Дело №2-2117/2023
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года Кировский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Балабаш Н.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Кировского района г.Перми Носова А.В., представителя ответчика директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г.Перми Щукиной В.Ю., действующей на основании приказа от 12 ноября 2021 года, представителя третьего лица 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Ваняткина О.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию город Пермь, в лице администрации города Перми, Муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г.Перми о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г.Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному образованию город Пермь, в лице администрации г.Перми, Муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г.Перми (далее – МАОУ «СОШ №65») о возложении на администрацию г.Перми обязанности в срок до 31 декабря 2023 года выделить МАОУ «СОШ №65» денежные средства для приведения в соответствие с требованиями закона помещений защитных сооружений гражданской обороны №, №, расположенных по <адрес>; о возложении на МАОУ «СОШ №65» обязанности в срок до 01 сентября 2024 года привести в соответствие с нормативными требованиями помещения защитных сооружений гражданской обороны №, №, расположенных по <адрес>, путем выполнения следующих мероприятий: устранить демонтаж оголовки аварийного выхода, восстановить кирпичную кладку вертикальной шахты; выполнить текущий ремонт защитного сооружения гражданской обороны.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой Кировского района г.Перми совместно со специалистом Отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Кировскому району г.Перми 1 ОНПР по г.Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе при содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в МАОУ «СОШ №65», по результатам которой выявлены нарушения закона. Проверкой установлено, что на территории Кировского района г.Перми в здании по адресу: ул.Кировоградская, 53, г.Пермь расположено МАОУ «СОШ №65». Исходя из выписки из ЕГРН указанное здание находится в собственности муниципального образования г.Пермь, с 12 мая 2000 года правом оперативного управления зданием обладает МАОУ «СОШ №65». В подвальном помещении здания расположены два защитных сооружения гражданской обороны, а именно два укрытия №, №, техническое состояние которых не отвечает предъявленным к ним требованиям. В результате проверки выявлено, что в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещения к переводу на режим защитных сооружений; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: оголовок аварийного выхода демонтирован, разрушена кирпичная кладка вертикальной шахты (нарушение п.3.2.1 Правил №583); текущий ремонт защитного сооружения в установленные сроки не выполняется (нарушение п.5.2.2 Правил №583). В этой связи руководителю МАОУ «СОШ №65» внесено представление от 24 июня 2022 года № «Об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне». Письмом МАОУ «СОШ №65» от 25 июля 2022 года сообщено, что часть допущенных нарушений устранено, в целях устранения оставшихся нарушений разработана смета на проектные (изыскательские) работы на ремонт аварийного выхода из укрытия (помещения подвала) с устройством оголовка на поверхности земли здания на общую сумму 155 802,73 руб., составлен локально-сметный расчет на текущий ремонт помещения укрытия на сумму 2 045 834,40 руб. Также сообщено, что 13 февраля 2023 года МАОУ «СОШ №65» в департамент образования администрации г.Перми направлено письмо о необходимости выделения денежных средств для выполнения указанных работ и устранения допущенных нарушений. Допущенные нарушения законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе при содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, создают угрозу защищенности неопределенного круга лиц на своевременное обеспечение безопасности при наличии опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, что является недопустимым, обуславливает возможность прокурора в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель истца – помощник прокурора Кировского района г.Перми Носов А.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика – директор МАОУ «СОШ №65» Щукина В.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна, пояснив, что при наличии финансирования работы будут проведены.
Ответчик муниципальное образование город Пермь, в лице администрации г.Перми в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Представитель третьего лица 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми Ваняткин О.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Третьи лица департамент образования администрации г.Перми, департамент имущественных отношений администрации г.Перми в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г.Перми ОГРН 1025901607852 зарегистрировано в качестве юридического лица 27 декабря 1995 года; основной вид деятельности: образование основное общее.
Нежилое здание площадью 3 796,4 кв.м., 1956 года постройки, имеющее 5 этажей, в том числе 1 подземный, кадастровый №, расположенное по <адрес> зарегистрировано на праве собственности 19 января 2012 года за муниципальным образованием город Пермь.
Указанное здание принадлежит на праве оперативного управления МАОУ «СОШ №65», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12 мая 2000 года сделана запись регистрации №.
Отделением надзорной деятельности и профилактической работы города Перми по Кировскому району 1 ОНДиПР по городу Перми УНДиПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю 02 июня и 07 июня 2022 года проведена проверка соблюдения законодательства о содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны на основании требования прокуратуры Кировского района г.Перми. В ходе проведения проверки защитных сооружений гражданской обороны МАОУ «СОШ №65», расположенного по <адрес> были выявлены следующие нарушения:
Укрытие №: контролируемым лицом при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (п.3.2.1, п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, пункты 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденных приказом МЧС России от 21 июля 2005 года №575) а именно:
- оголовок аварийного выхода демонтирован, разрушена кирпичная кладка вертикальной шахты (п.3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583);
- санузлы, не используемые в хозяйственных целях, внутри укрытия не закрыты и не опечатаны, унитазы демонтированы (п.3.2.1, п.3.2.2, п.3.2.11, п.3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583);
- текущий ремонт защитного сооружения в установленные сроки не проводится (п.5.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583);
- отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны (п.6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583);
Укрытие №: контролируемым лицом при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (п.3.2.1, п.3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, пункты 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденных приказом МЧС России от 21 июля 2005 года №575) а именно:
- оголовок аварийного выхода демонтирован, разрушена кирпичная кладка вертикальной шахты (п.3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583);
- санузлы, не используемые в хозяйственных целях, внутри укрытия не закрыты и не опечатаны (п.3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583);
- текущий ремонт защитного сооружения в установленный срок не проводится (п.5.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583);
- отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны (п.6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583).
На основании выявленных 1 Отделением надзорной деятельности и профилактической работы города Перми по Кировскому району 1 ОНДиПР по городу Перми УНДиПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю нарушений, 24 июня 2022 года исполняющим обязанности заместителя прокурора Кировского района г.Перми внесено представление МАОУ «СОШ №65» указано на принятие мер для устранения нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Письмом от 25 июля 2022 года МАОУ «СОШ №65» сообщило, что 21 июля 2022 года рассмотрено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, принято решение:
- по пункту 1 выявленных нарушений «Оголовок аварийного выхода демонтирован, разрушена кирпичная кладка вертикальной шахты»: работы по восстановлению аварийного выхода и оголовка аварийного выхода требуют технического обследования, проектирования и ремонта (восстановления) вертикальной шахты и оголовка аварийного выхода. На основании ст.8 Федерального закона №28-ФЗ от 12 февраля 1998 года содержание защитных сооружений является полномочиями органов местного самоуправления. Денежные средства в бюджете МАОУ «СОШ №65» на данные виды работ не предусмотрены. Направлен запрос в МКУ «АХССО» г.Перми на составление технической документации и локально-сметного расчета на работы по обследованию и проектированию работ по ремонту и восстановлению аварийного выхода и оголовка аварийного выхода. После получения необходимой документации, будет направлен запрос Учредителю о выделении денежных средств на данные работы. Решение вопроса по ремонту шахты и оголовка аварийного выхода возможно при получении финансирования на проведение соответствующих работ;
- по пункту 3 выявленных нарушений «Текущий ремонт защитного сооружения в установленные сроки не проводится»: направлен запрос в МКУ «АХССО» г.Перми на составление технической документации и локально-сметного расчета на текущий ремонт укрытия №, №. После получения необходимой документации, будет направлен запрос Учредителю о выделении денежных средств на данные работы. Решение вопроса по текущему ремонту возможно при получении финансирования на проведение соответствующих работ.
По заданию МАОУ «СОШ №65» разработаны: смета на проектные (изыскательские) работы на «Ремонт аварийного выхода из укрытия (помещения подвала) с устройством оголовка на поверхности земли здания МАОУ «СОШ №65» по <адрес>» на сумму 155 802,73 руб., локально-сметный расчет на текущий ремонт помещения укрытия на сумму 2 045 834,40 руб.
17 октября 2022 года, 13 февраля 2023 года МАОУ «СОШ №65» направлены заявки в департамент образования администрации г.Перми о выделении денежных средств для приведения в нормативное состояние защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в МАОУ «СОШ №65».
Установлено, что требуемое МАОУ «СОШ №65» финансирование работ не осуществлено, работы по приведению защитных сооружений гражданской обороны в нормативное состояние не произведены.
Прокурор Кировского района г.Перми, указывая на то, что допущенные нарушения законодательства о гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе при содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, создают угрозу защищенности неопределенного круга лиц на своевременное обеспечение безопасности при наличии опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, что является недопустимым, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закона о гражданской обороне) требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона о гражданской обороне, Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее – Порядок).
В пункте 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
Согласно пункту 9 Порядка, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с пунктом 10 Порядка, организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
МЧС России в силу пункта 14 Порядка, принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила №583).
Организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил №583).
Правилами №583 также предусмотрено, что статус защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).
