Дело №...
УИД 11RS0№...-80
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
... 24 января 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Стеблиной Е.П.
с участием представителя прокуратуры Матвеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ухты, действующего в интересах Клёц Любови Николаевны, к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ухты, действуя в интересах Клёц Л.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения РК о возложении обязанности обеспечить Клёц Л.Н. лекарственным препаратом «... + ...» (МНН), взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб..
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Ухты проведена проверка по обращению Клёц Л.Н. о ненадлежащем обеспечении ее лекарственным препаратом «...». Проверкой установлено, что Клёц Л.Н. состоит на диспансерном учете в ГУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» с диагнозом: «...», нуждается в указанном препарате. 14.10.2021 Клёц Л.Н. выписан льготный рецепт № ... ... на получение указанного препарата, который ввиду отсутствия находятся на отсроченном обслуживании. До настоящего времени указанный лекарственный препарат Клёц Л.Н. не получен. Недостаточное лекарственное обеспечение Клёц Л.Н. нарушает ее социальные права, в том числе право на охрану здоровья.
Прокурор в судебном заседании требования поддержала по основаниям иска.
Клёц Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, причина неявки не известна, ходатайств не заявлено.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Коми в судебном заседании продолженном после перерыва участия не принимал, до объявления перерыва в судебном заседание указал на то, что закупка препарата будет произведена в ближайшее время.
Третьи лица ГУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» и ГУП РК «Государственные аптеки РК» в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств не заявлено.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав в процессе рассмотрения дела по существу прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Клёц Л.Н., ... состоит на диспансерном учете в ГУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» с диагнозом: «...».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» ... Е.П. имеет право на бесплатное получение лекарственных средств по рецепту врача по региональной льготе в связи с имеющимся заболеванием.
14.10.2021 Клёц Л.Н. выписан льготный рецепт №... на получение лекарственного препарата «...».
Согласно данных ГУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» Клёц Л.Н. нуждается в приеме данного препарата.
Ввиду отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» вышеуказанный рецепт поставлен на отсроченное обеспечение.
Согласно представленной в материалы дела информации данный льготный рецепт № ... до настоящего времени не обеспечен.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу п.2 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (п. 15 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно ч.З ст.80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, исполняющим, в том числе, функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми (далее - в сфере охраны здоровья), фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья; осуществляет проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Правила отпуска лекарственных препаратов для применения определены приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».
В соответствии с п.6 Правил отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Из представленных в дело документов следует, и не опровергнуто стороной ответчика, что до настоящего времени Клёц Л.Н. не обеспечена соответствующим лекарственным препаратом по рецепту от ...
В результате действий (бездействия) Министерства здравоохранения Республики Коми по обеспечению наличия в аптечных учреждениях необходимого лекарственного средства, Клёц Л.Н. не была своевременно обеспечена необходимым лекарственным препаратом, что привело к нарушению прав последней на получение необходимого для него лекарства.
Таким образом, требования прокурора, действующего в интересах Клёц Л.Н., о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Таким образом, здоровье является неотъемлемым и не отчуждаемым благом, принадлежащем человеку от рождения и охраняемым государством, которое Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Принимая во внимание наличие установленного факта несвоевременного обеспечения Клёц Л.Н. соответствующим лекарственным препаратом, суд полагает, что требования прокурора о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Несоблюдение медицинскими организациями сроков поставки лекарственных препаратов влияют на право Клёц Л.Н. на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, а также на ее здоровье.
Согласно ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст.151 ГК РФ, согласно которой в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства данного дела, отсутствие негативных последствий в виде ухудшения состояния здоровья Клёц Л.Н., а также период нарушения прав; исходит из требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Ухта, в защиту прав и законных интересов Клёц Любови Николаевны к Министерству здравоохранения Республики Коми – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Коми обеспечить Клёц Любовь Николаевну лекарственным препаратом «...» (МНН).
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Клёц Любови Николаевны компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Коданева Я.В.