ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2022 года по делу № 33-14140/2022 (2-2743/2022)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Индан И.Я.,
судей Вахитовой Г.Д., Фахрисламовой Г.З.,
при ведении протокола помощником судьи Гирфановой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1 и его законного представителя Никитиной Екатерины Анатольевны, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению медицинскими изделиями, взыскании убытков,
по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – Вайнбаума К.В. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Индан И.Я., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Стерлитамак Республики Башкортостан, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1 и его законного представителя Никитиной Е.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании убытков.
Просили обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечивать ФИО1 медицинскими изделиями - Quick-Set MMT-339 6/60 в количестве 10 штук, резервуар MMT 332А в количестве 10 штук в месяц, сенсоры для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlit ММТ 7008А в количестве 5 штук в месяц, трансмиттер Guardian 2 Link в количестве 1 штук 1 раз в год; взыскать расходы на приобретение медицинских изделий - 34 000 руб.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 мая 2022 года иск удовлетворен частично, постановлено: обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ФИО1, дата года рождения, изделиями медицинского назначения - сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlit ММТ 7008А - в количестве 5 штук в месяц; взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 - Никитиной Е.А., понесенные расходы на приобретение медицинских изделий - 34 000 руб.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – Вайнбаум К.В. просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Решение суда постановлено при неверной оценке представленных доказательств и ошибочных выводах о составе и использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы. Указывает, что система непрерывного мониторинга гликемии не назначалась по жизненным показаниям, не включена в перечень медицинских изделий, предоставляемых на бесплатной основе, в связи с чем выводы суда не соответствуют нормам материального права. Судом безосновательно определен конкретное медизделие без учета того, что в рамках госконтракта осуществляется поставка изделий с определенными характеристиками, а не по наименованию. Взыскивая убытки, суд не учел отсутствие вины Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в обеспечении спорым медизделием.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, дата года рождения, установлен диагноз: Сахарный диабет I типа. С данным диагнозом он состоит на учете в ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес (л.д. 45).
В ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России, в период госпитализации с 01 июля 2021 года по 08 июля 2021 года, ФИО1 для постоянного использования установлена инсулиновая помпа MinMed 640G, MMT 1711 в стандартной базисной комплектации в комплекте с устройством непрерывного суточного мониторинга Gardian 2 Link ММТ 7775 (КТ1543297U) и устройство для введения MiniMed Quick-Seter MMT-305 (81468419) (л.д. 46-48).
22 июля 2021 года врачебной комиссией ГБУЗ РБ Городская больница № 2 г. Стерлитамак рассмотрен вопрос повестки «необходимость обеспечения ребенка-инвалида ФИО1 медицинским изделием для помпы MinMed 640G, MMT 1711 в стандартной базисной комплектации - устройством непрерывного суточного мониторинга гликемии - Gardian 2 Link ММТ 7775 (КТ1543297U) и устройство для введения MiniMed Quick-Seter MMT-305 (81468419)», изучен анамнез, постановлены выводы о том, что в связи с частыми тяжелыми эпизодами гипогликемии, в том числе, в ночное время, у пациента имеются показания для перевода на гибридную систему подачи инсулина с функцией периодической остановки подачи инсулина по уровню гликемии; принято решение о необходимости ходатайствовать о получении гибридной системы подачи инсулина с функцией периодической остановки подачи инсулина по уровню гликемии - помпа MiniMed 640G, MMT 1711 в стандартной базисной комплектации и устройством для введения MiniMed Quick-Set MMT-305 (л.д. 50-51).
Из представленного списка отпущенных лекарственных препаратов и медицинских изделий, представленных ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес, усматривается обеспечение ФИО1 резервуарами для помпы и устройством для инфузионной системы к помпе (л.д. 60-68).
23 сентября 2021 года ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес ФИО1 выписан рецепт серии №... №... на сенсоры для мониторирования глюкозы Enlit ММТ 7008А (л.д. 13).
17 января 2022 года письмом ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес обратилась в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан об обеспечении ребенка-инвалида ФИО1 медицинскими изделиями (л.д. 56).
Представитель ФИО1 обратилась в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан по вопросу обеспечения медицинскими изделиями сына. Письмом от 17 января 2022 года заявителю разъяснено, что указанная система не включена в перечень технических средств реабилитации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р.
Согласно представленному ответу ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес от 05 апреля 2022 года №... пациенту ФИО1 выписаны льготные рецепты и он обеспечен: резервуаром для помпы до 28 мая 2022 года, устройством для инфузии к помпе до 28 мая 2022 года; рецепт, выписанный 23 сентября 2021 года на сенсор для мониторинга, снят аптекой с обслуживания (л.д. 59).
Частично удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями ст. 7, 41, 72, 77 Конституции Российской Федерации, ст. 4, 9, 16, 19, 29, 37, 38, 43, 73, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Положением о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года № 310, Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в котором в группе «категории заболеваний» поименован «диабет», Перечнем видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, Переченем заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 1506, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года № 1610, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с Перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года № 805, Перечнем медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, Правилами поэтапного перехода медицинских организаций к помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6 - 9 и 11 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данное постановление вступило в силу с 01 января 2022 года, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2021 года № 1968, Перечнем социально значимых заболеваний и Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715, Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, Порядка назначения и выписывания медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1181н, Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, утвержденного приказом Минздрава России от 16 мая 2019 года № 302н, исходил из того, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «Сахарный диабет 1 типа», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, к такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «Сахарный диабет 1 типа», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии, в отсутствие сенсоров для мониторирования глюкозы работа инсулиновой помпы теряет эффективность своего предназначения для улучшения качества жизни ребенка, таким образом, представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость ФИО1 в системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг). Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими изделиями лиц, страдающих сахарным диабетом. Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарствами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выписанного лечащим врачом медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, при этом лечащий врач указанной медицинской организации определяет нуждаемость и объем необходимых больному медицинских изделий. Согласно данным клинически рекомендациям системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (НМГ) измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5 - 15 мин. с помощью устанавливаемых подкожно датчиков (сенсоров); использование НМГ в реальном времени может быть полезным для пациентов с сахарным диабетом любого типа, получающих интенсифицированную инсулинотерапию (многократные инъекции инсулина или инсулиновая помпа), исходно проводящих самоконтроль гликемии с частотой не менее 4 раз в сутки, а также при нарушении распознавания гипогликемии. Отказом в обеспечении датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы Enlit ММТ 7008А в количестве 5 штук в месяц, являющимися частью установленной пациенту гибридной системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, права ребенка-инвалида ФИО1 нарушены.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Система непрерывного мониторинга глюкозы как самостоятельное медицинское изделие, в указанный Перечень не входит, вместе с тем, она предусмотрена в составе инсулиновой помпы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 207650).
Возможность установки системы непрерывного мониторинга глюкозы в составе соответствующего медицинского изделия (инсулиновой помпы) предусмотрена и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены «Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у детей», разделом 3.5 которых предусмотрена помповая инсулинотерапия, разделом 3.6 - непрерывное мониторирование глюкозы (НМГ), а в таблице 7 указаны системы непрерывного мониторирования глюкозы - система черескожного мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 269540), а также передатчик имплантируемой системы мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 332910).
Согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи ребенку-инвалиду ФИО1 было проведено комплексное лечение включающее установку гибридной системы подачи инсулина с функцией периодической остановки подачи инсулина по уровню гликемии (помпа MiniMed 640G, MMT 1711) в комплекте с устройством непрерывного мониторинга глюкозы, в связи с чем требование истца о предоставлении сенсоров мониторирования глюкозы за счет средств бюджета является обоснованными.
Кроме того, судом обоснованно указано на индивидуальные особенности ребенка (возраст, неспособность адекватно самостоятельно контролировать свое состояние, установленной высокой вариабельностью гликемии, частыми гипогликемиями, которые он не ощущает), что отражено в меддокументации с указанием специалистов-эндокринологов о том, что ФИО1 требуется круглосуточный мониторинг уровня глюкозы в крови.
При этом, судебная коллегия учитывает, что сущность работы гибридной системы круглосуточного мониторинга гликемии в составе инсулиновой помпы, предоставленной ребенку в связи с необходимостью круглосуточного мониторинга уровня глюкозы в крови в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи по направлению Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, заключается в возможности периодической остановки подачи инсулина по уровню гликемии, чем обусловлена необходимость использования устройства непрерывного мониторинга глюкозы с датчиками к нему.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, несмотря на установку гибридной системы круглосуточного мониторинга гликемии в составе инсулиновой помпы, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не обеспечивало возможность ее использования, отказываясь от предоставления сенсоров к ней, ссылаясь в ответах на обращения пациента и медучреждения, где ребенок-инвалид получает амбулаторное лечение, на то, что сенсоры не входят в перечни устройств, предоставляемых бесплатно.
Однако некорректная работа установленной по медицинским показаниям гибридной системы круглосуточного мониторинга гликемии в составе инсулиновой помпы с возможностями периодической остановки подачи инсулина по уровню гликемии может привести к жизнеугрожающему состоянию, поскольку в анамнезе заболевания ФИО1 указана вариабельность глюкозы от 6,4 до 17 ммоль/л, ввиду чего был назначен такой мониторинг.
Система непрерывного мониторинга глюкозы в составе гибридной инсулиновой помпы не предоставляет возможность периодической остановки подачи инсулина по уровню гликемии без соответствующих сигналов датчиков, оставляя ответственность за принятие решений об оценке собственного состояния и корректировке работы помпы на ее пользователя, т.е. в рассматриваемом случае на ребенка.
Следовательно, спорные медицинские расходные материалы необходимы ФИО1 для корректного и своевременного применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нуждаемость ФИО1 в использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы подтверждена как назначением лечащих врачей, сторонних медицинских специалистов, так и решением врачебной комиссии от 22 июля 2021 года, выданным рецептом, а также ранее принятым ответчиком решением о направлении ребенка для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, включающей в себя установку гибридной системы непрерывного мониторирования глюкозы.
Таким образом, судебная коллегия находит обосновании выводы суда первой инстанции о том, что датчик круглосуточного мониторинга гликемии в составе гибридной инсулиновой помпы, хотя и не включен в соответствующий перечень медицинских изделий, однако жизненно необходим ФИО1, в связи с чем он должен обеспечиваться данным медизделием на бесплатной основе за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о безосновательности взыскания убытков в связи с самостоятельным приобретением спорных изделий, судебная коллегия учитывает следующее.
В подтверждение расходов на приобретение медицинских изделий - сенсоров к помпе ММТ-7008А законным представителем ребенка-инвалида представлены чеки от 27 ноября 2021 года на сумму 16 500 руб., от 19 января 2022 года - 17 500 руб., всего - 34 000 руб. (л.д. 14, 15).
Вопреки додам апелляционной жалобы, ФИО1, получив 08 июля 2021 года назначение врача-эндокринолога при выписки из ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России, затем положительное заключение врачебной комиссии ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес от дата, а также рецепт ГБУЗ РБ Городская больница №... адрес от 23 сентября 2021 года на сенсоры для мониторирования глюкозы Enlit ММТ 7008А, который был снят аптекой с обслуживания, самостоятельно приобрел спорные датчики.
При этом судом обоснованно учтено, что в переписке с Министерством здравоохранения Республики Башкортостан по вопросу включения спорного медицинского изделия в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецепту на медизделия при предоставления набора социальных услуг, лечебное учреждение заявляло о включении ребенка-инвалида ФИО1 в сводную потребность на обеспечение соответствующим датчиком, выписав рецепт на данное изделие, поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что вины на стороне медучреждения в необеспечении ребенка-инвалида спорным медизделием не имеется.
Поэтому расходы на приобретение медицинского изделия в подтвержденном документально размере на общую сумму 34 000 руб. подлежали возмещению Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, не принявшим своевременно меры при выявлении потребности ребенка-инвалида в медицинском изделии.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что пациент, следуя назначениями лечащих специалистов, за свой счет приобрел систему Enlit ММТ 7008А, стоимость которой сопоставима с аналогами, обратное не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции не опровергли. Доводы подателя апелляционной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, и не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – Вайнбаума К.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: | И.Я. Индан Г.Д. ВахитоваГ.З. Фахрисламова |
Справка: федеральный судья Искандарова Т.Н.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2022 года.