Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
21 апреля 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Омаровой М.А., при секретаре ФИО2, с участием: представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального Отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга к лиц к Управляющей компании ООО «Лидер», третье лицо Администрация городского округа «<адрес>» о признании незаконным бездействие ответчика ООО УК «Лидер» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, обязать ответчика немедленно прекратить противоправные действия и обеспечить очистку территории городского округа Каспийск от твердо-коммунальных отходов с контейнерных площадок, немедленно в течение одного календарного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить: устранить нарушения санитарного законодательства в <адрес>, принять меры в недопущении скопления мусора и обеспечить своевременно вывоз ТКО, обязать ответчика со дня вступления в законную силу решения суда довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный Отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах и в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к управляющей компании ООО «Лидер» о признании бездействия, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, нарушение санитарного законодательства, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, указав в обоснование иска, что Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> является федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, осуществляющий контрольные функции федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В полномочия истца входит пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
В Территориальный Отдел Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес> поступили и поступают многочисленные обращения жителей, от юридических лиц <адрес>, Прокурора и Администрации ГО «<адрес>», о рассмотрении по существу заявлений обратившихся к Истцу о рассмотрении и принятии мер по вопросу нарушения санитарно- эпидемиологических правил, по вопросам некачественного оказания услуг, о систематических нарушениях в работе регионального оператора - Ответчика по сбору и по вывозу мусора (твердых коммунальных отходов, далее ТКО) с площадок расположенных на территории городского округа <адрес>.
Истец, осуществляя свои полномочия, выявил ряд нарушений санитарного режима в работе Управляющей компании ООО «Лидер», в части непринятии необходимых и оперативных мер к организации вывоза ТКО с территории <адрес>.
Данные обстоятельства проверены истцом по делу и подтверждены доводы заявителей о ненадлежащем состоянии данной территории в нарушениях ответчиком Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» ( далее №- ФЗ), а также Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), Закона Республики Дагестан № от 04.12. 2008г. «Об отходах производства и потребления», а также Федерального закона от 10.01.2002г. № 7 -ФЗ "Об охране окружающей среды".
По результатам проведенных обследований территорий города, Истцом выявлены нарушения в оказании некачественной услуги по вывозу ТКО ответчиком.
С выездом на места 02.09.2020г. ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> с представителями специалистом «УЖКХ» <адрес> ФИО3, а также ООО УК «Лидер» ФИО4 и Алимирзаевым P.O., проведено санитарно-гигиеническое обследование санитарное состояние контейнерных площадок, расположенных на территорий <адрес> №, 33, Байрамова №, 21,27, Хизроева №, 12, так контейнерные площадки с контейнерами загромождены ТКО и отходами строительного материала, вокруг контейнеров разбросан бытовой и строительный мусор в местах размещения контейнерных площадок для временного хранения ТКО на территории городского округа «<адрес>».
Все выявленные нарушения в ходе проведенных многочисленных исследований фФБУЗ «ЦТ иЭ» имеют место быть, и зафиксированы в Актах санитарно-гигиенических обследовании от 20.01.2021г. и подтверждены фотоматериалами обследуемых территории, по <адрес>, Абдулманапова, Гагарина, Кирова и другие площадки ТБО копии документов прилагаются к настоящему заявлению.
Также приобщены к настоящему заявлению и другие фотоматериалы полученные от населения города, городских организаций и учреждений подтверждающие скопления ТКО на организованных площадках.
В адрес ответчика направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от 20.01.2021г.
Имеются подтверждающие факты не своевременного вывоза ТКО с территории городского округа «<адрес>» в нарушении статьи 24.6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ)
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Согласно пункту 1.2. Сан Пин 42.128-4690-88 - Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственнобытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта...» п. 1.9. Сан Пин 42.128-4690-88 - Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств, необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.
