Решение по делу № 2-7115/2024 от 28.05.2024

УИД 11RS0001-01-2024-008874-49

Дело № 2-7115/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2024 года                        г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Зотовой М.О.,

с участием истца Кирилюка А.И.,

представителя ответчика Ануфриевой М.В.,

третьих лиц Кирилюк Н.Г., Кирилюка А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилюка Ильи Алексеевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании постановления незаконным, принятии на учёт на получение социальной выплаты и на предоставление земельного участка,

у с т а н о в и л :

Кирилюк И.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... в части принятия решений об отказе в принятии его на учёт в качестве имеющего право на получение социального выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» и в части принятие его на учёт на получение земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений»; обязании принять его на указанные учёты.

В обоснование иска указано, что ответчик необоснованно отказал в принятии на учёт с составом семьи из одного человека, поскольку неправомерно была учтена доли в праве собственности ..., с которой он совместно не проживает, на иное жилое помещение. Также было указано на необоснованный учёт при определении его нуждаемости площади всего жилого дома (36,8 кв.м), где он проживает, без учёта проживания в этом доме иных посторонних для него лиц и без учёта того, что его матери принадлежит только доля в праве общей долевой собственности на дом. По мнению истца, учёту подлежала половина площади указанного дома (18,4 кв.м). Кроме того, проживание в этом доме не является для истца безопасным, поскольку дом имеет большой износ, является неблагоустроенным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кирилюк Н.Г., Кирилюк А.А., Кирилюк Е.А.

В судебном заседании Кирилюк И.А. на иске настаивал.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.

Кирилюк Н.Г., Кирилюка А.А. иск поддержали.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Кирилюк И.А. имеет права и льготы, установленный п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

...

...

...

С ** ** ** Кирилюк И.А. сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: ....

Также по указанному адресу сохраняют регистрацию по месту жительства: Кирилюк Н.Г. (... истца, с ** ** **), Кирилюк Е.А. (... истца, с ** ** **).

Кирилюк И.А. на период с ** ** ** по ** ** ** сохраняет регистрацию по месту пребывания по адресу: ....

Кирилюк Е.А. на период с ** ** ** по ** ** ** сохраняет регистрацию по месту пребывания по адресу: .... В настоящее время Кирилюк Е.А. проходит обучение в очной форме в образовательном учреждении, расположенном в ....

Кирилюк А.А. (...) с ** ** ** сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: ....

...

Жилое помещение по адресу: ..., общей площадью 54,6 кв.м., принадлежит на праве общей совместной собственности Кирилюку А.А. и Кирилюк Н.Г. (запись в ЕГРП от ** ** **) на основании договора купли-продажи от ** ** **, приобретено ими в период брака.

Также Кирилюку А.А. на праве собственности в порядке наследования принадлежит жилой дом по адресу: ..., общей площадью 28,7 кв.м (запись в ЕГРП от ** ** **).

Кроме того, Кирилюку А.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: ..., общей площадью 34,3 кв.м, которое было приобретено им по договору купли-продажи от ** ** ** в период ...

Кирилюк И.А. и Кирилюк Е.А. собственниками какого-либо жилого помещения не являются.

Индивидуальный жилой дом по адресу: ..., общей площадью 36,8 кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности Кирилюк Н.Г. (1/2 доля в праве, запись в ЕГРП от ** ** ** на основании решения суда от ** ** **), ФИО5 (1/4 доля в праве, запись в ЕГРП от ** ** **) и ФИО6 (1/4 доля в праве, запись в ЕГРП от ** ** **).

Как следует из технического паспорта БТИ от 2006 года, указанный дом представляет собой одноэтажное здание, 1952 года постройки. В качестве благоустройства указанный дом имеет только электроснабжение.

** ** ** Кирилюк И.А. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с запросами о принятии его с составом семьи из одного человека на учёт на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» и на учёт на получение земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «ветераны боевых действий».

В запросе в качестве иных лиц, проживающих в жилом помещении и не являющихся членами семьи Кирилюка И.А., были указаны Кирилюк Н.Г. (...) и Кирилюк Е.А. (...).

На заседании общественной комиссии по жилищным вопросам ** ** ** были даны предложения отказать Кирилюку И.А. в принятии на учёт в качестве имеющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ и отказать в принятии его на учёт на получение земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ.

В обоснование предложений было указано на то, что Кирилюк И.А. с составом семьи из трёх человек, включая Кирилюк Н.Г. и Кирилюк Е.А., зарегистрирован по адресу: ..., общей площадью 36,8 кв.м. При этом Кирилюк Н.Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: ..., общей площадью 54,6 кв.м. Указанные жилые помещения непригодными для проживания не признаны, в связи с чем обеспеченность семьи Кирилюка И.А. общей площадью жилого помещения составляет 21,37 кв.м, что более учётной нормы в размере 10,5 кв.м, установленной на территории МО ГО «Сыктывкар». Также было указано на не предоставление документов в отношении Кирилюка А.А., ...

Указанные предложения были утверждены постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №....

Письмами от ** ** ** истец был уведомлен о принятых решениях.

Не согласившись с принятыми ответчиком решениями, истец обратился в суд с иском.

Отношения, связанные с предоставлением на территории Республики Коми отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, регулируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Согласно пп. «д» п. 1 ст. 1 указанного Закона право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее – уполномоченный орган), относящиеся в категории «... и ..., члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий».

Пунктом 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ предусмотрено, что на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным данным Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.

При этом в силу п. 3 указанной статьи имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по общему правилу, признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в аварийном жилищном фонде, в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и признанном в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 непригодным для проживания;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, устанавливаемый в соответствии с федеральным законодательством, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности;

5) выезжающие из населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке, вставшие до 01.06.2010 на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе:

а) не имеющие за пределами населенного пункта, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, других жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности;

б) имеющие за пределами населенного пункта, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, другие жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности, не отвечающие установленным для жилых помещений требованиям;

в) имеющие за пределами населенного пункта, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, другие жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности, общая площадь которых менее социальной нормы общей площади жилья на соответствующий состав семьи, установленной пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона;

6) зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства в сельских населенных пунктах и проживающие в жилых помещениях, расположенных в зоне разрушения берегов рек на указанных территориях:

а) не имеющие других жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности;

б) имеющие другие жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности, не отвечающие установленным для жилых помещений требованиям;

в) имеющие другие жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности, общая площадь которых менее социальной нормы общей площади жилья на соответствующий состав семьи, установленной пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона;

7) зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства и проживающие в населенных пунктах, расположенных на территории, на которой произошел пожар или сложилась чрезвычайная ситуация, являющиеся на дату произошедшего пожара или на дату объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, утраченных в результате пожара или чрезвычайной ситуации и не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, и не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания.

Положениями п. 4 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, указанных в п. 1 ст. 1 настоящего Закона, поданных в уполномоченный орган по форме согласно приложению 1 к указанному Закону, с приложением документов, перечисленных в п. 4 ст. 2 данного Закона.

В целях обеспечения прав граждан на жилище Законом Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005 предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

В силу ч. 1 ст. 5 указанного Закона предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Республики Коми, а также в случаях, определенных в частях 2, 2-1 - 2-3 данной статьи.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми №59-РЗ от 28.06.2005 (в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику за постановкой на учёт и на момент принятия ответчиком обжалуемого решения) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно, том числе, таким категориям граждан как ветераны боевых действий.

С 19.06.2024 редакцией п. 5 ч. 2 указанной статьи к категориям граждан, которым подлежат предоставлению однократно земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома, отнесены ветераны боевых действий, за исключением лиц, указанных в п. 5-1 указанной части.

Согласно п. 5-1. 2 ст. 5 Закона Республики Коми №59-РЗ от 28.06.2005 (в редакции, действующей с 19.06.2024) к категориям граждан, которым подлежат предоставлению однократно земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома, отнесены граждане – участники специальной военной операции, являющиеся ветеранами боевых действий, за исключением военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, удостоенных звания Героя Российской Федерации, Героя Республики Коми или награжденных орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющихся ветеранами боевых действий.

Действовавшая до 19.06.2024 редакция ст. 5 Закона Республики Коми №59-РЗ от 28.06.2005 предусматривала, что в целях реализации указанной статьи под участниками специальной военной операции понимаются военнослужащие, лица, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и лица, проходящие (проходившие) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, удостоенные звания Героя Российской Федерации или награжденные орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющиеся ветеранами боевых действий.

Действующая с 19.06.2024 редакция ст. 5 Закона Республики Коми №59-РЗ от 28.06.2005 предусматривает, что в целях реализации указанной статьи под участниками специальной военной операции понимаются призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»; проходящие (проходившие) военную службу по контракту, заключенному в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005 земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в ч. 2 данной статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом Республики Коми №59-РЗ от 28.06.2005 нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в соответствии с настоящим Законом в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Земельные участки предоставляются гражданам в границах муниципальных образований муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) в Республике Коми, на территориях которых они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, или на территориях иных муниципальных образований в Республике Коми в случае, если земельные участки предоставляются в собственность бесплатно гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в соответствии с указанным Законом, а также гражданам в случаях, указанных в частях 4 и 4-1 данной статьи.

В соответствии с ч. 3-1 ст. 5 Закона Республики Коми №59-РЗ от 28.06.2005 нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным федеральным законодательством.

Действовавшая до 19.06.2024 редакция ч. 13 ст. 5(1) Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005 предусматривала, что учёт граждан осуществляется путем включения их в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее – список). Уполномоченный орган формирует список в порядке очередности, исходя из даты и времени подачи заявления и документов, по форме согласно приложению к данному Закону.

При этом ч. 11 указанной статьи (в редакции, действовавшей до 19.06.2024) было предусмотрено, что в случае, если от гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, поступило заявление о предоставлении земельного участка и требуется образование земельного участка, уполномоченный орган принимает в срок не более чем 20 календарных дней со дня поступления данного заявления решение о постановке этого гражданина на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

Согласно ч. 2 ст. 5(1) Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005 (в редакции, действовавшей до 19.06.2024) граждане, указанные в п. 5 ч. 2 ст. 5 данного Закона, вместе с заявлением о предоставлении земельного участка представляют документ, подтверждающий отнесение гражданина к ветеранам боевых действий.

Частью 3 ст. 5(1) Закона Республики Коми № 59-РЗ от 28.06.2005 (в редакции, действовавшей до 19.06.2024) было предусмотрено, что в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий граждане, кроме документов, указанных в части 2 данной статьи, с заявлением о предоставлении земельного участка представляют документы, указанные в ч. 3 этой статьи.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 4 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ для целей указанного Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Законом Республики Коми № 59-РЗ не оговорено, кто для целей указанного Закона относится к членам семьи гражданина, относящегося к категории «ветераны боевых действий».

В соответствии с положениями ст. 30 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

При этом сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону удостоверения акта свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства отнесено к компетенции органов регистрационного учета. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В Постановлении Конституционного суда РФ от 02.02.1998 по делу о проверке конституционности п.п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, Конституционный Суд РФ признал, что регистрация является лишь предусмотренным Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

Таким образом, признание граждан членами семьи друг друга основано в первую очередь не только на наличии между ними родственных связей, но и на факте их совместного проживания и ведения ими общего хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При обращении к ответчику с запросами о принятии его на относящиеся к предмету спора учёты, истцом Кирилюк Н.Г., Кирилюк А.А. или Кирилюк Е.А. в качестве членов его семьи указаны не были.

Кирилюк Н.Г. и Кирилюк Е.А. в переданных ответчику заявлениях о согласии на обработку персональных данных указывали в качестве места своего проживания жилое помещение по адресу: ....

Как следует из пояснений Кирилюка И.А. до достижения совершеннолетия он проживал вместе ... в квартире по адресу: .... После достижения совершеннолетия он с согласия ... стал проживать в доме по адресу: ..., ? доля в праве общей долевой собственности на который принадлежит .... Какого-либо договора между ними не заключалось. ... и ... после этого вместе с ним не проживали, общего хозяйства с ними и со ... он после достижения совершеннолетия не ведёт. В настоящее время он продолжает проживать в доме по адресу: ..., который фактически разделён на две части. Второй частью пользуется ФИО5 Части дома имеют отдельные входы. Каких-либо родственных связей у него с семьёй Руссу не имеется.

Кирилюк Н.Г. и Кирилюк А.А. в своих объяснениях подтвердили вышеуказанные обстоятельства, пояснив, в том числе, что после ** ** ** года они вместе с Кирилюком И.А. совместно не проживали и общего хозяйства не вели. Сами они проживают в квартире по адресу: .... Иногда они приходят в дом по адресу: ..., где проживает Кирилюк И.А., чтобы навестить его и при необходимости помочь ему, поскольку не всю работу по дому Кирилюк И.А. может выполнить сам по состоянию здоровья.

Допрошенный судом в качестве свидетеля ФИО7 показал, что он бывал в доме по адресу: ..., где проживает Кирилюк И.А., так как они поддерживают с ним общение, вместе играют в компьютерные игры. Когда он посещает этот дом, то никого кроме Кирилюка И.А. в доме он никогда не видел, включая родственников Кирилюка И.А.

Каких-либо доказательств того, что Кирилюк Н.Г., Кирилюк А.А. и/или Кирилюк Е.А. на момент обращения истца к ответчику за принятием на соответствующие учёты и к настоящему моменту являются членами семьи истца в понимании Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ и жилищного законодательства РФ, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным в ходе рассмотрения дела факт того, что Кирилюк Н.Г., Кирилюк А.А. и Кирилюк Е.А. не являются членами семьи Кирилюка И.А. для целей постановки на учёт на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ и для целей постановки на учёт в качестве имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ.

Также не имеется оснований полагать, что Кирилюк И.А. пользуется жилым домом по адресу: ... качестве члена семьи собственника, поскольку в этом доме он вместе с Кирилюк Н.Г., как участником общей долевой собственности на этот дом, вместе не проживал и не проживает. Фактически между Кирилюком И.А. и Кирилюк Н.Г. сложились правоотношения по безвозмездному пользованию указанным домом, а не правоотношения между собственником и членом семь собственника жилого помещения, в понимании жилищного законодательства. Каких-либо самостоятельных прав пользования в отношении указанного дома Кирилюк И.А. не приобрёл.

При вышеуказанных обстоятельствах не имелось основания для учёта площади принадлежащих Кирилюк Н.Г. и Кирилюку А.А. жилых помещений при расчёте обеспеченности Кирилюка И.А. общей площадью жилых помещений.

Таким образом, Кирилюк И.А. не является нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

При таких обстоятельствах у ответчика не имелось оснований для принятия решений об отказе в принятии истца не относящиеся к предмету спора учёты.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств бюджета (или иным образом) отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

С учетом изложенного, требования Кирилюка И.А. подлежат удовлетворению. Постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 28.02.2024 № 2/720, в части отказа в принятии Кирилюка И.А. на учёт в качестве имеющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ и в части отказа в принятии его на учёт на получение земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ, подлежит признанию незаконным.

В целях восстановления нарушенных прав истца, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит возложению судом обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу:

принять Кирилюка И.А. на учёт на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ по категории «...», с составом семьи из одного человека, с учётом даты его обращения за принятием на такой учёт ** ** **;

- принять Кирилюка И.А. на учёт в качестве имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ по категории «...», с составом семьи из одного человека, с учётом даты его обращения за принятием на такой учёт ** ** **.

Указанный срок суд находит разумным и соответствует объёму и характеру действий, который подлежат выполнению ответчиком в целях исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Кирилюка Ильи Алексеевича (...) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... в части отказа в принятии Кирилюка Ильи Алексеевича на учёт в качестве имеющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» и в части отказа в принятии его на учёт на получение земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений».

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять Кирилюка Илью Алексеевича на учёт на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «...», с составом семьи из одного человека, с учётом даты его обращения за принятием на такой учёт ** ** **.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять Кирилюка Илью Алексеевича на учёт в качестве имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в рамках Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «...», с составом семьи из одного человека, с учётом даты его обращения за принятием на такой учёт ** ** **.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                  Д.А. Паншин

Мотивированное решение составлено – 07.10.2024.

2-7115/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кирилюк Илья Алексеевич
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Кирилюк Надежда Георгиевна
Кирилюк Алексей Анатольевич
Кирилюк Екатерина Алексеевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
28.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.08.2024Предварительное судебное заседание
16.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее