№ 50RS0046-01-2022-002415-29
Дело № 2-58/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 10 апреля 2023 года.
Мотивированное решение составлено 14 апреля 2023 года.
г. Ступино Московской области 10 апреля 2023 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Австриевских А.И., при секретаре Малинине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оркиной ФИО10, Гетмановой ФИО11 к Гетманову ФИО12 о признании недействительными договоров дарения, истребовании имущества из незаконного владения в виде компенсации и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д.111-119), к Гетманову А.В. о признании недействительным договора дарения квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ года между Гетмановой ФИО13 и Гетмановым ФИО14, и договора дарения земельного участка с кадастровым номером № и жилого строения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Гетмановой ФИО13 и Гетмановым ФИО14; об истребовании имущества из незаконного владения Гетманова ФИО12 путем взыскания компенсации стоимости 2/3 доли земельного участка с жилым строением в размере 666666 рублей, гаража в размере 300000 рублей и путем признания права собственности на 2/3 доли квартиры по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Андропова, д. 89, кв. 38; о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 19057 рублей.
Исковые требования истцов обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года умерла их бабушка Гетманова Г.Л. Они (истцы) и ответчик Гетманов А.В. являются внуками Гетмановой Г.Л. и ее единственными наследниками. При жизни Гетманова Г.Л. составила завещание на Гетманова В.В. (отца ответчика Гетманова А.В.), однако Гетманов В.В. умер в 2020 году, то есть раньше бабушки. При этом, в 2018 году между Гетмановой Г.Л. и Гетмановым В.В. были заключены договоры дарения на квартиру по адресу: Московская <адрес>, и на земельный участок с жилым строением по адресу: <адрес> После смерти Гетманова В.В. все это имущество перешло в собственность ответчика Гетманова А.В. Договоры дарения были составлены с разницей в один месяц, что вызывает подозрение. По имеющимся данным Гетманова Г.Л. имела заболевание – энцефалопатия головного мозга. Полагают, что договоры подписаны бабушкой «трясущейся рукой», что можно увидеть при увеличении текста, что говорит о ее неадекватном психическом состоянии на момент заключения договоров, то есть Гетманова Г.Л. была неспособна понимать значение своих действий или руководить ими.
Истцы Оркина Е.В. и Гетманова Т.В. в судебном заседании подтвердили изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержали иск и просили его удовлетворить.
Ответчик Гетманов А.В. в судебном заседании иск не признал, просил исковое заявление оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, не находит правовых оснований для удовлетворения искового заявления в силу нижеследующего.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободы в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст.ст. 9 и 10 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, добросовестность участников гражданского оборота предполагается.
Сделкой, на основании ст. 153 ГК РФ, признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Исходя из положений п. 3 ст. 154 ГК РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двустороння сделка) либо трёх или более сторон (многосторонняя сделка).
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего её содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ).
Согласно ст.ст. 420 и 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободы в заключении договора.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений. Буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путём сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в п. 1 ст. 431 ГК РФ, не позволяют определить содержание договора, должна быть выявлена действительная общая воля сторон с учётом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исходя из положений ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
По правилам п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Пунктом 3 ст. 574 ГК РФ предусмотрено, что договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Статьёй 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гетмановой Г.Л. принадлежало следующее имущество: квартира общей площадью 51,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на землю серия №; жилое строение общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, на основании выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ года между Гетмановой ФИО13 и Гетмановым ФИО14 заключен договор дарения квартиры, в соответствии с которым Гетманова Г.Л. подарила своему сыну Гетманову В.В. (л.д.124оборот) квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, а Гетманов В.В. принял в дар указанное недвижимое имущество (л.д.157-158).
ДД.ММ.ГГГГ года между Гетмановой ФИО13 и Гетмановым ФИО14 заключен договор дарения земельного участка и жилого строения, в соответствии с которым Гетманова Г.Л. подарила своему сыну Гетманову В.В. (л.д.124оборот) земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и жилое строение общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> а Гетманов В.В. принял в дар указанное недвижимое имущество (л.д.172-174).
Указанные договоры дарения квартиры и земельного участка с жилым строением подписаны сторонами лично.
В п. 5 договора дарения квартиры стороны предусмотрели, что зарегистрированная по месту жительства в отчуждаемом жилом помещении Гетманова Г.Л. сохраняет за собой пожизненное право проживания и пользования квартирой.
Государственная регистрация перехода права собственности от Гетмановой Г.Л. к Гетманову В.В. на спорное имущество произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, что подтверждается копиями регистрационных дел (л.д.155-163, 170-214).
ДД.ММ.ГГГГ года умер Гетманов ФИО14 (л.д.125). Наследником к его имуществу является сын – Гетманов А.В. (ответчик по делу), которым были получены свидетельства о праве на наследство по закону в отношении квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и жилое строение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.96).
ДД.ММ.ГГГГ года умерла Гетманова ФИО13 (л.д.22). Наследниками к ее имуществу являются внуки – Гутманова Т.В., Оркина Е.В. и Гетманов А.В., которые обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, в связи с чем нотариусом Ступинского нотариального округа была заведено наследственное дело № (л.д.121-136).
При жизни Гетманова Г.Л. на учёте у психиатра и нарколога не состояла (л.д.80).
Определением Ступинского городского суда Московской области от 09.12.2022 года по делу в отношении Гетмановой Г.Л., умершей ДД.ММ.ГГГГ года, была назначена посмертная судебно-психиатрическая экспертиза (л.д.218-219).
В соответствии с заключением комиссии экспертов ГБУЗ МО «ЦКПБ им. Ф.А.Усольцева» от ДД.ММ.ГГГГ №п, в юридически значимый период (на момент составления договоров дарения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) у Гетмановой Г.Л. признаков какого-либо психического расстройства не обнаруживалось, о чем свидетельствуют данные в материалах гражданского дела и медицинской документации об отсутствии у нее в юридически значимый период (на момент составления договоров дарения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) признаков нарушенного сознания, психотической симптоматики (бреда, галлюцинаций), грубых расстройств памяти, мышления и интеллекта, эмоционально-волевой сферы; по своему психическому состоянию на момент составления договоров от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Гетманова Г.Л. могла понимать значение своих действий и руководить ими (л.д.223-227).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из содержания оспариваемых истцом договоров дарения квартиры и земельного участка с жилым строением следует, что они соответствуют требованиям закона к форме таких договоров, содержат все существенные условия.
Разумность участников гражданских правоотношений, то есть осознание ими правовой сути и последствий совершаемых действий предполагается, пока не доказано обратное.
Истцами в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не предоставлено суду отвечающих требованиям допустимости, относимости и достаточности достоверных доказательств наличия факта заблуждения Гетмановой Г.Л. относительно природы сделок в момент заключения договоров дарения, отсутствия воли дарителя на совершение данных сделок, а также доказательств несоблюдения формы оспариваемых договоров дарения квартиры и земельного участка с жилым строением.
Сделка может быть признана недействительной, если выраженная в ней воля участника сделки неправильно сложилась вследствие заблуждения, и поэтому сделка влечет иные, а не те, которые он имел в виду в действительности, правовые последствия. Под влиянием заблуждения участник сделки помимо своей воли составляет неправильное мнение или остается в неведении относительно тех или иных обстоятельств, имеющих для него существенное значение, и под их влиянием совершает сделку, которую он не совершил бы, если бы не заблуждался, то есть сделка может быть признана недействительной в том случае, если волеизъявление участника сделки не соответствует его действительной воле.
Оспариваемые истцами сделки дарения квартиры и земельного участка с жилым строением реально исполнена сторонами; стороны произвели государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество, то есть правовые последствия, предусмотренные договорами дарения, наступили.
Таким образом, при заключении договоров дарения квартиры и земельного участка с жилым строением воля Гетмановой Г.Л. и Гетманова В.В. была направлена на установление между ними именно тех гражданско-правовых отношений, которые возникают вследствие передачи имущества в дар. Стороны сделки добровольно заключили договоры дарения квартиры и земельного участка с жилым строением с намерением воспользоваться порождаемым им правами и обязанностями, а также придавали значение порождаемым указанной сделкой правовым последствиям.
Установленные по делу фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства свидетельствуют о наличии действительной общей воли Гетмановой Г.Л. и Гетманова В.В. на заключение договоров дарения и добровольности оформления сделок, об отсутствии факторов, препятствующих дарителю Гетмановой Г.Л. понять суть заключаемого договора.
В связи с отчуждением Гетмановой Г.Л. при жизни квартиры и земельного участка с жилым строением, они не могут являться объектами наследования после ее смерти.
Относительно заявленного требования к Гетманову А.В. о взыскании компенсации стоимости 2/3 доли гаража в ГСК №2 в поселке Приокск в размере 300000 рублей, то суд считает необходимым отметить следующее.
В обоснование заявленного требования суду представлена личная карточка члена ГСК №1 и список членов ГСК №1, в соответствии с которым под номером № значится Гетманова Г.Л., номер бокса №
Согласно п.п. 2 и 3 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Доказательств того, что в настоящее время собственником гаража является ответчик Гетманов А.В. суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в данной части исковых требований истцами избран неверный способ защиты права.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, применительно к требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Кроме того, суд также считает необходимым отметить, что спорные объекты недвижимости не могут быть истребованы у ответчика Гетманова А.В. путём применения механизма, предусмотренного п.п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ.
В соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании судебных расходов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Оркиной ФИО10, Гетмановой ФИО11 к Гетманову ФИО12 о признании недействительным договора дарения квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ года между Гетмановой ФИО13 и Гетмановым ФИО14, и договора дарения земельного участка с кадастровым номером № и жилого строения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ года между Гетмановой ФИО13 и Гетмановым ФИО14; об истребовании имущества из незаконного владения путем взыскания компенсации стоимости доли земельного участка с жилым строением, гаража и путем признания права собственности на 2/3 доли квартиры по адресу: <адрес>; о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Австриевских А.И.