Дело № 2а-3644/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 22 августа 2018 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при секретаре Ховриной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля к УФССП России по Ярославской области, Отделу судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Моревой Виктории Игоревне об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля обратился с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № 4844/17/76025-ИП от 22.11.2017 года либо уменьшении его размера. В заявлении указано, что решением Кировского районного суда г. Ярославля на мэрию г. Ярославля, Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля возложена обязанность устранить выбоины и иные повреждения дорожного покрытия автомобильной дороги по Мышкинскому проезду г. Ярославля, перечисленные в акте проверки государственного инспектора дорожного надзора ЦДиТН ПБДД ГИБДД УМВД России по Ярославской области от 25 апреля 2017 года (приложение к решению суда), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в срок до 01 ноября 2017 года, на основании исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г. Ярославля в отношении должника ДГХ мэрии г. Ярославля возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени требования исполнительного документа должником не исполнены. В рамках проекта приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» Постановлением Правительства ЯО от 07.02.2017 N 82-п "Об утверждении региональной программы "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации "Ярославская" на 2017 - 2025 годы". В рамках данной программы в 2018 году планируется выполнить ремонтные работы указанной автомобильной дороги. В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Моревой И.Г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В соответствии с решением муниципалитета г. Ярославля от 15.12.2014 № 461 «О бюджете города Ярославля на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» имеется дефицит бюджета г. Ярославля в сумме 749 410 377,05 руб., что также препятствует исполнению решения суда. Кроме того, 25 декабря 2017 года с мэрии г. Ярославля вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с не исполнением данного решения суда.
Представитель административного истца по доверенности Ярунова Н.Т. просила рассмотреть дело без ее участия.
Прокурор Князева Ю.В. возражала против удовлетворения административного иска. Пояснила, что решение Кировского районного суда г. Ярославля от 6 июня 2017 года до настоящего времени не исполнено.
УФССП России по Ярославской области представило отзыв на административный иск, в котором отказать в удовлетворении административных требований и рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Иные лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление мэрии города Ярославля подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения решения суда, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Верховным Судом РФ в п.75 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» даны следующие разъяснения. При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
ДГХ мэрии города Ярославля просит освободить от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на то, что должником предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда, однако решение не было исполнено по независящим от должника обстоятельствам.
Суд, данный довод не принимает во внимание, поскольку включение автомобильной дороги по Мышкинскому проезду г. Ярославля в региональную программу "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации "Ярославская" на 2017 - 2025 годы" для проведения ремонта не может быть признано в качестве необходимой и достаточной меры, направленной на исполнение решения суда. Материалы дела, исполнительное производство не содержит сведений о том, что с момента возбуждения исполнительного производства до апреля 2018 года предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда.
Кроме того, довод административного истца о том, что имеет место повторное взыскание исполнительского сбора, так как 25 декабря 2017 года с мэрии г. Ярославля вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с не исполнением решение Кировского районного суда г. Ярославля от 6 июня 2017 года, не состоятелен. В отношении мэрии г. Ярославля вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках другого исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г. Ярославля на основании указанного решения.
Однако суд считает заслуживающими внимания доводы административного истца о наличии тяжелого материального положения, что подтверждено решением муниципалитета г. Ярославля от 15.12.2014 № 461 «О бюджете города Ярославля на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов», а также то обстоятельство, что согласно ответу от 26 июня 2018 года в настоящее время на автомобильной дороге по Мышкинскому проезду г. Ярославля ведутся ремонтные работы (срок окончания август 2018 год).
При указанных обстоятельствах суд усматривает основания для уменьшения исполнительского сбора до 37 500 рублей в соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля уменьшить размер исполнительского сбора, взысканный постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области от 17 апреля 2018 года, до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья В.В. Воробьева