Решение по делу № 2-247/2022 от 08.07.2022

Дело

Категория 2.211

УИД: 39RS0013-01-2022-000330-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 года                          г.Озерск

Озерский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Коршаковой Ю.С., при секретаре судебного заседания Кувшиновой Е.А., с участием представителя истца заместителя прокурора Озерского района Калининградской области Закировой Е.С., представителя ответчика администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» по доверенности Галкина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в суд с названным выше иском, указав в обоснование своих требований, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог установлены нарушения в указанной сфере со стороны администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области», а именно: в нарушение п.п.4.5.1.1, 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 не обустроен тротуар вдоль автомобильной дороги, расположенной по ул.Калининградская пос.Львовское Озерского района Калининградской области (от региональной дороги до дома – образовательной организации). Вдоль данного участка автомобильной дороги родители каждый день ведут в детский сад своих несовершеннолетних детей. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. В этой связи, с целью предупреждения причинения вреда, прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» (далее по тексту - администрация МО «Озерский муниципальный округ») в срок до 01.09.2023 произвести работы по обустройству тротуара вдоль автомобильной дороги, расположенной по ул.Калининградской пос.Львовское Озерского района Калининградской области, - от региональной дороги до ....... - образовательной организации МАДОУ «Детский сад №3 поселка Львовское».

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Озерского района Калининградской области Закирова Е.С. исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

Ответчиком администрацией МО «Озерский муниципальный округ» представлены возражения, из которых следует, что постановлением администрации от 06.06.2022 №365 в подпрограмму «Капитальный ремонт и текущее содержание дорог общего пользования и тротуаров, выполняемых за счет средств муниципального бюджета «Дорожный фонд» на территории МО «Озерский муниципальный округ» на 2022 г.» включены работы по обустройству тротуара по ....... до детского сада (.......»). В связи с тем, что 2022 год еще не закончился, то администрация полагает, исковое заявление прокурором Озерского района подано в суд преждевременно и удовлетворению в 2022 году не подлежит.

Представитель ответчика администрации МО «Озерский муниципальный округ» Галкин С.В. исковые требования не признал, при этом поддержал ранее представленные возражения. Дополнив, что на сегодняшний день работы по обустройству тротуара вдоль автомобильной дороги, расположенной по ......., - от региональной дороги до дома » - образовательной организации МАДОУ «Детский сад №3 поселка Львовское», не ведутся, так как в ускоренном варианте проделать данную работу невозможно.

Проверив материалы дела, заслушав мнение участвующих в деле лиц, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (ч.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В силу ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Пункт 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2017 №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Законом об автомобильных дорогах определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пункта от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (п. 4.5.1.2).

Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог установлены нарушения в указанной сфере со стороны администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ», а именно: в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения, СП 42.1330.2016 «Свод правил градостроительства. Планировка и застройка городских поселений», п.п.4.5.1.1, 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 не обустроен тротуар вдоль автомобильной дороги, расположенной по ......., - от региональной дороги до дома » - образовательной организации МАДОУ «Детский сад №3 поселка Львовское».

Характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений не обеспечивает безопасность участников дорожного движения, в том числе пешеходов.

В связи с чем, по результатам проверки ДД.ДД.ДД прокурором Озерского района в адрес главы администрации МО «Озерский городской округ» Калининградской области (с 01 января 2022 года - администрация муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области») внесено представление. В представлении прокурор потребовал, в том числе, незамедлительно принять меры по устранению нарушений, указанных в представлении, их причин и условий, им способствующих.

ДД.ДД.ДД в прокуратуру Озерского района главой администрации МО «Озерский городской округ» представлены письменные сведения о результатах рассмотрения представления прокурора, из которых следует, что мероприятия по устройству тротуара вблизи МАДОУ «Детский сад №3 пос.Львовское» Озерского городского округа Калининградской области и устранению всех нарушений, указанных в представлении прокуратуры на территории МО «Озерский городской округ», будут реализованы в рамках программы «Капитальный ремонт и текущее содержание дорог общего пользования и тротуаров», выполняемых за счет средств муниципального бюджета «Дорожный фонд» на территории МО «Озерский городской округ» в плановом периоде 2022 г.

Вместе с тем, меры по устранению указанных нарушений ответчиком до настоящего времени не приняты. Выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения законодательства в области безопасности движения на момент рассмотрения дела не устранены.

Согласно акту проверки соблюдения законодательства от ДД.ДД.ДД, составленному совместно заместителем прокурора Озерского района Калининградской области Закировой Е.С. и врио.начальника ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» Кугаевым А.А., на протяжении автомобильной дороги, расположенной по адресу: .......» (вблизи образовательного учреждения), в пределах населенного пункта отсутствует тротуар. Владельцем указанной автомобильной дороги является администрация МО «Озерский муниципальный округ Калининградской области», что ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу не оспаривается..

Из сообщения ГКУ Калининградской области «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» от ДД.ДД.ДД следует, что ....... в ....... муниципального округа Калининградской области (от региональной дороги до дома – образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад №3 пос.Львовское» не относится к дорогам регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, из исследованных доказательств установлено, что отсутствие тротуара затрудняет передвижение пешеходов по обочинам дороги, может привести к неблагоприятным последствиям в отношении неопределенного круга лиц, влияет на безопасность жизни и здоровья, а также на безопасность дорожного движения.

Принимая во внимание, что указанный истцом участок автодороги не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих безопасность дорожного движения, в связи с чем на нем не обеспечиваются в должной мере обязательные требования по охране жизни, здоровья и имущества граждан, из-за отсутствия на нем тротуара, суд приходит к выводу, что непринятие мер по обустройству тротуара на вышеуказанном участке дороги создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, так как вдоль данного участка автомобильной дороги родители каждый день ведут в детский сад своих несовершеннолетних детей, тем самым нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о возложении на администрацию МО «Озерский муниципальный округ» обязанности по устранению выявленного нарушения.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п.7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ.

В силу п.5 ст.6 Устава муниципального образования «Озерский муниципальный округ» к вопросу местного значения муниципального округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно выписки из реестра муниципального имущества МО «Озерский муниципальный округ» автомобильная дорога по ....... от пересечения с автомобильной дорогой регионального значения «Калининград (от Борисово) – Знаменск – Озерск – Гусев – Добровольск – Неман»до съезда к дому является улично-дорожной сетью (внутрипоселковая) указанного населенного пункта.

Таким образом, в силу действующего законодательства именно на администрацию МО «Озерский муниципальный округ» в данном случае возложена обязанность по обустройству тротуара на вышеуказанном участке дороги.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Исходя из характера заявленных требований, с учетом необходимости обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает, что надлежит установить срок исполнения решения до 31.12.2023. Данный срок будет достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Озерского района Калининградской области удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2023 года произвести работы по обустройству тротуара вдоль автомобильной дороги, расположенной по ул.Калининградской пос.Львовское Озерского района Калининградской области, - от региональной дороги до дома - образовательной организации МАДОУ «Детский сад №3 поселка Львовское».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2022 года.

Судья: подпись

2-247/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Озерского района Калининградской области
Ответчики
Администрация МО "Озерский муниципальный округ Калининградской области"
Другие
Галкин Сергей Валерьевич
Суд
Озерский районный суд Калининградской области
Судья
Коршакова Ю.С.
Дело на сайте суда
ozersky.kln.sudrf.ru
08.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2022Передача материалов судье
12.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее