Решение по делу № 33а-8260/2020 от 28.07.2020

Судья Адиканко Л.Г.      Дело № 33а-8260/2020

УИД 24RS0013-01-2019-002093-48

     А-3.020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 августа 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,

судей Данцевой Т.Н., Корниенко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чесноковой Светланы Семеновны к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании действий незаконными, обязании совершения действий

по апелляционной жалобе представителя Чесноковой С.С. по доверенности Шульгиной Е.С.

на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 ноября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Представитель Чесноковой С.С. по доверенности Шульгина Е.С. обратилась с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что 29.03.2019 г. Чеснокова С.С. подала заявление в администрацию Емельяновского района Красноярского края об образовании земельного участка, площадью 1000 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м. путем утверждения схемы расположения земельного участка для осуществления государственного кадастрового учета и предоставления в собственность бесплатно многодетной семье из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, для целей размещения одноквартирного усадебного жилого дома. Ответом от 01.04.2019 года МКУ «Управзем» сообщило о проведении дополнительного согласования испрашиваемого земельного участка путем направления запросов в Мининский сельсовет и в Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что является незаконным ограничением прав многодетной семьи на владение и распоряжение земельным участком, т.е. указанные действия совершены с превышением полномочий должностного лица. Схема расположения земельного участка не подлежала согласованию, поскольку земельный участок с кадастровым номером отнесен к землям населенных пунктов.

Чеснокова С.С. просила признать незаконными действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуре администрации Емельяновского района Красноярского края» по направлению запроса в Мининский сельсовет и по направлению схемы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений для согласования, обязать администрацию Емельяновского района в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение об образовании земельного участка, площадью 1000 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером путем утверждения схемы расположения земельного участка по заявлению от 29.03.2019 № 2317.

Судом первой инстанции вынесено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Чесноковой С.С. по доверенности Шульгина Е.С. просила решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на правовую позицию и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, которым суд первой инстанции не дал надлежащей оценки, неправильно применил нормы материального процессуального права, не привлек к участию в деле прокурора и представителя РФ.

Заслушав представителя Чесноковой С.С. по доверенности Шульгину Е.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно п.п.1,2 ч.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, из состава земель лесного фонда.

В соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);

3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

В силу пп.г п.2 ст.2 ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Согласно п.1 ст. 22 ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В соответствии с ч.1 ст. 23 названного федерального закона создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 5 Закон Красноярского края от 28 сентября 1995 г. N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" принятие решения о создании государственных природных заказников краевого значения осуществляется Правительством края. Государственные природные заказники краевого значения могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, осуществляемого решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и согласованного с Правительством края. Указанное решение может быть принято в отношении государственного природного заказника федерального значения, расположенного в границах края.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в Красноярском крае определен Законом Красноярского края от 04.12.2008 N7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятия решений по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, зарегистрированным на территории г.Красноярска, утвержденным распоряжением Администрации г.Красноярска от 19.07.2013 N156-р.

Пунктом 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" предусмотрено, что многодетные граждане, постоянно проживающие на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей: ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства.

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего закона.

Статьей 29.1 главы 3.1 указанного Закона (в редакции Закона Красноярского края от 01.11.2012 года N 3-670) предусмотрено, что многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В силу положений п. 1 ст. 29.5 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.

Согласно п. "г" ч. 2 ст. 29.6 указанного Закона Красноярского края основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность.В соответствии с п.2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).

В силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 01.04.2019 года представитель Чесноковой С.С. обратилась в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о принятии решения об образовании земельного участка, площадью 1000 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером для государственного кадастрового учета и его предоставления в собственность бесплатно многодетной семье, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» для целей размещения одноквартирного усадебного жилого дома путем утверждения схемы расположения земельного участка. К заявлению приложены документы, подтверждающие то, что семья Чесноковой С.С. является многодетной.

Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 23.08.2019 года; площадь участка составляет 2000+/-16 кв.м.; участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление; местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>.

Ответом от 18.04.2019 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района»(далее - МКУ «Управзем») уведомило Чеснокову С.С. о том, что для исключения спорных ситуаций Управлением направлен запрос в Мининский сельсовет о предоставлении информации об испрашиваемом земельном участке, целесообразности и возможности его формирования, а также в адрес Министерства лесного хозяйства Красноярского края о принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда (л.д. 5).

18.07.2019 года Министерство лесного хозяйства Красноярского края сообщило МКУ «Управзем» о том, что испрашиваемый земельный участок, площадью 1000 кв.м., относится к землям лесного фонда, расположен по адресу: <адрес>, <адрес> , часть выдела

5 августа 2019г. после получения ответа на указанный выше запрос МКУ «УправЗем» дан ответ Чесноковой С.С. об отсутствии полномочий по согласованию предоставления земельного участка из земель лесного фонда, поскольку эти земли относятся к федеральной собственности.

Из ответа Министерства лесного хозяйства Красноярского края на запрос суда (л.д. 60) следует, что земельный участок с кадастровым номером полностью располагается на землях лесного фонда в границах части выдела 53 квартала 12 Мининского участкового лесничества Мининского лесничества. Согласно Положению о государственном комплексном заказнике «Красноярский», утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-П, квартал 12 Мининского участкового лесничества расположен в границах особо охраняемой природной территории краевого значения.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, суд первой инстанции исходил из того, что у МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» отсутствовали сведения о возможной принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда. Поэтому в целях проверки этой информации и недопущения предоставления земельного участка, находящегося в землях особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с п.1 ч.5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте, административный ответчик направил запросы в администрацию Мининского сельсовета и Министерство лесного хозяйства Красноярского края, из которых поступили ответы о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах особо охраняемой природной территории, а именно в границах Государственного комплексного заказника «Красноярский». Суд первой инстанции посчитал, что действия по запросу информации из администрации Мининского сельсовета и Министерства лесного хозяйства Красноярского края совершены правомерно в целях соблюдения требований земельного законодательства и прав административного истца не нарушали.

В связи с тем, что административным ответчиком впоследствии принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, которое не обжаловалось и не признано судом незаконным, требования административного истца о возложении на МКУ «Управзем» обязанности принять решение об образовании данного участка оставлены без удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам, имеющим значение для дела и основаны на правильном применении норм материального права. Чеснокова С.С. просила об образовании земельного участка, площадью 1000 кв.м., в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0340319:532, площадью 2000 кв.м. Для реализации права на получение в собственность земельного участка при образовании из другого участка должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий, в том числе запросов в исполнительные органы государственной власти субъекта РФ с целью установления возможности либо невозможности формирования земельного участка в границах того или иного муниципального образования, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав и свобод гражданина.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 5 Закон Красноярского края от 28 сентября 1995 г. N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" Правительство Красноярского края от 20.04.2010 г. приняло Постановление № 196-П об утверждении Положения о государственном комплексном заказнике «Красноярский», согласно которому квартал 12 Мининского участкового лесничества, где находится земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340319:532, расположен в границах особо охраняемой природной территории краевого значения. Указанный нормативно-правовой акт не был отменен, не обжаловался в судебном порядке, является действующим. Оснований не доверять ответу Министерства лесного хозяйства Красноярского края у суда первой инстанции не имелось.

Земельным законодательством в РФ не предусмотрено запрета на получение дополнительной информации органом, рассматривающим вопрос о предоставлении земельного участка в собственность. Вопрос о предоставлении земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 29.5 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" разрешается в течение 2 месяцев, в течение которого и следует дать правовую оценку предоставленных гражданином документов и документов, характеризующих статус испрашиваемого земельного участка.

То обстоятельство, что ответ Чесноковой С.С. предоставлен не администрацией Емельяновского района Красноярского края, а МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», не свидетельствует о незаконности данного ответа, поскольку орган местного самоуправления вправе сам определять полномочия созданных муниципальных учреждений по рассмотрению вопросов, отнесенных к его компетенции. Так, в соответствии с п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 Положения, утвержденного 15.05.2017 г. администрацией Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» осуществляет в установленном порядке управление, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом и осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах территории Емельяновского района, а также осуществляет действия по процедуре оформления необходимой документации на земельные участки, находящиеся в собственности Емельяновского района, оценки и регистрации прав на них.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении процессуальных прав судом первой инстанции, которые выразились в непривлечении к участию в деле прокурора и представителя РФ, поскольку затрагиваются права государства, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку предметом спора являлась проверка соблюдения административным ответчиком процедуры рассмотрения заявления многодетного гражданина об образовании земельного участка из прошедшего кадастровый учет земельного участка.

Само по себе отсутствие сведений о включении испрашиваемого земельного участка в Государственный лесной реестр при доказанности его нахождения в землях лесного фонда по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Мининское участковое лесничество, квартал № 12, часть выдела 53, вопреки доводам апелляционной жалобы не влияют на законность оспариваемых действий МКУ «Управзем».

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе на указанное решение суда, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи:

33а-8260/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чеснокова Светлана Семеновна
Ответчики
МКУ Управзем
Администрация Емельяновского района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Корниенко Александр Николаевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
28.07.2020Судебное заседание
13.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2020Передано в экспедицию
05.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее