РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» мая 2020 года Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.,
при секретаре Шелковской А.А.,
с участием:
представителя истца Кузнецова С.Н. по доверенности Мугу А.А.,
представителя ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» по доверенности Галяутдинова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецва С. Н. к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об индексации сумм, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
у с т а н о в и л:
Кузнецов С.Н. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об индексации сумм, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что он является инвалидом второй группы вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26.10.2006 в его пользу с ответчика начиная с 01 сентября 2006 года взысканы проиндексированная ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 1308,14 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью в сумме 2180,26 руб. Указанные выплаты взысканы судом с последующей их индексацией в установленном законом порядке.
Как указывает истец, ответчик, несмотря на прямое указание в решении суда, индексацию сумм, входящих в объем возмещения вреда здоровью не производит, в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика по доверенности исковые требования не признал, в обоснование позиции представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Положениями статей 14, 15, 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 предусмотрены ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью, а также выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года, принимая Закон РФ от 15 мая 1991 года N1244-1, законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях. Учитывая то обстоятельство, что в результате данной аварии были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, возникает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.
Таким образом, как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.
Федеральным законом от 07 августа 2000 года N122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" был определен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Данным Федеральным законом были внесены изменения, в том числе, в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей.
При этом п. 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ в ст. 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 внесены изменения, согласно которым гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 рублей, III группы - 400 рублей.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации находящиеся в системном единстве положения ст. 3 и п. 3 ст. 4 Федерального закона "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", пункта 10 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 7 августа 2000 года), части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года), части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статей 3 и 4 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Принимая во внимание вышеуказанные акты, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 г.г. недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 07 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171, от 21 декабря 2007 года N 914 (ред. от 24 декабря 2008 года), от 21 декабря 2007 года N 914 (ред. от 07 июля 2009 года), от 16 декабря 2009 года N 1024, от 21 декабря 2010 года N 1079, от 08 декабря 2011 года N 1019, от 04 декабря 2012 года N 1255, от 19 декабря 2013 года N 1189 и от 18 декабря 2014 года N 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и установлены коэффициенты индексации за соответствующий период. Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ действие вышеуказанных норм первоначально было приостановлено до 01 января 2016 года, а затем - до 01 января 2017 года и до 01 января 2018 года. Этим же законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами N 1244-1, N 175-ФЗ, N 2-ФЗ. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ в 2015 году выплаты, пособия и компенсации индексировались в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Порядок индексации с 01 февраля 2016 года установлен статьей 4 Федерального закона N 68-ФЗ, а с 01 февраля 2017 года - статьей 4.2 этого Закона.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона N 444-ФЗ от 19.12.2016), действующей с 01 января 2018 года размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, истец является инвалидом второй группы вследствие радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26.10.2006 в его пользу с ответчика начиная с 01 сентября 2006 года взысканы проиндексированная ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 1308,14 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью в сумме 2180,26 руб.
Указанное свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым ответчик такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ.
Поэтому, разрешая заявленные требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из того обстоятельство, что в настоящий момент размеры выплачиваемых ему на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышают их размеры относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Доводы стороны истца относительно того, что компенсационные выплаты ему назначены судом с последующей их индексацией в связи с чем требования подлежат удовлетворению, судом не могут быть приняты во внимание, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.
Суд полагает необходимым отметить, что индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцу выплат.
С учетом приведенных выше норм материального права и установленных по делу обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований об индексации сумм, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С учетом изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кузнецва С. Н. к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об индексации сумм, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
С у д ь я –
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2020 года.