размере 141900 рублей и пени в размере 606,61 рублей.
Административным ответчиком 22.10.2021 г. уплачена недоимка по транспортному налогу, по налогу на имущество, по земельному налогу за 2018 г.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п.2 ст. 48 НК РФ (в редакции от 03.07.2016, действующей до 01.01.2021) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела усматривается, что срок исполнения требования № от 23.12.2019, в котором исчислены недоимка и пени по налогам за 2018 год был установлен до 29.01.2020.
Соответственно, при неисполнении данного требования в указанный срок у налогового органа имелось шесть месяцев на подачу заявления о выдаче судебного приказа на принудительное взыскание с Чугайнова В.Г. задолженности.
Заявление о выдаче судебного приказа подано налоговым органом 14.05.2020, то есть в установленный законом шестимесячный срок с даты неисполнения требования.
18.05.2020 мировым судьей судебного участка №5 Мотовилихинского судебного района г.Перми выдан судебный приказ №2а-1737/2020 о взыскании задолженности с Чугайнова В.Г в пользу ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми.
Определением мирового судьи судебного участка №5 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 16.12.2020 отменен судебный приказ от 18.05.2020 по делу №2а-1737/2020 в связи с поступившими от ответчика возражениями.
Как установлено в судебном заседании, первоначально административное исковое заявление подано Инспекцией в предусмотренный шестимесячный срок 25.03.2021, Определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 20.05.2021 исковое заявление оставлено без рассмотрения по ходатайству административного истца, поскольку определением Арбитражного суда Пермского края от 22.01.2021 принято заявление ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми о признании Чугайнова В.Г. несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу №.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 28.10.2021 по делу № в удовлетворении заявления о введении процедуры несостоятельности (банкротства) в отношении Чугайнова В.Г. отказано, производство по делу прекращено. Основанием для отказа послужила частичная оплата задолженности Чугайновым В.Г. 22.10.2021 г. в период рассмотрения спора в суде, в результате чего сумма задолженности по обязательным платежам составила менее 500000 рублей.
С настоящим иском Инспекция обратилась повторно в Мотовилихинский районный суд г. Перми 20.08.2021 с пропуском срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ и ходатайством о восстановлении срока.
Абзацем 4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Учитывая, что в отношении Чугайнова В.Г. прекращена процедура банкротства, в рамках которой требование № от 21.12.2016 г. было предъявлено для включения в третью очередь реестра требований кредиторов, иной порядок взыскания задолженности отсутствует, первоначальное обращение в административным иском в суд состоялось в предусмотренные законом сроки, суд приходит к выводу о том, что данные обстоятельства являются уважительной причиной пропуска процессуального срока, который подлежит восстановлению судом по ходатайству административного истца.
Требования налогового органа о взыскании с административного ответчика Чугайнова В.Г. пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 22.12.2019 г. в размере 107,53 рублей, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 22.12.2019 г. в размере 23,63 рублей, пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 22.12.2019 г. в размере 475,45 рублей подлежат удовлетворению.
Административным истцом заявлены к возмещению расходы, связанные с направлением административного искового заявления административному ответчику в размере 70,80 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103, статье 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, почтовые расходы (пункт 6).
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Расходы истца и их размер подтверждается реестром почтовых отправлений от 16.08.2021 г., соответственно, почтовые расходы в сумме 70,80 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Однако, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
На основании изложенного, с административного ответчика в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить Межрайонной ИФНС РФ №21 по Пермскому краю срок на обращение с административным исковым заявлением.
Взыскать с Чугайнова Владислава Григорьевича в пользу Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 г. в размере 107,53 рублей, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 22.12.2019 г. в размере 23,63 рублей, пени начисленные на недоимку по земельному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 г. в размере 475,45 рублей, судебные расходы в сумме 70,80 руб.
Взыскать с Чугайнова Владислава Григорьевича государственную пошлину в местный бюджет в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна: судья
Секретарь:
Решение не вступило в законную силу