Дело № КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего: Назаренко И.А.,
при секретаре: Антоновой У.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
03 октября 2018 года
дело по исковому заявлению Шулова О. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода учебы в училище в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Шулов О.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода учебы в училище в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ, Шулов О.В. обратился к ответчику ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) с целью оформления досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункта 11 части 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях », № 400-ФЗ от 28.12. 2013 г. Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ, в назначении досрочной страховой пенсии отказано якобы из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Указанное решение считает незаконным и необоснованным. Из решения ответчика видно то, что он не включает в специальный стаж период обучения на дневном отделении в Профессиональном техническом училище № <адрес> по профессии «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по 01.01. 1993 г.( 3 года 4 месяца 1 день ), в календарном исчислении.
Просит признать незаконным решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонного) за № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 30 Федерального закона « О страховых пенсиях», №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 30 Федерального закона « О страховых пенсиях», №400 -ФЗ от 28.12. 2013 г., период обучения на дневном отделении в Профессионально - техническом училище № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по 01.01. 1993 г.( 3 года 4 месяца 1 день), в календарном исчислении. Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения к ответчику, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 30 Федерального закона « О страховых пенсиях», №400-ФЗ от 28.12. 2013. Взыскать с ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) понесенные расходы : на оплату государственной пошлины при подаче искового заявления - 300 рублей, за составление искового заявления-2000 рублей, за услуги представителя - 8000 рублей. Всего 10 300 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца Слепченко В.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Сытова Н.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения иска возражала.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На основании п. 20 ст. 21 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2014г. № 400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2014г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
В соответствии с п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии и с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, организациями; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии выше указанного Закона - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из положения Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555, также усматривается, что трудовой стаж, приобретённый после регистрации качестве застрахованного лица, определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, до регистрации в качестве застрахованного лица - исходя из документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Причём основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п.п.6 п. II Правил). Об этом же говорится и в статье 66 Трудового Кодекса РФ, т.е. что трудовая книжка установленного образца является основным документом трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий. Согласно п.6 Правил основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шулов О.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях».
Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Как установлено судом и не оспаривается участниками, ответчиком не включен в специальный стаж период обучения истца в профессионально-техническом училище № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец с этим не согласен, полагает эти периоды подлежащими учету в качестве специального стажа при назначении пенсии.
Суд находит указанное решение ответчика необоснованным исходя из следующего.
Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил обучение в профессионально-техническом училище № <адрес> по профессии <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу подземным электрослесарем 4 разряда на АО УК «Кузнецкуголь» Шахта «Абашевская». Указанная работа в качестве <данные изъяты> ответчиком включена в специальный стаж, что сторонами не оспаривается.
Суд находит решение ответчика о не включении в специальный стаж периода учебы в указанном ПТУ незаконным исходя из следующего.
Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, следует, что, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В спорный период времени действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В силу подпункта "з" пункта 109 названного Постановления кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При этом пунктом 109 Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, период, указанный в подпункте "з", приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Работа истца, к которой он приступил после окончания обучения, предусмотрена Списком и включена ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С учетом приведенных обстоятельств и норм закона, период прохождения обучения подлежал включению в специальный трудовой стаж, как приравненный к работе в условиях Списка, что само по себе свидетельствует о соблюдении условия занятости на подземных работах полный день, поскольку льготный характер работы истца, следовавшей за спорным периодом и включенной в специальный стаж, подтвержден в установленном законом порядке.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, период обучения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в профессионально-техническом училище № <адрес> следует включить в специальный трудовой стаж для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в календарном порядке.
Как следует из решения Управления Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №, неоспариваемый специальный стаж истца на дату обращения к ответчику составлял 23 года 02 мес. 01 день. Спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 года 4 мес. 1 день.
Следовательно, с учетом спорного периода на дату обращения за назначением пенсии истец имел специальный стаж свыше 25 лет, а именно: 26 лет 06 мес. 02 дня.
На основании изложенного суд считает, что следует признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях».
Обязать Управление Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
По правилам ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом представлен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ об оплате госпошлины в размере 300 руб., суд полагает, что следует взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение расходов по оплате пошлины 300 руб.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по и письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя разумных пределах.
В суд истцом представлена квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате услуг представителя на сумму 10 000руб., в том числе составление иска 2 000руб. и представительство в суде 8 000 руб.
С учетом доказанного размера исковых требований, с учетом сложности дела, количества судебных заседаний (по делу проведено одно судебное заседание), требований разумности и справедливости, объема проделанной представителем работы, суд полагает возможным взыскать с ответчика судебные расходы за составление иска в сумме 1 000руб. и на представительство в суде в сумме 5 000 руб. Всего расходов по оплате услуг представителя в сумме 6 000руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Шулова О. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода учебы в училище в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании судебных расходов.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях».
Обязать Управление Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) включить в специальный стаж Шулова О. В. для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ период обучения в профессионально-техническом училище № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) назначить Шулова О. В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с момента обращения, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) в пользу Шулова О. В. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., по оплате услуг представителя в сумме 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий (подпись) И.А.Назаренко
Копия верна. Судья. И.А.Назаренко
Решение вступило в законную силу «____»__________________20___года.
Судья