Согласно актам об изменении типа ЗС ГО №, № МАОУ «СОШ №65» г.Перми от 23 августа 2019 года, комиссия пришла к выводу о необходимости изменения типа ЗС ГО, так как МАОУ «СОШ №65» г.Перми не имеет мобилизационного здания, не имеет категории по ГО, в зоны возможных завалов, катастрофического затопления не попадает; ЗС ГО №, № переведены из типа убежища в тип – укрытие.
Согласно паспорту укрытия №, расположено по <адрес>, принадлежит МАОУ «СОШ №65» г.Перми, дата приемки в эксплуатацию – 27 августа 1956 года; укрытие имеет следующие технические характеристики: вместимость – 150 человек, общая площадь 117,4 кв.м., общий объем 280,6 куб.м., встроено в здание 4 этажей, количество входов – 2, количество аварийных выходов – 1, класс ЗС ГО – укрытие; система отопления – от общей отопительной системы, система энергоснабжения – от внешней сети города, система водоснабжения – от наружной водопроводной сети, тип канализации – от городской канализационной сети города.
Согласно паспорту укрытия №, расположено по <адрес>, принадлежит МАОУ «СОШ №65» г.Перми, дата приемки в эксплуатацию – 27 августа 1956 года; укрытие имеет следующие технические характеристики: вместимость – 150 человек, общая площадь 79,6 кв.м., общий объем 197,1 куб.м., встроено в здание 4 этажей, количество входов – 2, количество аварийных выходов – 1, класс ЗС ГО – укрытие; система отопления – от общей отопительной системы, система энергоснабжения – от внешней сети города, система водоснабжения – от наружной водопроводной сети, тип канализации – от городской канализационной сети города.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил №583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Пунктом 5.2.1 Правил №583 предусмотрено, что в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.
К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов. При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается. Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.
Истец, заявляя требования о приведении защитных сооружений гражданской обороны в нормативное состояние, просит обязать МАОУ «СОШ №65» произвести работы, относящиеся к текущему ремонту.
Юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора является выяснение вопроса о том, существуют ли в настоящее время объекты гражданской обороны, по поводу которых возник спор, а также имеется ли в настоящее время возможность восстановления спорных объектов гражданской обороны без несоразмерных материальных затрат в целях приведения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 марта 2023 года №41-КГ23-4-К4.
В соответствии с положениями статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом на обсуждение сторон был поставлен вопрос о назначении по делу экспертизы для выяснения технических вопросов по содержанию и эксплуатации спорных защитных сооружений и возможности выполнения видов работ, требуемых истцом.
Однако соответствующего ходатайства суду заявлено не было, истец отказался от проведения экспертизы.
Вместе с тем, в материалах дела имеются заключения по обследованию технического состояния защитных сооружений гражданской обороны № и №, расположенных по <адрес>, от 2017 года, в которых сделаны следующие выводы:
Техническое состояние строительных конструкций и инженерно-технических систем ЗС ГО № и №: основания и фундаментов – работоспособное; стен – неработоспособное; столба – ограниченно-работоспособное; перекрытия – неработоспособное; гидроизоляции – работоспособное; наружного водоотвода – ограниченно-работоспособное; полов – ограниченно-работоспособное; дверей – неработоспособное; инженерно-технических систем – неработоспособное; входов и аварийного выхода – неработоспособное.
Объемно-планировочные решения не соответствуют требованиям действующих норм: отсутствует тамбур-шлюз при входах в сооружение; фактический внутренний объем основных помещений на одного укрываемого составляет 0,99 куб.м., что меньше требуемого значения – 1,5 куб.м.; отсутствует помещение для хранения продовольствия; отсутствует санитарный пост; фактическая площадь санитарного узла не позволяет разместить требуемое количество санитарных приборов и обеспечить требуемую ширину проходов между ними; основные помещения не оборудованы местами для сидения и лежания.
Конструктивные решения сооружений не в полной мере соответствуют требования действующих норм, так как несущая способность плиты монолитного железобетонного перекрытия при действии особого сочетания нагрузок (с учетом ударной волны) не обеспечена.
На период проведения настоящего обследования защитное сооружение не соответствует требуемой защищенности, так как нарушена герметичность сооружения (наличие в стенах отверстий и трещин, защитно-герметические и герметические двери неисправны); инженерно-технические системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, канализация, связь) находятся в неработоспособном техническом состоянии.
На период проведения настоящего обследования защитное сооружение не пригодно к применению по его прямому назначению и не готово к приему укрываемых.
Для приведения строительных конструкций и инженерно-технических систем в работоспособное состояние и в соответствие требованиям действующих норм необходимо выполнить рекомендации.
Рекомендации:
- выполнить усиление плиты монолитного железобетонного перекрытия для обеспечения ее несущей способности при действии особого сочетания нагрузок, включающего нагрузку от избыточного давления воздушной ударной волны;
- устроить тамбур-шлюз при входе в сооружение в соответствии с требованиями;
- устроить и оборудовать помещения для хранения продовольствия и санитарный пост в соответствии с требованиями;
- выполнить перепланировку и оборудовать санитарный узел в соответствии с требованиями;
- восстановить оголовок аварийного выхода;
- выполнить ремонт отмостки;
- заменить защитно-герметические и герметические двери герметический ставень. Установит герметическую дверь тамбура входа и защитно-герметическую ставень аварийного выхода;
- заменить деревянные двери вспомогательных помещений и установить двери фильтровентиляционного помещения;
- выполнить ремонт полов;
- выполнить ремонт строительных конструкций (стен, перекрытия, ступеней входов) в соответствии с рекомендациями, приведенными в ведомости дефектов и повреждений;
- удалить штукатурный слой с внутренней поверхности сооружения. Отделочные слои выполнить в соответствии с требованиями в зависимости от назначения помещения;
- демонтировать существующие внутренние инженерно-технические системы (вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения), а также наружные воздуховоды приточных и вытяжных систем. Обеспечить защитное сооружение новыми инженерно-техническими системами жизнеобеспечения в соответствии с требованиями действующих норм;
- оборудовать помещения для укрываемых местами для сидения и лежания в соответствии с требованиями;
- установить средства связи и оповещения в соответствии с требованиями;
- установить световые указатели на входах «Вход»;
- очистить галерею аварийного выхода от мусора;
- элементы инженерных систем окрасить в соответствующий цвет (в соответствии с п.3.2.10). Выполнить маркировку на защитно-герметических и герметических дверях и ставнях в соответствии с п.6.2.2. На воздуховодах системы вентиляции обозначить направление движения воздуха в соответствии с п.4.3.9;
- все работы выполнять по специально разработанной документации.
Следует отметить, что после проведения капитального ремонта с учетом вышеуказанных рекомендаций количество укрываемых в защитном сооружении значительно уменьшится из-за перепланировки помещений с выделением тамбура-шлюза, помещений для хранения продовольствия и санитарного поста и перепланировки санитарного узла. В связи с этим, для восполнения количества укрываемых до проектного значения (150 человек) потребуется осуществить строительство дополнительного защитного сооружения гражданской обороны. Затраты на осуществление капитального ремонта существующего защитного сооружения и строительство дополнительного защитного сооружения на необходимое количество укрываемых будут сопоставимы со строительством нового защитного сооружения на проектное количество укрываемых, что свидетельствует об экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта существующего защитного сооружения. На основании п.2.5 Приказа от 15 декабря 2002 года №583 рекомендуется вывести из эксплуатации и снять с учета ЗС ГО № и №, расположенные по <адрес>.
Анализируя установленные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание результаты обследования технического состояния защитных сооружений гражданской обороны, суд полагает, что требуемое прокурором проведение текущего ремонта защитных сооружений с учетом выводов об экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта, не является обоснованным.
Суд полагает, что удовлетворение требований прокурора, касающихся защиты прав неопределенного круга лиц на обеспечение их безопасности с использованием объектов гражданской обороны путем выполнения мероприятий по устранению демонтажа оголовки аварийного выхода, восстановлению кирпичной кладки вертикальной шахты, выполнению текущего ремонта не приведет к выполнению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не позволит использовать защитные сооружения гражданской обороны по их целевому назначению.
Доказательств иного в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено.
По указанным основаниям не являются обоснованными и требования прокурора Кировского района г.Перми о возложении на администрацию города Перми обязанности в срок до 31 декабря 2023 года выделить МАОУ «СОШ №65» денежные средства для приведения в соответствие с требованиями закона помещений защитных сооружений гражданской обороны №, №, расположенных по <адрес>.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г.Перми в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г.Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на администрацию города Перми обязанности в срок до 31 декабря 2023 года выделить Муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г.Перми денежные средства для приведения в соответствие с требованиями закона помещений защитных сооружений гражданской обороны №, №, расположенных по <адрес>; о возложении на Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г.Перми обязанности в срок до 01 сентября 2024 года привести в соответствие с нормативными требованиями помещений защитных сооружений гражданской обороны №, №, расположенных по <адрес>, путем выполнения мероприятий по устранению демонтажа оголовки аварийного выхода, восстановлению кирпичной кладки вертикальной шахты, выполнению текущего ремонта защитного сооружения гражданской обороны.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья А.А. Каменщикова