В нарушении статьи 22 №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» - Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2 (№52-ФЗ)- Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статьи 8. (№52-ФЗ) - Граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
Согласно статьи 4. ФЗ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
На ответчика возложена обязанность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Ответчик в результате своего бездействия допускает не принятии и обеспечении должных мер к устранению и недопущению нарушений, в части организации сбора и транспортировки ТКО на отведенный полигон по накоплению отходов, а также отсутствует график вывоза ТКО по г Каспийск, в нарушении прав и интересов населения и организаций <адрес> что причиняет для неопределенного круга лиц (потребителей) не удобства, лишает комфортность обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два раза или более в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей. Такое же говорится и в п.2. ч.1. ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Просит признать незаконным бездействие ответчика ООО УК «Лидер» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку ими были устранены нарушения, указанные в иске.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
По смыслу ст. 1065 ГК РФ для запрещения соответствующей деятельности достаточно лишь установление факта возможной опасности причинения вреда, вне зависимости от того, реализована ли такая опасность в конкретном случае.
Судом установлено, что по результатам проведенных обследований территорий <адрес> проведено санитарно-гигиеническое обследование санитарного состояния контейнерных площадок, расположенных на территории <адрес>, №,33, Байрамова №, 21, 27, Хизроева №, 12, где установлено, что контейнерные площадки загружены. Истец указывает, что ответчик наделен обязательствами по обращению ТКО, нарушает требования ФЗ 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона «О защите прав потребителей». На основании изложенного, просит: 1) признать незаконными бездействие ответчика ООО УК «Лидер», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, 2) обязать ответчика немедленно прекратить противоправные действия и обеспечить очистку территории городского округа Каспийск от твердо-коммунальных отходов с контейнерных площадок, 3) обязать ответчика ООО УК «Лидер» немедленно в течение одного дня календарного месяца со дня вступления Решения суда в законную силу обеспечить следующие мероприятия: устранить нарушения санитарного законодательства в городе Каспийск; принять меры в недопущении скопления мусора и обеспечить своевременно вывоз ТКО; обязать ответчика со дня вступления в законную силу решения суда довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Под органами, наделенными государственными и иными публичными полномочиями, следует понимать органы, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, призывные комиссии).
К организациям, наделенным государственными или иными публичными полномочиями, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, третейские суды, саморегулируемые организации, государственные корпорации (Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Росатом и др.).
Как следует из материалов дела, ответчик являлся региональным оператором в соответствии с Соглашением Минприроды РД от ДД.ММ.ГГГГ, и имел обязательства как региональный оператор.
С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Приказом Минприроды РД № от ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором по обращению с ТКО по МЭОК «Центральная зона 1», к которой относится и <адрес>, определено Муниципальное бюджетное учреждение «Махачкала -1» (Приказ размещен на официальном сайте http://mprdag.ru/2021 в разделе «Документы» _ Приказы 2021 г. С указанного времени все обязательства по своевременному вывозу ТКО с территории <адрес> возложены на МБУ «Махачкала 1».
Установлено, что ответчиком были допущены нарушения, выраженные в форме бездействия - не принятии и обеспечении должных мер к устранению и недопущению нарушений, в части организации сбора и транспортировки ТКО на отведенный полигон по накоплению отходов, а также в отсутствии графика вывоза ТКО по г Каспийск, в нарушении прав и интересов населения и организаций <адрес>.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что выявленные и содержащиеся в исковом заявлении Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД устранены.
Указанные обстоятельства стороной истца также не оспариваются.
Вместе с тем, судом установлено, что в ходе рассмотрения гражданского дела ответчиком выявленные нарушения были устранены, в связи суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Территориального Отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга к лиц к Управляющей компании ООО «Лидер» обязать ответчика немедленно прекратить противоправные действия и обеспечить очистку территории городского округа <адрес> от твердо-коммунальных отходов с контейнерных площадок, немедленно в течение одного календарного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства в <адрес>, принять меры в недопущении скопления мусора и обеспечить своевременно вывоз ТКО, обязать ответчика со дня вступления в законную силу решения суда довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального Отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управляющей компании ООО «Лидер» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ответчика ООО УК «Лидер» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, в <адрес>.
В удовлетворении искового заявления Территориального Отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга к лиц к Управляющей компании ООО «Лидер» обязать ответчика немедленно прекратить противоправные действия и обеспечить очистку территории городского округа <адрес> от твердо-коммунальных отходов с контейнерных площадок, немедленно в течение одного календарного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства в <адрес>, принять меры в недопущении скопления мусора и обеспечить своевременно вывоз ТКО, обязать ответчика со дня вступления в законную силу решения суда довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: судья М.А. Омарова